Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Николо-Корельский монастырь.

Николо-Корельский монастырь.

04.09.2003


Николо-Корельский монастырь

В 34 верстах от Архангельска, на левой стороне Подуженского устья реки Северная Двина (в настоящее время о. Ягры вблизи г. Северодвинска) одиноко стоял небогатый третьеклассный Николаевский Корельский монастырь.
В летописях нашего отечества этот монастырь достопамятен тем, что сюда в 1653 г. случайно пристал корабль,  на котором находился начальник морской экспедиции англичан Ченслер, отыскивающий путь в Индию и нашедший у Ивана Васильевича Грозного гостеприимный приют и получивший потом право на беспошлинную торговлю с Россией.
Так неожиданно был открыт путь для связей с западной Европой и положил основание заграничной торговле России морским путем через Белое море. Подле монастырских стен существовала и пристань.
Когда спустя 31 год возник новый пункт, то англичане долгое время называли его портом Св. Николая, а устье называлось Никольским и в настоящее время называется Никольским устьем. Обезлюдило место под монастырем, оживление вокруг монастыря прекратилось. Восстановить в настоящее время первоначальную историю возникновения монастыря нет возможности, за неимением фактических данных.
Попытка предпринятая в прошлом столетии извлечь из монастырского архива данные которые бы пролили свет на возникновение монастыря не дали никаких результатов. Если монастырский архив и хранил какие-либо документ, указания о времени основания Николо-Карельского монастыря, то и они сделались жертвою пожара, которому подверглась обитель в первый раз в 1419 г.
Можно с несомненностью только утверждать, что монастырь существовал с давних лет, как утверждал архимандрит монастыря Порфирий с братией в своем донесении от 1722 г. Варнаве архиепископу Холмогорскому и Важскому "Построен Николавский монастырь в давных летех..." (архив Никольск. монаст. бумаги разн. содерж. за 1722 г.)
В первый раз упоминается Николаевский Карельский монастырь в 1419 г., в сказании двинского летописца под 1419 г. делает такое замечание о монастыре: "Пришедшие мурманы войною 500 человек с моря в бусах и в шняках и повоевали в Ворзуге похост Корельскяй ... и корельский монастырь святаго Никола…  Церковь сожгли, а христиан и чернецов посекли"...
Это краткое замечание дает право отодвинуть время основания монастыря ко второй половине XIV в. и вот почему.
История возникновения монашеских общин в особенности на Севере показывает, что основателем монастырской жизни являлся обыкновенный ревностный искатель безмолвия и уединения, избиравший для своих подвигов пустынные и глухие места. С течением времени слава подвигов пустынножителя привлекала к нему таких же любителей иноческого жития, ставилась деревянная церковь, избирался руководитель духовной жизни, таким образом монастырь возникая благоустраивался. И до возникновения монашеской общины должно пройти более или менее продолжительное время.
Если сопоставить это соображение, имеющее отношение и к Никольскому монастырю и с показанием летописца, что шведы "Монастырь пожгли и чернецов посекли", то не будет ошибочно отнести основание Николо-Карельского монастыря ко второй половине XIV века.
Сожженый в 1419 г. Ннколаевско-Корельский монастырь скоро, как можно предположить, оправился и даже обогатился вкладами и вотчинами.
При этом из дальних веков восстает образ Марфы Борецкой, Посадницы, с которой должен был считаться  грозный для врагов Иоанн III.
Сильная властью и значением для новгородцев, владевшая богатыми угодьями, посадница Марфа - так говорит предание - отправила двух своих сыновей Антония и Феликса осмотреть свои поморские вотчины. Исполнив поручение матера и осмотревши вотчины по Корельскому берегу и вблизи Северной Двины, поплыли к Сев.-Двинскому устью, случилась ли сильная буря, вёз ли их несведущий кормчий, предание молчит, но утверждает, что сыновья Марфы потонули и на двенадцатые сутки были принесены к берегу монастыря. Здесь тела умерших были погребены и на месте погребения была устроена часовня. Печальный конец любимых детей нравственно связал ее с обителью. В запустевший монастырь потекла щедрая помощь, сохранилась грамота данная Николаевско-Карельскому монастырю Марфою, "се аз раба Божия Марфа поставила храм святаго Никола в Карельском". Это выражение заслуживает особого внимания, так как оно указывает, что церковь святителя Николая построена в то время, когда Марфа еще управляла Новгородом, до его разгрома кн. Иваном Васильевичем в 1478 г. Возглавляя антимосковскую группировку Марфа Борецкая в 1478 г. взята под стражу. В донесении благочинного монастырей архим. Кирилла от 9 мая 1816 г. известно, что "вследствие пожара в монастыре от молнии 26 мая 1798 г. духовная Новгородская посадницы Марфы со всеми прочими письменными делами погорела, что мне совершенно известно, я находился в оном монастыре игуменом".
Сыновья Марфы Борецкой местно почитаются преподобными и память их празднуется 16 апреля.
Портрет Марфы Борецкой, довольно больших размеров, находится в настоятельских келиях. Трудно сказать представляет ли он сходство, но сразу же припоминается ее суровая властность при взгляде на портрет.
Данная Николаевско-Корельскому монастырю грамота Марфы Посадницы показывает, что церковь Святителя Николая была самой древней в восстановленной после сожжения и норвежского нашествия в 1419 г, Никольской обители. Об этой церкви упоминается и в 1551 г., 1601, что находятся две церкви, "Святителя Николая и Успения Божией Матери", (опись монастыря при Б. Годунове году 1601). В писцовых книгах Мирона Вельяминова 713 г.  (1622 г.).
"У моря в нижней половине на подужемском устье монастырь Никольский на Корельском берегу, а на монастыре церковь Николы Чудотворца деревянная, другая церковь Успения Пресвятыя Богородицы деревянная же с трапезою".
Таким образом, кроме церкви Св. Николая в монастыре в давние времена была устроена и церковь Успения, но к какому времени относится постройка определить трудно.
Опись 1601 г. "В церкви Николая Чудотворца".
Над царскими вратами находился "Деисус" девяти пядей. По сторонам по сему образов на золоте. Образ Николая Чудотворца - девяти пядей (во имя котораго построен храм) венец серебрян, с камнями на этой же иконе "во облацех" Спас и Пречистая.
Образ Живоначальныя Троицы, девяти пядей, на золоте.
Образ Николая Чудотворца с деяниями, имел гривны, серебрянные и позолоченные числом восемь.
Царские врата с сенью на золоте. Между царскими и север, дверьми образ Пресв. Богородицы "Одигитрии" - местный.
Из больших икон в описи упоминаются: образ Успения Приснодевы, Воскресения Христова, "Праздники Владычны с мелким письмом в три пяди", Георгия Великомученика, Иоанна Богослова.
Из малых икон: образ Пресв. Богородицы "О Тебе радуется", "Софии Цремудрости Божий", образ Богоматери с изображением Соловецкой обители и другие.
Запрестольная икона - изобретшие Богоматери на золоте.
Из икон святых упоминаются: Кирилла Белоезерскаго, Александра Свирскаго, Димитрия Вологодскаго, Никола Можайскаго и др. но, к сожалению, опись не дает возможность установить порядок расположения. Воздвизальных крестов три, один из них - резное изображение Распятия Господня и обложенный медью - подарок Ефрема Угрешскаго.
Свечи стоявшие перед местными иконами поражают своею массивностью: перед Николаем Чудотворцем - 5 пудов, Богоматерью - 3 пуда, Воскресением Христовым - два пуда.
Церковь Св. Николая была обставлена небогато. Заслуживает внимания: Епитрахиль с вышитыми изображениями: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Кирилла (Иерусалимскаго), святителя Николая чудотворца.
В церкви Успения Божией Матери: местный образ Успения Божией Матери на красках, большой, с витой позолоченной гривной. Деисус - десяти пядей, Троица Живоначальная, Покров Пресвятыя Богородицы, Воскресения Христова, Зосимы и Савватия, арх. Михаила, Косьмы и Дамиана, св. великом. Варвары, Иоанна Златоуста, два образа Николая чудотворца. В этой же церкви находилась трапезная и келарская.
29 мая 1664 г. было заложено основание для постройки каменной церкви во имя Успения Божией Матери с трапезной внизу со ин. погребами. 10 ноября 1667 г. освящена при Макарии Новгородском.
Каменная церковь святителя Николая с приделом св. апостолов Петра и Павла заложена 3 июня 1670 г. и 9 сентября 1673 г. при Новгородском митрополите Иоакиме освящена. Имелись следующие подробности "около соборной Николаевской церкви имеется паперть, внутри два столба, окошка о двух ярусах, полы каменные, иконостас резной, золоченый, местные образа с  цаптами и венцами: серебрян, лампады висячие и выносныя медныя, паникадило по середине медное 36 подсвечников, яйцо строфокамилово (любопытный месяцеслов).
Названные церкви в 1684 г. были соединены каменными переходами с двумя крыльцами. Устройство двух каменных церквей, требовавших значительных затрат показывает обеспеченность материальную.
В 1700 г. при Успенской церкви выстроена каменная трехэтажная колокольня, на которой находились колокольные часы и 10 колоколов. Один из колоколов имел такую надпись: " 7189 (1681) года марта I дня по именному великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всем Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, дан сей колокол за государское многолетнее здравие и по его государским родителям в вечное поминовение неотъемлемо при игумене Арсении" будто бы перелит из вечевого Новгородского колокола в 1674 году.
Были в Николаевском монастыре и другие небольшие церкви:
Богоявленская устроенная над св. воротами с восточной стороны; Входа Господня в Иерусалим над св. воротами с западной стороны, и Сретения Господня, устроенная в 1719 г. архиеписк. Варнавою над гробами детей Марфы Борецкой - о четырех главах с приделом Соловецк. Чудотворцев. Сгоревшая и вновь отстроенная при епископе Архангельском Савве.
Все последние три церкви за ветхостию закрыты.
В 1798 г. 26 мая при разразившейся грозе - пожар и все построенное из дерева сгорело.
Иконостасы невредимы, при выносе икон из нижнего яруса в Никольском храме много было поломано и резьбы и карнизов. Братские келий пострадали, пострадали находившиеся в них церковные книги, облачения и другие письменные дела.
Благодаря попечению и заботливости преосвященного Архангельского епископа Аполлоса, настоятелей-игуменов, настоятелей-епархиальных, благотворительности частных лиц храмы были благоустроены, снабжены, церковной утварью, ризницей в полной мере.
В 1816 г. на месте погребения детей Марфы Посадницы поставлена каменная восьмиугольная часовня во имя Сретения Господня. В куполе часовни живописное изображение Нерукотвореннаго образа с ангелами. Из икон заслуживают внимания: Распятие Господне с аллегорическими изображениями и надписями, изображение притчи о виноградаре и икона Сретения Господня.
Над иконостасом поставлено большое деревянное резное Распятие с резными, изображениями Богоматери и Иоанна Богослова.
В середине часовни находится деревянная гробница с чугунной плитой; на плите надпись: " Когда слава жизни бывает непричастна печали, одно мгновение и все это смерть отнимает от нас. Дети знаменитой Марфы Новгородской посадницы Антоний и Феликс". (Опись монаст. 1891 г.). По преданию надпись высечена в 1471 г.
Украшением Николаевского монастыря служит Соборный храм во имя святителя Николая с пятью главами, покрытыми лемехом.
С западной и северной стороны два крыльца. На верхней площадке западнаго, на стене, изображение Свят. Николая, с мечом в одной руке, и на другой держит изображение соборной церкви.
На изображении св. Николая помещена надпись с кратким описанием истории монастыря и с замечанием; что "особенную святыню сего монастыря составляют древние черные иконы св. Николая".

Никольский храм
Иконостас резной, четырехъярусный, золоченый по резьбе.
Большая часть икон старого письма, остались в иконостасе и части старых резных колонок, очень изящных, тонкости" работы отличаются от новых колонн. Над резными и золочеными Царскими вратами полукруглая сень, по двум сторонам ее, на колоннах, поставлены резные из дерева и золоченые четыре изображения ангелов с дикирием, трикирием и рипидами.
В первом ярусе, по правую сторону царских врат образ Господа Вседержителя, Св. Николая Чудотворца с деяньми, риза серебренная, позолоченная; образ Богоявления и др.
По левую сторону царских врат образ Божией Матери с Предвечным Младенцем с венцами, Живоначалыной Троицы, Благовещения Богородицы и др.
В остальных трех ярусах - иконы древнего письма с изображением св. апостолов, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, пророков и праотцев.
Из икон в соборном храме заслуживает внимания икона св. Димитрия Ростовскаго, писанная на холсте, в резной раме, окрашенная масляною краскою и имеющая надпись: "Прежде священники золотые служили божественную Литургию в деревянных сосудах, а теперь деревянные священники служат в золотых сосудах" (надпись свт. Димитрия Ростовского на книге, положенной в Патриаршую ризницу).
В Успенской Церкви иконостас одноярусный столярной работы с позолотою на полименте. По правую сторону Царских врат икона Спасителя, Успения Божией Матери, Николая Чудотворца с серебряною ризою имеющую надпись: "Алексия, Николая, Надежду с чадами".
По левую руку: образ Грузинской Божией Матери и Нерукотвореннаго Спаса.
Под церковью Успения Божией Матери преосвященным Нафанаилом в 1887 г. была  устроена небольшая церковь во имя Боголюбской Богоматери. В помещении, занимаемом этою церковью, некогда был заключен знаменитый противник Екатерининской церковной реформы, Ростовский митрополит Арсений Мацеевич (1763-1767 гг.).
В притворе на стене висит поясное изображение его в двух видах: в одежде крестьянина (в полушубке) и в архиерейском облачении. Здесь же лежит в углу и деревянная колода с железным кольцом, к которому, по преданию, был прикован Арсений.
Ризница монастырская не особенно богата. Заслуживают внимания: Евангелие в 1/4 лис., рукописное на верхней обложке изображение Господа Вседержителя, пред началом каждого Евангелия искусно сделаны украшения киноварью, даты нет (1339 ?).
Два креста с мощами: Косьмы Бессребренника, митр. Михаила, Варсанофия Казанскаго и др.
Две оловянные чаши, из коих одна помещала, с изломанным основанием и имеет изображение Иисуса Христа и Богоматери, а другая побольше с изображением Креста,
Плащаница лики Спасителя, четырех евангелистов по краям, вышиты шелком: посредине плащаницы нашитый крест, вверху креста изображение Бога Отца . На правой стороне плащаницы вышит петел; все фигуры вышиты отчетливо.
В библиотеке немало находится древних рукописных книг, много грамот великих Московских князей - 1530г., Иоанна Грозного I542-I55I гг. Имелось свитков и документов около 2000, в основном из  Сийского монастыря. В 1893 г. обнаружена купчая грамота с собственноручной подписью Антония Сийского.
Находится в древлехранилище самый древний антиминс, относящийся к началу ХV века имеющий надпись: "Освящен 8 ноября 1412 г. при благоверном Великом Князе Василии Димитриевиче Архиепископе Иоанне "велика нова града к церкви Святаго Николая".
Еще два антиминса ХV в. неизвестно откуда.
Восемь старинных Евангелий, одно из них Виленской печати 1575 г. на последней странице имеется надпись: "Поминовение князя Симеона грешнаго, княгини Пелагеи - подписав князь Семен Щербатов (1727) сентябрь 20 к "со дня".
В это время Щербатов содержался в Пустозерском остроге, пожертвовал в Цустозерскую церковь: Псалтырь Онежского Крестового монастыря написанный в 1395 г. Смоляниным Лукою, украшен прекрасной миниатюрной  заставкой и фигурными буквами.
Выносной подсвечник: "лето 7110 сей подсвечник дал в дар прп. и чудотв. Антония Сийского боярин Димитрий Иванович Годунов за свое здравие и жены своей Матрены вечных благ".
Складное зеркало художественной работы принадлежащее, по преданию, царевне Софье Алексеевне и поступило из Красногорского монастыря, в котором скончался и погребен любимый царевной князь Василий Голицын.
Монастырь служил и местом ссылки. Отдаленность и уединенность Николаевского Корельского монастыря делали его в глазах правительства удобным местом для ссылки лиц всякого звания и рода провинившихся и опальных людей.
До 1762 г  в течение 35 лет жил в монастыре в заточении опальный князь Димитрий Хованский, сосланный Екатериной I.
В 1725 г. сослан по указу Екатерины I Архиепископ Новгородский Феодосии Яновский под именем Феодоса, соперник Феофана Прокоповича (I68I-I736 гг.) сподвижника Петра I. Архиепископ Феодосии был обвинен за "слова противный и молчания не терпещия" к императрице Екатерине I. Ходили слухи, что он не только не советовал поклоняться иконам, но и кощунствовал,  обдирая ризы серебряные. Был помещен под одной из деревянных церквей в нетопленом и сыром подвале. В том же году граф Платон Мусин-Пушкин приехал в Холмогоры и Архиереем Варнавой был снят сан о Феодосия и в звании чернец-расстрига Федос был посажен в ту же келию на хлеб и воду, приобщаться велено раз в год в Великом посту. Навещая его, губернатор Измайлов, ревизор из Петербурга, нашел, что окно в келию велико, и оно сейчас же было заложено кирпичей, был выбран и пол и узник остался на сырой земле. Когда была готова новая тюрьма, сам Феодосий уже перейти не мог, при переносе говорил "ни я чернец, ни я мертвец, где суд и милость"? В новой тюрьме сидел за тремя дверями и замками. Не долго он мог вынести суровости заключения, и вскоре доносят губернатору "оный Федос по многому клику для подаяния пищи ответа не дает и пищу не принимает", а потом 5 февраля 1726 г. отписали из монастыря "что оный Федос умер". Тело похоронили при церкви, но затем было велено вести его в Петербург, однако, туда не довезли, и похоронили в Кирилло-Белозерском монастыре. В ссылке прожил 7 месяцев 11 дней.
Епископ Коломенский Игнатий Смола 1732-1734 гг.
Митрополит Ростовский Арсений Мацеевич с 16/IV 1763 г. по 27/ХП 1767 г.  (Екатерина П) подвергнут ссылке за резкое порицание за отбор в коллегию экономии церковных и монастырских имений, в зависимости от которых он ставил существование монастыря и архиерейство.
В 1767 г. по доносу монаха Филата Батогова "о похвальных речах" иеродиакона Иосифа Лебедева возникло дело Арсения - вменяющее в вину: "постоянное негодование на Св. Синод: "прежние цари обогащали Церковь, нынешние ее разграбила, что государыня подписывает все что поднесут ей бояре, русских обычаев не знает и в канонах не тверда", будучи лишен сана сказывал публично в церкви о прошлом.
Было велено сослать в Ригу под именем Андрея Враля. Что же касается архимандрита монастыря за его слабое содержание и не доносил по долгу присяги возмутительные вещи. Указом от 20/ХП 1767 г.  определено "не возводить ни в какое начальство".
Архиепископ  Архангельский Рафаил 31/ХП 1767 г. писал кн. Вяземскому, что "архимандрит возведен в начальство не будет и послал его в Архангельский монастырь, чтобы он не мог наполненный злостью от Арсения уловлять других, т.е. приставленную к нему стражу.
В 1887 г. Преосв. Нафанаилом устроена небольшая церковь во имя Боголюбской Божией Матери, под церковью Успения Б.М. где некогда был заключен Арсений Мацеевич - митрополит Ростовский.

В 1917 г. в монастыре жило 6 монахов и 1 послушник.
Закрыт в 20-х годах XX века, в нем была организована колония для малолетних преступников и присвоено название "Коммунар".






Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.