Интервью

О церковном благочестии

О церковном благочестии 26.01.2016

Благоговейное отношение к храму, к святыням, к богослуже­нию — так в Православии понимается церковное благочестие. Но люди, приходящие в церковь, часто не знают или просто игнорируют установленные правила. Эта тема и легла в основу беседы с митрополитом Даниилом.

Настроиться на таинство Благодарения

Потеря церковности, к сожалению, — это болезнь православных христиан. Почему мы говорим: человек должен воцерковиться? Что это значит? В живом организме каждая клеточка выполняет свою функцию, не подавляя других и тем самым создавая баланс и гармонию в целом. Вот и человек должен стать клеточкой организма — Церкви, которая являет собой общество людей, объединенных Духом Святым, определенными законами, заповедями Божиими.

К сожалению, такое положение вещей во многом было потеряно в советский период, когда священникам запрещали вести работу с людьми. Не все священнослужители могли проповедовать, многие говорили неярко, поскольку за сильную проповедь уполномоченный по делам религии чиновник имел право запретить им служение в храме. Сейчас мы пожинаем плоды: люди приходят в церковь, не понимая, как себя там вести.

Если человек неправильно пользуется лекарствами, в лучшем случае эффект от них окажется нулевым, в худшем — отрицательным, можно нанести вред организму. Так же и в отношении церковных таинств. Можно навредить себе молитвой, и не Бог тебе вредит, а ты сам себе. В Евангелии есть замечательный пример, когда неправильная молитва дает результат со знаком минус, — притча о мытаре и фарисее, когда первый ушел из храма оправданным, а второй осужденным.

На богослужение принято приходить заблаговременно. Сначала мы настраиваем свое сердце. Нужно избавиться от мыслей и впечатлений, которые рождались в голове, пока мы шли в храм. Перед Литургией читают Часы — это своего рода настройка к величайшему таинству Благодарения Бога.

Что мы делаем во время чтения Часов? Поминаем живых и усопших родственников, близких, знакомых. В это время совершается проскомидия, когда священнослужитель вынимает частички из просфор. Его молитва соединяется с нашими, независимо от того, где мы стоим, — в метре от алтаря или в конце храма, главное — мы совершаем молитвенное поминовение и правильно настраиваем свои сердца.

По окончании Часов священнослужитель провозглашает: «Благословенно Царство...» — и далее: «Миром Господу помолимся… О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся... О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Эти прошения о мире, чтобы в первую очередь он пребывал в наших сердцах. Такое состояние называется еще состоянием равновесия. Все великие дела совершаются в состоянии равновесия, когда есть время осознать, продумать свои действия. Так же и здесь, в храме, наше сердце приготовилось.

Далее начинаются антифоны, и человек впитывает, повторяет про себя то, что он слышит. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа». Мы пришли благодарить Бога. У нас нет ничего своего, все, что мы имеем, таланты, удачные проекты, как сейчас говорят, — все это милость Божия. Господь помогает, и у нас получается. Он настолько милостив, что помогает и тем, кто отрицает Его бытие, от Него отворачивается. Бог нас любит больше, чем любит ребенка мать.

Если человек опаздывает на Литургию, он пропускает и поминовение своих близких. А это «посылки», которые мы им передаем. Мы потеряли традицию поминать усопших. Раньше на панихиду приносили самое лучшее. Одна женщина, отошедшая в мир иной, приснилась своей дочери, а та была весьма небрежна в поминовении — на канон приносила только сахар. Дочь спросила у своей мамы: как там? И она ей ответила, что всем присылают посылки с богатыми яствами, а мне приходит лишь сахар…Человек приносит для поминовения что-то хорошее, чтобы другие, вкушая, помолились за тех, за кого это принесли.

Храм Божий — место молитвы. До начала богослужения нужно подойти к иконам, поставить свечки. Если во время службы, когда читают Евангелие, человек начинает пробираться к подсвечнику, он волей-неволей касается других и тем самым отталкивает от молитвы, отвлекает. Можно ведь и после богослужения приложиться к иконе, если не успел до начала. Но во время Литургии не надо ходить!

Нужно сказать и несколько слов об Исповеди. На ней называем сам грех: гневаюсь и ругаюсь. Не надо рассказывать, при каких обстоятельствах произошел тот или иной инцидент, с кем он произошел. На Исповеди мы говорим о факте, одним словом. Главное, чтобы при этом было сожаление, скорбь. Скорбь ради Бога приводит человека к покаянию. А мирская печаль приводит к смерти. Если тебя чего-то лишили, ты переживаешь. Но разве это что-то дает? Ничего. Что такое печаль? То, что пришло в результате греха. А грех родил двух сыновей: смерть и страдание. Но Господь сделал так, что дети убивают своего отца. Смерть заглаживает многие грехи. А печаль вменяется даже вместо делания. Не исполнил что-либо человек, но печалится, что не совершил этого: «Господи, прости!» И Господь через эту печаль, через переживание прощает грех.

А есть ли мир в сердце?

Так что Исповедь — это переживание в первую очередь. Молитвы, которые читаем перед Причащением, — плач о грехах. Нужно читать их, чтобы пропитаться духом покаяния. Этот дух усиливается, когда человек приходит на службу. Самая сильная молитва Иисусова: «Господи, помилуй!», — которую мы произносим не просто на уровне сознания, а так, чтобы сердце откликалось. Когда молитвы проходят через сердце, они приносят нам Божественную благодать.

Перед Причастием Святых Христовых Тайн звучат слова: «Ты Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». То есть я самый большой из грешников, первый из них. И еще звучит молитва: «Помяни мя», Господи, во Царствии Твоем». Так говорил не святой, а разбойник — негодный человек, который до этих слов был преступником, а после стал угодником Божиим.

Теперь о причащении детей. Конечно, это необходимо. Ребят следует приучать к благоговейному, внимательному поведению в храме, ведь это не игровая комната, расписанная красивыми образами. При этом невозможно воцерковить ребенка, если родители сами не будут жить церковной жизнью. Храм — место встречи с Богом, Дом Божий, Бог везде, но здесь Он особенно пребывает, поскольку Его Тело и Кровь находятся на престоле постоянно. Если кому-то становится плохо, кто-то попал в аварию, лежит в больнице, священнослужитель берет Святые Дары и причащает больного человека.

Правильное поведение в храме, правильный настрой способствует усилению наших молитв и тому, что благодать Божия свободно входит в нас. Если же на богослужении мы осуждаем кого-то, испытываем неприязнь, разговариваем — это крайне нехорошо.

Херувимы предстоят во время Литургии Богу со страхом и трепетом. А у нас страха нет… «Со страхом Божиим и верою приступите», — перед Причастием говорит священник. А перед Евхаристическим каноном: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносити». Нужно себя вопрошать: «Есть ли у меня страх? А есть ли мир?» Если нет, укорить себя от всего сердца: «Господи, прости меня, помяни меня во Царствии Твоем…» Вот правильное поведение в храме. И тогда человек уходит со службы одухотворенный. А можно выйти еще в худшем состоянии, чем пришел.

Очень важно — никого не осуждать и все прощать. В храме много всяких мыслей посещает, сложно с ними совладать, а еще наши разговоры… О чем разговаривать? Что может быть выше? Здесь находится Сам Христос. Часто сетуем: вот, Бог ничего не дает… Так ты сам не собрал мысли, себя не укорил, а наоборот, укоряешь кого-то… Помню, бабушка одна мне пожаловалась:

— Все меня обижают, я жертва.

Спрашиваю:

— Вы молчите или отвечаете?

А она:

— Ну как же молчать-то! Вообще заклюють!

Се, стою у двери

Нередко люди говорят: всю службу мысли улетали то туда, то сюда. А ты пожалуйся на себя Богу: «Сегодня что-то совсем плохо мне, помоги, Господи!» Человек должен осознавать качество (своей) молитвы, один раз хорошо помолился, другой хуже. Это как небо, оно не всегда в одном состоянии: бывает, солнце светит, облачка бывают маленькие, бывают свинцовые, а бывает так, что все небо обложило и никакого просвета. Так же и наша молитва. Мы хотим принять самого дорогого гостя в мире, во вселенной — Христа — в свое сердце. Мы должны приготовиться. Частое причащение Христовых Тайн должно быть. Раз в месяц причащайтесь, а когда праздники, еще чаще. И нужно себя хранить после Причастия. Особенно враг нападает гневом и раздражительностью. Нужно опять же просить помощи Божией: «Господи, помоги мне удержаться».

«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), — говорит нам Господь. Человек приходит в храм, это начало. Святому Исааку Сирину принадлежат слова: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную». Царствие Божие внутри нашего сердца, которое нужно настроить, очистить, и тогда входить на молитву. Божественная благодать — «подзарядка», которую мы в изобилии получаем на богослужении. Когда молимся дома, благодать подается по капельке, а когда в храме — изливается потоками.

Подготовила Людмила Селиванова








Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.