Служение

Дата публикации:25 Декабря 2017

Митрополит Даниил совершил Литургию в день святого Спиридона Тримифунтского

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 25 декабря совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день Церковь празднует память святителя Спиридона Тримифунтского.

«Этот святой стоит наряду с другим великим угодником Божиим, святителем Николаем Чудотворцем, — сказал владыка. — Они жили в одно время, участвовали в Первом Вселенском Соборе. Русский народ очень любит святого Спиридона. Его житие поражает тем, что он, будучи семейным человеком, имея детей, вел такой благочестивый образ жизни, что ему Господь дал дары исцелений и чудотворений. Видя эти дары, Церковь поставила его епископом. Святитель — простой, естественный, от природы добрый человек, стяжавший добродетели кротости и смирения, был милостив к людям, но строг к тем, кто был одержим гордостью и тщеславием».

Архипастырь рассказал историю из жития святителя: «Как-то к нему пришла женщина в слезах, принесла своего мертвого ребенка. Она слышала, что это святой чудотворец, и верила, что он может воскресить чадо. Святитель помолился, ребенок ожил, закричал. Когда мать увидела чудо, от радости пала без чувств и лишилась жизни. Святитель снова помолился Богу, и мать ожила».

По словам владыки, ревность святителя о духовной жизни и его вера были огромны. «Что же такое вера? — продолжил проповедь митрополит Даниил. — Святой Пимен Великий, который говорил вера — это пребывание в милосердии к людям, которые тебя окружают. Глубочайшее смирение — состояние Христово. Насколько человек кроток и смирен, можно узнать по его отношению к ближним. Часто мы видим людей, которые вроде бы имеют веру и ревность, ходят в храм, но судят всех подряд. Обличать грешника могут только те, которым Бог открыл это, либо те, кто обязаны следить за подчиненными в силу должности. Во всех других обстоятельствах это называется греховной плотской ревностью, которая происходит от гордости и тщеславия, когда человек думает, что он может ставить других на место. Такая ревность и такая вера — от страстей и демонов. А человек правильной веры, видя грех ближнего, начинает за него молиться, плакать, подавать милостыню».

Митрополит Даниил призвал слушателей проповеди осторожно относиться к контактам с ближними. «Когда человек болен гриппом, с ним не следует плотно контактировать, поскольку можно заразиться. Так нужно относиться и к духовно зараженным людям, больным правдоискательством. Такой человек осуждает, делает выводы, делится с другими тем, что он видит. Это состояние очень опасное, оно приводит человека прямо в ад, даже если он ходит в храм Божий, исповедуется и причащается. Страшно, когда человек  не видит своей болезни. Будем удаляться от таких людей, чтобы не заразиться от них! Святитель Спиридон имел ревность, глубокую веру, но милосерд к грешникам. Он обличал с любовью, кротостью и смирением. Будем же смотреть в глубину сердца, молиться, плакать и просить Бога помиловать людей, которые, как нам кажется, делают что-то неправильно!» — завершил проповедь владыка.

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. Известно, что до принятия священного сана он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), его рукоположили во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель продолжал совершать дела милосердия.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь ария. На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства Святой Троицы. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди - ведром, исцелялись больные, изгонялись нечистые духи. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся «великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй».

Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление».

Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. Созомен в своей «Церковной истории» пишет: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. «Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. В праведности прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени. Память его вторично совершается в субботу сырную.




Публикации

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Святые заостровские люди
23 Апр 2018

Святые заостровские люди


Во времена господства больших городов все, что остается за их пространством и безостановочной жизнью, кажется почти иллюзорным. Лишь немногие уставшие от комфорта чудаки-эксцентрики и деловитые предприниматели, которых не отпускает малая родина, решаются освоить это забытое измерение под названием «сельская местность».