Служение

Дата публикации:23 Марта 2020

Митрополит Корнилий совершил пассию в Свято-Духовском храме Емецка

Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий вечером 22 марта совершил чинопоследование пассии в храме Святого Духа в Емецке (Холмогорский район).

Владыке сослужило духовенство епархии, пел мужской состав Архиерейского хора под управлением Виктора Ежова.

Митрополит Корнилий обратился к прихожанам с архипастырским словом.

После богослужения глава митрополии посетил верхний Покровский храм местного Богоявленского собора. Архипастырь пожелал настоятелю церкви священнику Роману Петрову и всей емецкой общине помощи Божией в восстановлении нижнего придела Богоявленского собора.

Богоявленский собор построен в 1792—1808 годах. Главной достопримечательностью храма и села была колокольня. Среди населения Архангельской губернии бытовала поговорка: «Посылаю поклон с емецкую колокольню» — это означало очень низкий поклон. Белый столп был виден со всей округи. На звоннице располагалось 13 колоколов. Из них самый большой весил более пяти тонн, а самый маленький около 12 килограммов. Церковь закрыли в 1930-х. К 1940-му году разрушили ¾ колокольни. Сначала в здании храма был клуб, позже его заняла пекарня. Второго января 2012 года емчане собрались на первый субботник по демонтажу хлебопекарного оборудования и уборке мусора. С тех пор церковь постепенно возрождается.

***

Слово «пассия» происходит от латинского «passio» и означает «страдание». Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре как прибавление к богослужебному Уставу. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Таким образом, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным

чином, в отличие от драматического изображения Крестных страданий с преобладанием музыкального элемента, как в Западной Церкви.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед Великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата, и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.




Публикации

Святыни возрожденной обители
18 Май 2020

Святыни возрожденной обители


После окончания всех карантинных мер в архангельском Доме Плотниковой откроется выставка «Церковные древности Антониево-Сийского монастыря». О том, какие ценности можно будет на ней увидеть, «Вестнику митрополии» рассказала Татьяна Кольцова.

Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди
13 Май 2020

Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди


Фейсбук — это полноценное средство массовых коммуникаций, тираж которого бывает намного выше, чем у известных газет и журналов.

Настоящий православный человек
12 Май 2020

Настоящий православный человек


 В этом году мы отмечаем 100-летний юбилей со дня рождения Фёдора Абрамова. Об известном писателе в интервью «Вестнику Архангельской митрополии» вспоминает историк, краевед и публицист Лариса Толкачёва.

Пандемия и будущее Русской Церкви
12 Май 2020

Пандемия и будущее Русской Церкви


Эпидемия коронавируса — повод для смены богословского дискурса?