Служение

Дата публикации:26 Февраля 2018

Митрополит Даниил: В основе каждой ереси — гордость и богохульство

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 25 февраля совершил Литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья. В этот день Церковь отмечает Торжество Православия.

За богослужением большинство прихожан причастились святых Христовых Таин.

«Торжество Православия отмечается с IX столетия, когда православные одержали победу в страшной битве с теми, кто отвергал святые иконы, — сказал владыка в проповеди. — Чтобы пребывать в правильной вере, нужно хранить догматы. От правильности веры проистекает наша духовная жизнь. Догматическая система — это некие расчеты, благодаря которым здание духа может стоять, если же допустить ошибки, оно рухнет. Можно много вложить денег в строительство, но, если делать неправильные расчеты, может рухнуть целый город и погребет множество людей! Поэтому, анафематствуя неправославные учения, мы их отвергаем, отторгаемся от них. Если их примем — погибнем. Ересь — это бесовская придумка, наваждение, завуалированное красивыми словесами, учениями, чтобы обольстить людей и погубить! В основе каждой ереси — гордость и богохульство».

Торжество Православия совершается в первую неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

На Руси чин Православия был введен в XIV веке В конце XVIII в. он был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.




Публикации