Успенский храм на Бору г. Архангельск
Успенский храм на Бору г. Архангельск
04.09.2003
Стоял на углу наб. Северной Двины и ул. Успенской (ныне ул. Логинова).
В 1626 году по грамоте Патриарха Филарета от 31 марта построили деревянную Успенскую церковь. У нас есть возможность процитировать эту грамоту: «...яз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте... — писано на Москве лета 7134 (
По церковному преданию, в 1631 году в ней случилось чудесное происшествие. Замыслив обокрасть церковь, ночью через окно в нее залез вор. Вдруг обоконие сжалось и сдавило его. Наутро, оцепеневшего от ужаса, его даже не смогли вытащить. Лишь «по свершении молебствия обоконие отторгну-лось», освободив беднягу.
Деревянная церковь горела часто и снова восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы.
Очевидно, Успенская церковь опять горела, так как 6 сентября 1685 года вновь была освящена. В 1694 году в Успенской церкви в день Петра и Павла присутствовал Петр I, слушал всенощное бдение.
К XVIII веку деревянные церкви сильно обветшали, и прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем 13 октября 1742 года подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. В том же году 18 октября была произведена закладка храма, на месте разобранной Успенской церкви стали возводить каменную с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне, а Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с названными приделами освящен в 1744 году, а главный холодный — в 1753 году (ил. 55). Затем приделы переименовали: Крестовоздвиженский — в Вознесения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 году над входом в церковь выстроили колокольню.
Успенская приходская церковь являлась одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Главный объем представлял высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой. Обширная трапезная с приделами вместе с церковью составили единый объем.
Размеры храма были следующие: длина собственно церкви составляла 6 сажен, ширина — 4 сажени, высота до карниза здания — примерно 6 сажен; высота алтарной апсиды и трапезной равнялась 4 аршинам.
В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени. Фасады кафо-ликона разделялись карнизом на два ската. По вертикали все фасады членились канне-лированными пилястрами. На церкви они образовывали три прясла, а на трапезной — четыре прясла. Прямоугольные окна трапезной, нижнего яруса кафоликона и верхние арочные обрамлялись профилированными наличниками с «ушами» на четырех углах. По осям проемов под венчающим карнизом храма имелись фигурные ниши, оформленные профилированной тягой. Дробно профилированный карниз энергично раскрепован в местах соединения с пилястрами. Карниз всего здания и межъярусный карниз были украшены поясом фигурной кладки. Окна храма декорированы сандриками (ил. 14).
Фасады колокольни также были обработаны угловыми каннелированными пилястрами. Базы пилястр всех четырех ярусов выделялись филенками, а на верхнем ярусе — «ширинками». Венчающие карнизы всех ярусов колокольни были такими же, как и на церкви.
Внутренняя структура храма и приделов была различной. Собственно церковь имела лотковый свод, а приделы — сомкнутый. На западной стене располагались хоры высотой чуть более 2 сажен.
В 1764 году был заключен контракт на роспись главного храма и приделов с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым. Они же писали и иконы для тяблового иконостаса. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.
В июле 1820 года архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса (ил. 56). Разрешение было получено. В 1822 году 4-ярусный резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом иконостас, выполненный в формах ампира, был установлен. Нижний, или местный, чин образовывали иконы, располагавшиеся по сторонам от царских врат: икона Спасителя (справа) и Богородицы (слева). В том же ряду помещалась местная икона «Успение Пресвятой Богородицы», почитаемая архангелогородцами как чудотворная (ныне она находится в соломбальском храме Мартина Исповедника), и другие наиболее почитаемые на Севере иконы. Над местным рядом располагался праздничный чин, на нем были помещены восемь икон на тему двунадесятых праздников. Главной иконой девятифигурного деисуса была икона Спасителя на престоле,
а пророческого ряда — икона Божией Матери «Знамение», Давида и Соломона и других пророков.
В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Немецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, в 1864 году с западной стороны колокольни пристроили деревянный тамбур.
В 1898 году Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теплый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах появились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштукатурили как внутри, так и с внешней стороны. На устройство храма И. Кронштадтский выделил 200 рублей.
В начале XX века колокольня церкви стала оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (
ный памятник старины. Правда, в 1910 году ни к какому решению не пришли.
В ноябре 1910 года архангельский инженер П.Г. Минейко составил проект укрепления фундамента колокольни (ил. 57): подготовил смету, планы, техническую записку.
Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 года колокольню исследовал и выполнил обмерные чертежи петербургский художник-архитектор В. Милеев (ил. 58). Причину же падения местной «пизанской башни» выяснил академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии П.П. По-крышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или стульев, колокольни задерживается более прочным, основанным еще на крепких сваях, фундаментом трапезной. Кстати сказать, в Архангельске все здания ставились на деревянных сваях. Фундамент колокольни также состоял из деревянных стульев — круглых бревен толщиной до 8 вершков, поставленных плотно один к другому, а между ними были забиты жерди. Некоторые стулья сгнили, а остальные сильно наклонились, фундамент стал разрушаться. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамента на каменный. Работы проводились под непосредственным наблюдением П.П. По-крышкина, который в своей записке написал: «Для выпрямления мы решили воспользоваться работами подведения фундамента и обратились к древнеегипетскому способу установки обелисков по теории Со1$у». Ремонт и выпрямление колокольни изложены П.П. Покрышкиным в «Известиях императорской археологической комиссии» (СПб., 1913. Вып. 48).
После их окончания был проведен ремонт всей церкви. Побелили известью стены. Внутри стены и своды украсили живописью на средства директора архангельского отделения С.-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 году он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка — 100 рублей и от других служащих — 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил «от
позднейшей неискусной малярной записи, сделанной масляными красками и изображавшей Божию Матерь с Младенцем, икону св. апостола Иоанна Богослова, диктующего евангелие ученику своему святому апостолу Прохору на о. Патмосе, относящееся к концу царствования царя Михаила Федоровича и находящейся в иконостасе, бывшем в деревянной Успенской, ныне каменной... церкви», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 году, по случаю окончания всех внутренних работ, храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Нико-дим Троицкий).
В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др. В 1931 году, когда разрушили храм, на его фундаменте построили деревянный жилой дом, разобранный из-за ветхости в 1980-е годы.
В 1995—1996 годах родился замысел строительства храма Успения Божией Матери. В 1994 году был создан общественный фонд «Благовест», руководимый А.И. Ивановым. Он и занялся предварительной работой по строительству новой церкви.
С благословения епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в 1996 году был объявлен открытый конкурс на проект храма.
20 января 1997 года жюри подвело его итоги. Среди лучших проектов был признан проект 000101 архитектора Г. В. Родионова из г. Сыктывкара, вторую премию получил проект № 123321 Матти Порка, священника Православной Церкви Ассоциации архитекторов Финляндии, третью — проект 119285, созданный авторским коллективом: В.М. Кибирева (Архангельск), М.В. Кибирева и А.Н. Мороза (Москва). Поощрительные премии получили проекты № 625940 (авторский коллектив: Г.А. Ляшенко, В.Л. Никитин, СЮ. Ники тина, Архангельск) и № 175397 (авторский коллектив: Ю.А. Барашков, В.В. Горбунцов, В.М. Никонова, Н.М. Петухова, В.И. Шаверин, Архангельск).
Первый проект привлекал архитектурно-художественным образом. Храм предлагалось воссоздать по образу и подобию утраченной Успенской церкви, что не являлось восстановлением прежней церкви — он был решен с учетом новой градостроительной ситуации, так как теперь здесь располагается более высокая застройка, чем даже в 1930-е годы. Естественно, были решены по-новому и все технические задачи, связанные с функционированием прихода.
Прошло еще несколько лет с той поры. Очевидно, представленный проект не вполне удовлетворял представителей Антониево-Сийского монастыря, поскольку указанное место принадлежало именно монастырю. Строительство храма не начиналось, и на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония, а на месте будущего храма установили крест. В июне 2000 года состоялось их освящение епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. Возведение храма началось в 2001 году. Руководит строительными работами Сергей Васильевич Киткин. В том же году были возведены стены и первый ярус колокольни. В 2004 году установлены купола.
13 июня 2003 года епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил основание строящегося храма. В кирпичную кладку заложили два камня, специально привезенных из Троицкого собора Сийского монастыря и из Никейского собора. А 28 августа 2008 года в праздник Успения Божией Матери, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил новопостроенный Успенский храм. Храм белокаменный, высота колокольни вместе с шатром составляет
В настоящее настоятелем храма является иерей Константин Стрекачев, руководитель епархиального молодежного отдела.
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.