Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Интервью

И увидите небеса отверстыми...

И увидите небеса отверстыми... 24.04.2018

Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных —апостола Павла, который был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Что это было за событие, он и сам не мог ясно определить и не понимал, участвовало ли его тело в вознесении в рай или же он вознесся туда только в духе своем. Что касается выражения «третье небо», здесь имеется в виду высшее пространство, где находится престол Божий.

Рай — место, в которое попадают души, способные там жить. Приведу пример. Один мой друг поехал на работу в Сирию, и в скором времени у него появились проблемы с глазами. Врач сказал, что в обязательном порядке нужно носить солнцезащитные очки, поскольку солнце в той местности светит слишком ярко и есть риск потерять зрение. Мой друг рассказывал, что этот мощный световой поток действительно доставлял сильный дискомфорт. Так и мы не можем смотреть на Господа нашими глазами, поскольку Он — Солнце, Солнце Правды. Когда Божия Матерь явилась преподобному Сергию, ученик его упал и бездыханен был, а сам святой склонил главу, поскольку не мог видеть свет во всей его полноте.

В Евангелии есть история о встрече Бога с бесноватым. Что дала она бесноватому — радость, что он Бога увидел в человеческой природе? Нет, для него это было страшное мучение. И он воскликнул: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Но что Господь сделал дьяволу — бил, жег огнем? Нет. Просто само пребывание с Богом для дьявола мучение. И пребывание с Богом людей, которые пронизаны энергией дьявола, а у него она своя — это грех, беззаконие, ненависть к Богу, — ужасно болезненно. Для них уготовано другое место. Господь скажет: «идите от от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41). То есть это место уготовано дьяволу. Но подобное тянется к подобному. Приведу цитату святителя Игнатия Брянчанинова:

«Православная Церковь признает в вечности двоякое мучение, как и двоякое блаженство: 1) внутреннее, производимое ощущениями и помышлениями, рождающимися от положения, и 2) внешнее, производимое обстановкой извне. Но объяснение, якобы червь неусыпающий знаменовал собою внутреннее мучение, принадлежит собственно Западной Церкви. Православная Церковь признает червь червем, не пытаясь объяснить то, о чем сказано просто, без объяснения, не могущего быть удовлетворительно понятым в том состоянии, в котором мы находимся…Подробное исчисление адских мук внутренних и внешних можно видеть в учениях святого Димитрия Ростовского. Это исчисление помещено в "Слове о смерти". Слова Писания о райском наслаждении и о адской муке должно принимать просто и прямо, наставляет святой Тихон Воронежский».

В нашем состоянии можно лишь относительно рассуждать об этих вещах. Ведь даже апостол Павел, который был восхищен до третьего неба, отказался давать «комментарии». И это понятно. Как слепым людям рассказать о красоте весеннего луга? Ведь только красный цвет, например, имеет 14 оттенков. Цвет спелой вишни, граната, гвоздики... Мы ассоциируем его с чем-то. А если человек не видит, как ему объяснить? Это невозможно. Невозможно описать того, чего человек не вкушал. То, что Бог уготовал любящим Его, не видело наше око, не слышало наше ухо.

Рай находится в том месте, куда человек не может попасть физически. В нашем теле это невозможно. Господь сказал в Евангелии: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51). Итак, небо отверсто, кто его отверз? Христос Своим подвигом. Но почему мы не видим сходящих ангелов? Преступника изолируют, чтобы он не развращал и не пугал других людей. Бог изолировал человека с момента грехопадения. А что является изоляционным материалом? Человеческое тело. Это изолятор. Мы не видим добрых духов — ангелов. А Адам, поскольку имел другую природу, «без изоляции», видел их и общался с ними, он был подобен ангелам. С момента грехопадения человеческая природа извратилась. Это можно сравнить с человеком, который повредился зрением и ничего не видит, а вокруг продолжает существовать все тот же прекрасный мир. Нам не свойственно видеть ангелов, зрение духовное у нас полностью нарушилось, а от бесов нас Господь оградил, как ограждают от преступников.

Таким образом, человек остался на земле в тягостном состоянии, изоляционный материал весьма тяжел, как первые скафандры. Говорят, в них невозможно было работать, это были нечеловеческие условия. И Адам почувствовал этот скафандр, в котором 930 лет прожил, испытывая печаль, скорбь, страдания.

Почему мы не видим ангельский мир? Когда песчаная буря запорошит глаза, их нужно промыть. А как промыть духовное зрение — наше сердце? «Чистые сердцем Бога узрят», — говорит Христос. Нужно заглядывать в глубину своего сердца, достигать глубины покаяния и смирения. Это длительный процесс, и, если будем так действовать, узрим, что Господь пожелает открыть.

Где находится ад? Об этом известно христианам. Мы поем: «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя», — то есть вечные оковы сокрушил Господь, сошедши в преисподнюю. Ад находится в центре земли, и об этом много свидетельств и Священного Писания, и отцов Церкви. Но это месторасположение нужно понимать не географически, а, в первую очередь, духовно, иерархично. Исповедь и Причастие, церковная жизнь, святыни, которые мы имеем в наших жилищах, ограждают нас от воздействия адских сил. Как и крестное знамение. Если хотя бы и самый малый служитель Христов крестится, то бесы трепещут и теряют всю силу.

Дьявол — обманщик, он обманул наших прародителей и теперь увлекает нас своим лукавством. Его обман заключается в том, чтобы человека всячески оторвать от Бога, отвлечь от мыслей, что предстоит ответить за свои дела и слова, сердечные пожелания и ощущения. Страдания и боль, которые мы испытываем на земле, даются, чтобы избавить от той боли, от тех страданий. А там будет в миллион раз больнее. Здесь мы должны прийти в состояние ангелов и святых угодников Божиих. Все проходят испытания в этой жизни, верующие и неверующие, хотим мы этого или не хотим. Но одни приобретают от этого, а другие еще больше теряют. Почему? Духовные люди, когда настигают искушения, болезни, страдания, клевета, в первую очередь благодарят Бога. Не хулят других, а заставляют себя быть благодарными Господу. Это трудно, потому что ум работает в одну сторону, а сердце в другую: «Почему, за что?» В таких случаях нужно заставлять себя благодарить.

Есть подвиг добровольный, а есть невольный: ты не хочешь, но тебе дано испытание. Невольный подвиг выше пред Богом, потому что в нем нет тщеславия. Вот один человек говорил, что в первые три дня Великого поста он и воды не пьет. А в его словах звучало тщеславие... А когда «прилетело» к тебе, чем тщеславиться? Когда человек претерпевает, благодарит Бога, дела выправляются. Здесь, на земле, мы проходит закаливание, чтобы потом попасть в вечное блаженство. Но часто люди живут в таком состоянии, о котором в народе говорится «ни Богу свечка, ни черту кочерга». А в Священном Писании Господь изрек: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15). Мы должны помнить об этом и пламенеть душой своей.

Материал из журнала "Вестник Архангельской митрополии" №1, 2018




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.