Служение

Дата публикации:19 Января 2018

Архангельск молитвенно встретил Крещение Господне

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 19 января, в праздник Крещения Господня, совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. После заамвонной молитвы владыка возглавил чин Великого освящения воды.

В проповеди архипастырь напомнил, что в этот день Церковь празднует событие, которым началось служение Господа нашего Иисуса Христа, Его крестный путь. Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече, а тот останавливал Спасителя, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», а Христос настоял: «Оставь теперь», — то есть, не удерживай, — «ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», тем самым исполняя пророчество Ветхого Завета и показывая пример людям (Мф. 3, 14-15). Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа и сошел на Него Святой Дух в виде голубя и раздался глас Бога Отца с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3, 22).

«Бог показал Своего Сына через схождение Духа Святого, — сказал митрополит Даниил. — На каждого человека в момент Крещения также сходит Дух Святой. Царствие Божие вложил в нас Господь в момент Крещения, и как отголосок этого события в личной истории мы вспоминаем сегодня свое Крещение тоже. Если человек не старается жить духовной и правильной жизнью, Крещение его не спасет. После этого таинства святыня и благодать присутствует в человеке один или два дня, а затем, если он не поддерживает духовную жизнь, святыня угасает. Не сохраняя ее, мы погружаемся в грешный мир, свет в сердце пропадает. Но тучи можно разогнать покаянием, и вновь будет светить солнце. А когда оно светит, все цветет и получаются замечательные урожаи. Так действует в каждом из нас и благодать Божия!»

Владыка отметил, что люди, которые были крещены в детстве, зачастую плохо знакомы со своей верой, поэтому им нужно изучать Православие, посещая огласительные беседы или специальные курсы: «Надо начать жить по-евангельски! Сегодня многие люди пришли в храм только ради крещенской воды — чтобы взять эту святыню себе домой. Но у нас есть нечто большее, есть Святые Тело и Кровь Христа,  Евхаристия, Причащение Христовых Таин! Пусть каждый, взяв святую воду, помнит об этом! Будем же благоговейно относиться не только к святой крещенской воде, но и к своей душе, в которую Господь вложил Царство Божие!»

Добавим, что Богоявлением этот праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Святитель Григорий Богослов, Святитель Иоанн Златоуст, Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, преподобный Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27).





Публикации

Наш берег – правый. И левый тоже…
30 Июл 2018

Наш берег – правый. И левый тоже…


В Виноградовском районе прошёл необычный крестный ход – по местам сражений Гражданской войны и мемориалам погибшим в Великой Отечественной.

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы
20 Июл 2018

Владимир Легойда: Церковь — это не паркетные новости и не скандалы


«Российская Газета» начала цикл интервью с главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?
19 Июл 2018

«Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться?


Русская Православная Церковь утвердила порядок молитв, которые могут быть совершены по просьбе верующих, если ребенок родился мертвым или умер, не дожив до крещения

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким
10 Июл 2018

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким


Когда появляется образ врага, неминуемо начинается схватка. Но откуда эта идея взялась сейчас, в благополучное время? Что произошло сто лет назад и как это повлияло на наш народ? Почему продолжается гражданская война в умах?