Служение

Дата публикации:4 Марта 2018

Митрополит Даниил: Христос исцеляет тех, кто готов менять жизнь

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 4 марта совершил Литургию в Успенском храме столицы Поморья. Этот день — второе воскресенье Великого поста — в церковной традиции посвящен памяти святителя Григория Паламы.

«Евангельское чтение, которые мы слышали за богослужением, повествует о том, как Христос Спаситель исцелил расслабленного, — сказал владыка в проповеди. — Каждый из нас хочет получить духовное исцеление, а физическое исцеление кратковременно, ведь после человек опять заболеет и в конечном счете умрет. Господь исцелил расслабленного, чтобы возбудить в его естестве желание приобрести такие добродетели, которые пойдут с ним в жизнь вечную, даруют ему жизнь души. Христос исцеляет не всех подряд, но тех, кто готов менять свою жизнь».

По словам архипастыря, многие люди молятся об исцелении от недугов, но здоровье не абсолютная ценность, поэтому иногда Господь не отвечает на молитвы: «Мы видим, как люди ездят в паломнические поездки, к чудотворным иконам, кто-то исцеляется, а кто-то нет. Почему? Потому что не полезно бывает человеку жить без болезни. Он может провести годы в нерадивой жизни. И Господь, зная это, может не исцелять. Святитель Игнатий Брянчанинов описывал житие одного монаха, которому Бог дал дар исцеления людей. Сам же подвижник при этом сильно болел. Его братья переживали за него, хотели облегчить его мучения, он же говорил, что болезнь ему не досаждает, что он доволен своим положением. Так он нес крест! Другой святой, преподобный Исаия Отшельник, говорил, что он даже в болезни едва ли удерживает памятование о смерти и Страшном Суде! Поэтому мы видим, что болезни и страдания — пособия для исполнения евангельских заповедей».

Митрополит Даниил рассказал, что любые искушения подвижникам готовят еще большую награду, а тех, кто живет нерадиво, встряхивают от спячки: «Далекие от Бога люди приходят к Нему через испытания, а свои для Господа через страдания становятся еще ближе Ему. Ни один человек не проходит испытания легко — всем горько и больно, но без этого нельзя! Только они способны сделать мужественной нашу душу! Нужно помнить, что пост — это время искушений. Их послал Бог, значит, должно быть смирение и самоукорение. Надо заставить сердце и разум благодарить Бога! Тогда оставшееся время Великого поста принесет пользу нашей душе!»

Святитель Григорий Палама принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок - в конце XIII-начале XIV века.

Лично о святителе Григории известно сравнительно немного. Он был сыном знатных родителей, проживавших в Константинополе. Благодаря родителям получил очень хорошее и разностороннее образование, но государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на св. Гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.

Когда свт. Григорий жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ничегонеделании и в ложном учении о молитве. Предводитель этих хулителей, извергавших потоки брани в адрес насельников Афона, Варлаам Калабрийский всячески издевался над учением афонских монахов об "умной молитве" (молитве, совершаемой в самых глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечатлеваемой умом) и об исихии - внутреннем безмолвии, которое является условием подлинного общения с Богом. С издевкой Варлаам и его единомышленники называли Григория Паламу и братию афонских монастырей "исихастами". Именно это наименование, но уже не издевательское, а благоговейное и почтительное, и закрепилось за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина. Сам свт.Григорий без устали обличал неправоту Варлаама и полное согласие афонского учения со Священным Писанием и Преданием Церкви. В поддержку афонитам свт.Григорий Палама написал свой главный труд - "Триады в защиту священно-безмолвствующих".

Известен святитель Григорий Палама также апологией еще одного исконного учения Церкви - о нетварных энергиях Божиих. Свт. Григорий утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога - это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению.

Закончил свою жизнь св.Григорий Палама в сане архиепископа города Салоники, причем прославился даром исцелений и разнообразными чудесами, совершенными им в этом греческом городе. Скончался св.Григорий Палама около 1360 года.

Уже в XX веке в богословских и исторических исследованиях расцветает своеобразный "паламитский ренессанс". Жизни и трудам свт.Григория Паламы начинают посвящать множество научных монографий. Такие известные русские богословы эмигрантской школы, как архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий (Кривошеин), заново изучив все дошедшие до нас рукописи свт.Григория и свидетельства о нем, вернули святому славу величайшего из Отцов Церкви, яркого богослова и учителя, остающегося исключительно современным по сей день.

 




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!