Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Архангельский кафедральный собор во имя Святой Троицы

Архангельский кафедральный собор во имя Святой Троицы

04.09.2003


Свято-Троицкий кафедральный собор г. Архангельска"Один из самых светлых и красивых Соборов Россия"
(Энциклопед. Словарь Брокгауза и Эфрона I8II г. )
"Я всю Россию дважды объездил, но таких царских врат нигде не видел"
(Александр I)

Кафедральный Свято-Троицкий собор в центре соборной площади г. Архангельска занимал выгодное положение: вместе с колоколь-ней, по высоте и своим пятиглавием, господствовал над городом образуя его монументальное ядро.
Блестящие купола усеяны звездами. Восточная сторона его, от карниза до нижележащей крыши, расписана на библейские темы и изображения Крещения Господня и св. Троицы в виде трех странников.
Высота собора 50 метров (24 саж.). Собор двухэтажный, пост-роенный в византийском стиле из тяжеловесного кирпича весом 18-20 фунт., построен на подобие коробки.
В ансамбле с ним построена колокольня с проездом посередине, восьмерик, с шатровым покрытием.
Каменному Соборному храму предшествовал целый ряд деревянных церквей. Устройство первого из них современник возникновения г. Архангельска в 1585 г. Первые поселенцы города и посада по благословенной грамоте Митрополита Московского Иова соорудили первую деревянную церковь во имя Преображения Господня и деревянную колокольню на столбах. К этой же церкви по грамоте Митр. ионы был пристроен придел во имя Св. и Чудотворца Николая в па-мять избавления от нашествия "польских и литовских варов и русс-ких изменников", которые в I6I3-16I4 гг. напали на жителей Двин-ской и Важской областей "жгли, мучили и избивали их, животы их грабили, а у Архангельска города не были, пробежали мимо".
Церковь Преображения сгорела 27/IV 1663 г. от пожара начав-шегося в самой церкви "люди уронили под мост в западной паперти угль огненен". Вместо сгоревшей по благословенной грамоте Митро-полита Сарского и Подонскаго от 15/III и 10/VI 1664 г. было соору-жено два деревянных храма, один холодный во имя Преображения Гос-подня с приделами Рождества Богородицы и Св. Николая на месте сгоревшего храма ж другой теплый во имя Богоявления на месте быв-шей колокольни.
Эти два храма снова стали жертвой пожара 20/Х 1682г., но вновь восстановлены. Богоявленcкий в 1683 г. по грамоте высокопре-освященного Корнилия митрополита Новгородского, а храм Преображе-ния Господня значительно позднее и освящен 26.08.1692 г. по грамоте преосвященного Афанасия.
В 1719 г. Богоявленская церковь вновь сгорела и не была вос-становлена, так как уже в 1703 г. приступили к постройке каменного храма.
Преображенская же церковь за ветхостью была разобрана около 1705 г., когда был устроен каменный храм. Место, по преданию, было указано Петром I. Средства для постройки были доброхотные подаяния, архангельских и приезжих купцов. Особенно крупные суммы были пожертвованы Федором Божениным и подьячим Иваном Богдановым до I7II велось строительство старостой Иваном Звякиным, а за тем Ив. Поповым.
В 1709 г. была заложена 2-х этажная каменная церковь внутри деревянного города. Нижний этаж, хотя и не вполне, был устроен че-рез 5 лет, и ради нужды освящен 28/IX 1715 г. во имя Богоявления преосвященным Варнавою. Постройка верхнего храма, вследствие обще-правительственного указа была приостановлена: все рабочие и стро-ительные силы были "устранены на устройство г. Петербурга". Но в 1717 г. преосвящен. Варнава по просьбе соборного протопопа Ка-линника с братией и жителей города Архангельска ходатайствовал перед Петром I о дозволении продолжать постройку верхнего этажа, чтобы нижний этаж не подвергался вредному влиянию и от сырости не развалился. Ходатайство было удовлетворено и с 1717 г. опять начались работы. Закончена постройка нижнего этажа, причем в алтаре Богоявленского храма с южной стороны в поминовение благот-ворителей казанских купцов устроен и освящен придел во имя Казанской Божией Матери и освящен 5.07.1720 г. преосвящен. Варнавою.
При преосвящен. Вениамине в 1743 г. переделан в придел Святи-теля Николая.
Строительство верхней церкви продолжалось 25 лет и закончилось в 1743 г., но все внутренее устройство затянулось на долгие годы, так как неустойчивость правительственных мер по отношению к тор-говле, частые пожары, осложнили материальное благосостояние насе-ления до крайней бедности, и только во второй половине ХVIII в., при Екатерине I принявшей ряд мер по оживлению торговли, довершено было устройство верхнего храма, иконостаса и икон, писавшихся Устюжским мещанином Вол. Холмогоровым. 18.09.1765 г. освящена преосвященным Иосифом.
26.06.1793 г. в 8 часов вечера вспыхнул пожар в пороховых складах купца Климова, расположенных рядом с собором. Пострадал и этот каменный храм, отремонтированный и освященный 9/VI 1799 г.
Верхний храм поражал своей красотой и изяществом отделки. Иконостас построен в строжайшем стиле Возрождения, весь украшен росписью.
Внешний вид до 1793 г. ничем не отличался от более позднего, только главы были больше и устроены на подобие нынешних монастыр-ских и крытые чешуёю.
В верхний собор вела лестница с 3-мя площадками в паперти с западной стороны, для входа из паперти в трапезу устроено трое дверей. Окон в нижнем храме 17.
В верхнем храме - не считая находящихся в главах расположены 3 ряда: I ряд - 19 окон; 2 ряд только в средней части храма 6 по 3 с северной и южной стороны; 3 ряд - 9 круглых окон по 3 с северной, южной и западной сторон.
Б средней главе 8 окон и в 4-х угольных по б в каждой, всех окон в Соборе 83.
Нижний этаж главный храм во имя Богоявления
(?) пределы в алтаре св. Николая и в трапезе - Введения во храм Пресв. Богородицы. Иконостас одноярусный, сплошь вызолочен и украшен богатой золотой росписью. Царские врата четырехстворчатые. Верхний этаж- Главный храм Живоначальныя Троицы приделан - Преображения Господня
Иконостас 4-х ярусный, столярной гладкой работы, выкрашен зеленой краской, исключая карнизы, рамы у икон и киотов, которые были вызолочены.
Во II ярусе, кроме обычных икон у южной стороны были образа:
1). "Егда рече Господь к жидам " кого ищите?"
2). "Егда бияху Его связанного пригибающаго колена".
у северной стороны: " омовение ног" и "отвержение Петра".
В верхней части в двух клеймах лики пророков, праотцев.
В двух киотах изображения входа Господня в Иерусалим и "Воздвижения Креста Господня". В понелях между местными иконами 9 разных изображений из священной истории: уверение Фомы, блудница помазавшая ноги Спасителя миром, беседа Христа с самарянкою, плавание апостолов по Галилейскому озеру и другие.
Над диаконскими дверями - 2 шестиугольные иконы с ликами пророков. Над Тайной вечерню образ Спасителя в молении, а под последним треугольник с золоченым солнцем и в нем подпись: "о Феос" по обеим сторонам южн. дверей на особых косяках стояло по ангелу. Один из них держал лестницу, другой губу ж трость. У северной две-ри - один с молотом, другой с гвоздями.
Иконы иконостаса весьма украшены из золота, серебра, жемчуга и другими драгоценных камней.
Над престолом главного алтаря резная сень, поддерживаемая 4 витыми столбами, вызолоченными с внешней стороны, а внутри посеребренные. В средней сени образ отечества. Над престолом го-лубь, выточенный из дерева, посеребренный. По краям сени по три херувима на каждой стороне, по углам ангелы. На самой кровле сени с восточной и западной сторон по одному деревянному голубю с позолоченным сиянием.
Жертвенник находится в северной полуокружности и устроен на подобие шкафа со стеклянными дверцами. В верхней части жерт-венника изображение Распятие Иисуса Христа. Над Жертвенником треугольник в сиянии солнечного, лунного, звездного, а внизу жертво-приношение Авеля и Каина.
Престол кипарисовый, верхняя одежда медной чеканки, высеребренная через огонь. На западной деке Тайная вечеря, южной - Св. Троица, восточной - Воскресение Христово, северной - Богоявление, на верхней - изображение плащаницы.
Царские врата - четырехстворчатые, вполне раскрываются только при архиерейском служении, причем бывает виден весь алтарь.
При служении священников открывались только две средние чет-верти, за ними раздвигалась завеса на две стороны. Над царскими вратами золоченый балдахин.
На правой стороне храма под полуокружным балдахином деревян-ный крест, сделанный Петром I в 1694 г. в память спасения на Унских водах. Крест 5 аршин в вышину, 3 арш. в ширину, концы в виде полуокружностей с шариками на оконечностях. На подножии Креста Петр I сделал надпись собственной рукой: "сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694 г." и эта же надпись по-голландски.
Петр I 30 мая 1694 г. выехал из Архангельска в Белое море, началась буря, войдя в Унскую губу, Петр I спасся от гибели, пристал у Пертоминского монастыря и в память чудесного избавления соб-ственноручно сделал Крест, который до 1803 г. находился там, в мо-настыре. По повелению Александра I Крест был перенесен в Собор.
30/VII 1811 г. Александр I посетил Архангельский Свято-Троиц-кий Собор а высказал: "заслуживает внимания по своему благолепию". А о царских вратах отозвался так: и я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел".
В 1930 г. Собор разрушен из его кирпича построен драмтеатр им. Ломоносова, стоящий на месте Собора.
Достопримечательности Собора
Перенесенные из Холмогорского собора два саккоса жалованные Петром I в 1694 г.
Штандарт и палестинский флаг от струга на котором Петр I ехал от Вологды до Архангельска. Крест сделанный Петром I. Жа-лованная царевною Софией архиепискому Афанасию панагия на подо-бие орла, украшенная драгоценностями. Три полных архиерейских облачения, из которых одно сребро-позлащенной парчи, подарок Екатерины I в 1773 г. епископу Арсению при его хиротонии.
( Кн. исторжч. описаний Церкв. Арх.Епарх. 1894 г, Лангацор. Памятн. церковн. древн. Арх. губ. Справочная книга Арх. губ. 1870 г. )






Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.