Пропавшие сокровища Архистратига

Пропавшие сокровища Архистратига

15.06.2006


Архангельск
10 июня 2006 (103)
Сергей Яковлев

Смольный буян. Стою на стадионе рядом со старшим преподавателем физкультуры Поморского государственного университета Александром Андреевичем Вахрамеевым. Студенты с азартом забивают голы. Спрашиваю ребят, которые не проявили интереса к футболу: "Вы знаете, что означают слова "Смольный буян" и историю данного места?" Никто не знает. "А вы знаете?" - в лоб спрашивает Александр Андреевич.

Четыре месяца изучал, сейчас знаю. Буян - открытое возвышенное место. На старинных картах район смольного, льняного и пенькового буянов начинается от Михайло-Архангельского монастыря (сейчас штаб армии) и заканчивается около нынешней улицы Павла Усова. Когда-то в старину место, по которому проходит железнодорожная насыпь, называлось Нячеры. Вот это слово еще никто не расшифровал.

Участок под хранение, браковку и отправку за границу смолы, пеньки и льна был учрежден Указом императора Петра I от 2 июня 1700 года. По некоторым сведениям, основанием для браковки товаров послужили жалобы из Голландии и Англии на подлоги русских купцов. 28-летний царь Петр Алексеевич распорядился: браковать!.. "Найти добрых и знающих свое дело людей и: чтоб доброе дело к доброму, среднее к среднему, а худое к худому!.." Узнав вспыльчивый характер императора во время первого и второго его визитов в Архангельск (подавив мятеж стрельцов в 1698 году, 26-летний Петр I лично отрубил 30 сентября на Лобном месте на Красной площади головы более десятку осужденным староверам, а посаженным на кол людям приказывал надевать теплый кафтан, чтоб приговоренные: не замерзли), городские начальники по-быстрому выбрали место и расчистили пустырь рядом с Михайло-Архангельским монастырем. Вскоре построили большое здание "биржевого зала". Через несколько лет здесь работали сотни горожан. Ежегодно на буян свозили более 60 тысяч бочек смолы, 1000 бочек пека и до 500 бочек скипидара.

К сведению читателей: в 1901 году в Архангельске проживал 22 621 человек, из них 12 052 мужчины и 10 569 женщин. В длину город протянулся на 11 верст (верста - 1,0688 километра). В этом году в Архангельск пришло 54 парусных и 244 паровых иностранных и 874 русских судна. Сегодня даже половину такого числа судов на Северной Двине представить практически невозможно. В 1901 году впервые через кладовые буяна прошло для отправки за границу около 250 тысяч пудов овса и сибирской пшеницы.

По всей видимости, никто из нынешних военных в штабе армии не знает, что "квартируют" они на месте древнейшей святыни нашего Севера - Михайло- Архангельского монастыря. Первое достоверное историческое известие о монастыре святого архистратига Михайла в Двинской летописи относится к началу XII века, когда "новгородцы владели сею стороною". Изначально место монастыря было на правом берегу Северной Двины - в урочище Пур-Наволок. Сейчас здесь памятный знак в честь основания Архангельска в 1584 году. В 1636 году деревянный Архангельск очень сильно пострадал от пожара. Сгорел и монастырь. Были предложения "устроить" погорельцев "пониже церкви Успения Пресвятыя Богородицы" и даже "внизу у Юроса речки". Однако в одном месте "посадские люди пасли скотину", а во втором "волостные крестьяне заготовляли дрова немецким людям". В конце концов двинские власти решили ":выселить монастырь за городскую черту, вверх по течению речки Двины на 1,5 версты от города, в Нячеры". 11 августа 1638 года по "челобитию" на имя воеводы поступила грамота-разрешение царя Михаила Федоровича. В 1642 году на новом месте уже построили церковь Покрова Пресвятыя Богородицы и трапезную. К постройке каменного храма приступили в 1685 году, закончили через 14 лет. 17 сентября архиепископ Афанасий совершил освящение престола в честь архистратига Михаила. В Ветхом Завете можно прочитать: "Князь великий, стоящий за сынов народа". Он же "архистратиг - предводитель небесного воинства в последней битве против сил зла". В православном учении Михаил является образом, который обучает людей хлебопашеству и ремеслам. Кроме того, Архангел Михаил - защитник всех христиан, ангел милосердия и проситель за людей перед Богом. В 1780 году изображение Архангела Михаила было помещено на гербе губернского города Архангельска, покровителем которого он считается. 21 ноября - день Михаила Архангела.

Каменную ограду вокруг монастыря строили 18 лет. На монастырском кладбище в 1706 году был похоронен двинской воевода, царский стольник князь Даниил Григорьевич Черкасский и его дочь-младенец княжна Наталья. 29 июня в 1823 году здесь же было погребено тело архангельского гражданского губернатора, действительного статского советника Андрея Яковлевича Перфильева: на памятной доске горожане написали: ":с любовью архангелогородцы за доступность и простоту:". Сколько всего было погребено народу на кладбище за 280 лет существования монастыря, история, к сожалению, сведений не сохранила.

Святынь в монастыре было много. По духовному завещанию купеческой вдовы Е. Казаковой монастырю было передано 10 тысяч рублей на позолоту глав собора. Одна глава была уже вызолочена, и подняты на все главы золоченые кресты, когда пожар 23 июля 1894 года уничтожил все главы и крышу собора. Иерусалимский патриарх из святой земли, узнав "об этой скорби", прислал золотой крест с частицей животворящего креста Господня. К 1895 году провели восстановительные работы, угловые главы покрасили в синий цвет, с наложением золоченых звезд. Крышу собора покрасили "медянной". В соборной церкви царские врата были золочены. Сохранилась опись того, что находилось по правую и левую стороны от царских врат: "образ Троицы на золоте; 4 цаты серебряные с 6 жемчужинами в гнездах; образ архистратига Михаила, оклад серебряный, позолочен, 4 креста серебряных, образ Софии на золоте, оклад серебряный, венцы позолоченные; образ в киоте Единородный Сын Слово Божие на золоте". В отдельном месте хранились "жалованные грамоты" самодержцев российских, великих государей и великих князей как духовная память потомкам. В 1922 году в Михайло-Архангельском монастыре поработает комиссия Помгола (помощи голодающим Поволжья) по изъятию драгоценностей из монастырей и церквей (смотри газету "Архангельск" от 10 декабря 2005 года, "Золото Архангельска", и от 21 января 2006 года, "Трагические страницы". - С. Я.). К этому времени основная масса сокровищ монастыря бесследно исчезла, но все равно "помголовцы" изъяли серебряные дарохранительницы, потиры, лампады, кресты и ложечки общим весом в 2 пуда 2 фунта 62 золотника 84 доли. Жить святому месту оставалось всего несколько дней.

Особо был известен Михайло-Архангельский монастырь своим древлехранилищем. Сюда оно переехало в 1891 году и располагалось в скромном одноэтажном здании, занимая три комнаты. В 1901 году для обозрения своих сокровищ оно было открыто по средам и воскресеньям с часу до 3 часов дня. Посмотреть было что, не зря "о архангельских предметах древности" писали в столичной прессе и говорили на научных собраниях в Академии наук. В первой комнате находились разнообразные раритеты - монеты, медали, древняя утварь, два самоедских идола, старые кольчуги и кованое оружие. Особо ценными были большое складное зеркало "весьма художественной работы" и серебряный палаш. Их прислала царевна Софья своему любимому князю В. В. Голицыну, сосланному и умершему на Севере. Посетители видели драгоценные потиры, дискосы, дарохранительницы, огромную коллекцию древних тканей и облачений священников. В древлехранилище приходили посмотреть замечательное собрание икон. Среди них были и весьма редкие. Огромные "Георгий Победоносец" и "Параскева Пятница" украшают сейчас Архангельский музей изобразительных исскуств. Две комнаты занимали рукописи, грамоты и старопечатные книги. Гордостью древлехранилища считалась библиотека Сийского монастыря, состоящая из 328 рукописных книг. Данное собрание специалисты до сих пор считают одним из ценнейших. Летописи, хронографы, сказания и повести начинали свои рассказы с XV века. Девять пергаментов с затейливыми узорами и миниатюрами рассказывали о том веке. Хранилось здесь около 800 западноевропейских книг XVI- XIX веков, архив Сийского монастыря из 17 тысяч документов, архив XVI века Никольского-Карельского и Варлаамо-Важеского монастырей. Среди них были "купчая" 1531 года с собственноручной подписью преподобного Антония Сийского, царские грамоты царя Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Дмитрия Самозванца. Среди десятков древних рукописных евангелий одно было самое ценное. Так называемое "Сийское евангелие 1339 года" считалось гордостью древлехранилища. Оно было писано на хорошем, плотном пергаменте и размер имело 31х25 сантиметров. На всех 216 страницах начальные буквы были выведены киноварью, а сами страницы расписаны завитушками, головами драконов и змей. Уголки и застежки были серебряные, позолоченные.

Сначала собиранием древних вещей занимались, как бы сейчас сказали, на общественных началах священники и преподаватели церковных заведений. Они ездили по губернии и в старинных деревнях обращались к людям. Вскоре было собрано несколько сот экспонатов, и главную работу взял на себя Юстин Михайлович Сибирцев. 30 лет он непрерывно пополнял древлехранилище, а затем музей старины предметами, многие из которых представляли исключительную научную и археологическую ценность. Всего изучению истории родного края Ю. М. Сибирцев отдал почти 50 лет, написав более 20 исследований. Составленное им филологическое и палеографическое описание рукописных книг считалось лучшим среди трудов этого рода. Несколько лет после Октябрьского переворота 1917 года он заведовал рукописным отделом "Дома книги". В феврале 1928 года на торжественном заседании Всесоюзной Академии наук Ю. М. Сибирцева избрали почетным членом и членом-корреспондентом академии. В 1928 году! Для Архангельска это был третий случай за последние 200 лет. Первые два члена-корреспондента Фомин и Крестинин были избраны в начале XVIII столетия. Спустя два дня после избрания почетным членом академии члена-корреспондента Ю. М. Сибирцева сократили с работы "по рационализации аппарата". Умер Ю. М. Сибирцев 6 ноября 1932 года на 80-м году жизни.

В 1914 году во время Первой мировой войны в монастыре был развернут епархиальный госпиталь. Дальнейшая участь монастыря печальна. Декреталий Совнаркома от 20 и 23 января 1918 года имущество монастыря было объявлено народным достоянием. 10 ноября 1925 года с коллективом верующих Губадмотдел договор расторг, и здание монастыря передали в пользу Института социального перевоспитания. 18 января 1926 года оставшиеся в соборе ценности были разгромлены и расхищены. Подозревали в этом привезенных в монастырь на перевоспитание "дефективных детей". Тогда, по всей видимости, и пропал иконостас, "замечательное произведение византийского искусства". В протоколе N 67 от 30 марта 1930 года заседания президиума Архангельского горсовета говорилось: "Слушали: "О разборе здания бывшего монастыря Михаила Архангела. Докладчик - т. Петров. Постановили: разборку здания и использованный кирпич передать стройконторе".

Так исчез монастырь, давший городу Архангельску свое имя. Исчезло и монастырское кладбище, где хоронили "жертвователей" монастырю. Среди них поэт Антон Амосов и первый пролетарский поэт Петр Калашников. Пусть простит Господь всех нас за дела наших предков!

Сергей Яковлев, член Союза журналистов России






Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.