Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Успенский храм на Бору г. Архангельск

Успенский храм на Бору г. Архангельск

04.09.2003

Успенская Боровская церковь г. Архангельска

Стоял на углу наб. Северной Двины и ул. Успенской (ныне ул. Логинова).

В 1626 году по грамоте Патриарха Фила­рета от 31 марта построили деревянную Ус­пенскую церковь. У нас есть возможность процитировать эту грамоту: «...яз смирен­ный и великий Господин и Государь святей­ший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благосло­вить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте... — писано на Москве лета 7134 (1626 г. — Л.П.) марта в 17 день». Строите­лем этой церкви был священник Ксенофонт Козмин. К северу от церкви начинался гус­той сосновый бор, давший этой церкви еще одно название — Боровская. Построенная на довольно возвышенной местности, называ­емой Жабинским наволоком и еще Сальным берегом потому, что здесь архангельские куп­цы производили и торговали салом морских зверей, церковь через шесть лет сгорела. Но по грамоте Филарета же от 30 апреля 1632 года возведена вновь.

По церковному преданию, в 1631 году в ней случилось чудесное происшествие. За­мыслив обокрасть церковь, ночью через окно в нее залез вор. Вдруг обоконие сжалось и сдавило его. Наутро, оцепеневшего от ужа­са, его даже не смогли вытащить. Лишь «по свершении молебствия обоконие отторгну-лось», освободив беднягу.

Деревянная церковь горела часто и снова восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перене­сенную из Немецкой слободы.

Очевидно, Успенская церковь опять горе­ла, так как 6 сентября 1685 года вновь была освящена. В 1694 году в Успенской церкви в день Петра и Павла присутствовал Петр I, слушал всенощное бдение.

К XVIII веку деревянные церкви сильно обветшали, и прихожане во главе с полковни­ком И.Я. Баршем 13 октября 1742 года пода­ли архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. В том же году 18 октября была произведена закладка храма, на месте разобранной Успенской церкви ста­ли возводить каменную с приделом Воздви­жения Креста Господня на южной стороне, а Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с названными приделами освящен в 1744 году, а главный холодный — в 1753 году (ил. 55). Затем приделы переиме­новали: Крестовоздвиженский — в Возне­сения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 году над входом в церковь выстроили колокольню.

Успенская приходская церковь явля­лась одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Главный объ­ем представлял высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный све­товым восьмигранным барабаном с луко­вичной главкой.  Обширная трапезная с приделами вместе с церковью составили единый объем.

Размеры храма были следующие: дли­на собственно церкви составляла 6 сажен, ширина — 4 сажени, высота до карниза зда­ния — примерно 6 сажен; высота алтарной апсиды и трапезной равнялась 4 аршинам.

В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зод­честву петровского времени. Фасады кафо-ликона разделялись карнизом на два ската. По вертикали все фасады членились канне-лированными пилястрами. На церкви они образовывали три прясла, а на трапезной — четыре прясла. Прямоугольные окна трапез­ной, нижнего яруса кафоликона и верхние арочные обрамлялись профилированными наличниками с «ушами» на четырех углах. По осям проемов под венчающим карнизом хра­ма имелись фигурные ниши, оформленные профилированной тягой. Дробно профили­рованный карниз энергично раскрепован в местах соединения с пилястрами. Карниз всего здания и межъярусный карниз были украшены поясом фигурной кладки. Окна храма декорированы сандриками (ил. 14).

Фасады колокольни также были обрабо­таны угловыми каннелированными пиляс­трами. Базы пилястр всех четырех ярусов выделялись филенками, а на верхнем яру­се — «ширинками». Венчающие карнизы всех ярусов колокольни были такими же, как и на церкви.

Внутренняя структура храма и приделов была различной. Собственно церковь имела лотковый свод, а приделы — сомкнутый. На западной стене располагались хоры высотой чуть более 2 сажен.

В 1764 году был заключен контракт на роспись главного храма и приделов с худож­никами Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым. Они же писали и иконы для тяблового иконостаса. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.

В июле 1820 года архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоси­фу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса (ил. 56). Раз­решение было получено. В 1822 году 4-ярус­ный резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом иконостас, вы­полненный в формах ампира, был установ­лен. Нижний, или местный, чин образовы­вали иконы, располагавшиеся по сторонам от царских врат: икона Спасителя (справа) и Богородицы (слева). В том же ряду помеща­лась местная икона «Успение Пресвятой Бо­городицы», почитаемая архангелогородца­ми как чудотворная (ныне она находится в соломбальском храме Мартина Исповедни­ка), и другие наиболее почитаемые на Севе­ре иконы. Над местным рядом располагался праздничный чин, на нем были помещены восемь икон на тему двунадесятых празд­ников. Главной иконой девятифигурного деисуса была икона Спасителя на престоле,

а пророческого ряда — икона Божией Мате­ри «Знамение», Давида и Соломона и других пророков.

В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Не­мецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, в 1864 году с западной стороны колокольни при­строили деревянный тамбур.

В 1898 году Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теп­лый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах по­явились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштука­турили как внутри, так и с внешней стороны. На устройство храма И. Кронштадтский вы­делил 200 рублей.

В начале XX века колокольня церкви ста­ла оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (180 см), поставили вопрос о ее сносе, как грозящей обрушением. Однако Император­ская археологическая комиссия сделала по­пытку сохранить колокольню, как интерес-

ный памятник старины. Правда, в 1910 году ни к какому решению не пришли.

В ноябре 1910 года архангельский инже­нер П.Г. Минейко составил проект укрепле­ния фундамента колокольни (ил. 57): под­готовил смету, планы, техническую записку.

Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 года колокольню исследовал и выполнил об­мерные чертежи петербургский художник-архитектор В. Милеев (ил. 58). Причину же падения местной «пизанской башни» выяс­нил академик архитектуры, член Импера­торской археологической комиссии П.П. По-крышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или стульев, колокольни задерживается более прочным, основанным еще на крепких сваях, фунда­ментом трапезной. Кстати сказать, в Архан­гельске все здания ставились на деревянных сваях. Фундамент колокольни также состо­ял из деревянных стульев — круглых бре­вен толщиной до 8 вершков, поставленных плотно один к другому, а между ними были забиты жерди. Некоторые стулья сгнили, а остальные сильно наклонились, фундамент стал разрушаться. Отклонение 32-метро­вой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамен­та на каменный. Работы проводились под непосредственным наблюдением П.П. По-крышкина, который в своей записке напи­сал: «Для выпрямления мы решили восполь­зоваться работами подведения фундамента и обратились к древнеегипетскому способу установки обелисков по теории Со1$у». Ре­монт и выпрямление колокольни изложены П.П. Покрышкиным в «Известиях импера­торской археологической комиссии» (СПб., 1913. Вып. 48).

После их окончания был проведен ремонт всей церкви. Побелили известью стены. Внут­ри стены и своды украсили живописью на средства директора архангельского отделения С.-Петербургского коммерческого междуна­родного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 году он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка — 100 рублей и от других служащих — 80 руб. Поправили израз­цовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил «от

позднейшей неискусной малярной записи, сделанной масляными красками и изобра­жавшей Божию Матерь с Младенцем, икону св. апостола Иоанна Богослова, диктующе­го евангелие ученику своему святому апос­толу Прохору на о. Патмосе, относящееся к концу царствования царя Михаила Федоро­вича и находящейся в иконостасе, бывшем в деревянной Успенской, ныне каменной... церкви», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 году, по случаю окончания всех внутренних работ, храм посетил и совершил в нем Божествен­ную литургию епископ Нафанаил III (Нико-дим Троицкий).

В 1920 году Успенская церковь была уп­разднена. В 1922 году из храма изъяли цер­ковные ценности: ризы, кадила, венцы и др. В 1931 году, когда разрушили храм, на его фундаменте построили деревянный жилой дом, разобранный из-за ветхости в 1980-е годы.
В 1995—1996 годах родился замысел строительства храма Успения Божией Матери. В 1994 году был создан общественный фонд «Благовест», руководимый А.И. Ивановым. Он и занялся предварительной работой по строительству новой церкви.

С благословения епископа Архангельско­го и Холмогорского Тихона в 1996 году был объявлен открытый конкурс на проект храма.

20 января 1997 года жюри подвело его ито­ги. Среди лучших проектов был признан проект 000101 архитектора Г. В. Родионова из г. Сыктывкара, вторую премию получил про­ект № 123321 Матти Порка, священника Пра­вославной Церкви Ассоциации архитекторов Финляндии, третью — проект 119285, создан­ный авторским коллективом: В.М. Кибирева (Архангельск), М.В. Кибирева и А.Н. Мороза (Москва). Поощрительные премии получи­ли проекты № 625940 (авторский коллектив: Г.А. Ляшенко,  В.Л.  Никитин, СЮ.  Ники тина, Архангельск) и № 175397 (авторский коллектив: Ю.А. Барашков, В.В. Горбунцов, В.М. Никонова, Н.М. Петухова, В.И. Шаверин, Архангельск).

Первый проект привлекал архитектурно-художественным образом. Храм предлага­лось воссоздать по образу и подобию утра­ченной Успенской церкви, что не являлось восстановлением прежней церкви — он был решен с учетом новой градостроительной ситуации, так как теперь здесь располагается более высокая застройка, чем даже в 1930-е годы. Естественно, были решены по-новому и все технические задачи, связанные с функ­ционированием прихода.

Прошло еще несколько лет с той поры. Очевидно, представленный проект не впол­не удовлетворял представителей Антониево-Сийского монастыря, поскольку указан­ное место принадлежало именно монастырю. Строительство храма не начиналось, и на его территории в 1998 году временно поста­вили часовню во имя преподобного Анто­ния, а на месте будущего храма установили крест. В июне 2000 года состоялось их освящение епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. Возведение храма началось в 2001 году. Руководит строитель­ными работами Сергей Васильевич Киткин. В том же году были возведены стены и пер­вый ярус колокольни. В 2004 году установ­лены купола.

13 июня 2003 года епископ Архангель­ский и Холмогорский Тихон освятил ос­нование строящегося храма. В кирпичную кладку заложили два камня, специально привезенных из Троицкого собора Сийского монастыря и из Никейского собора. А 28 августа 2008 года в праздник Успения Божией Матери, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил новопостроенный Успенский храм. Храм белокаменный, высота колокольни вместе с шатром составляет 42 метра, он сооружен по проекту архангельских архитекторов ГА. Ляшенко и В.Л. Никити­на.

В настоящее настоятелем храма является иерей Константин Стрекачев, руководитель епархиального молодежного отдела.






Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.