Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Храм Рождества Христова г. Архангельска

Храм Рождества Христова г. Архангельска

04.09.2003


Храм Рождества Христова г. АрхангельскаРождественская церковь - в г. Архангельске старейшая из существующих церквей, в течение первых двух столетий находилась в военном ведомстве составляя полковую церковь сначала архангелогородских стрельцов, затем "архангелогородского гарнизона, пехотного полка", но все исторические сведения скудны.
Основателями Рождественской церкви в г. Архангельске были стрельцы. Перемещенные сюда в качестве защитников "поставленного" в 1584 г. " архангельского города" т.е. деревянного укрепления построенного вокруг издавна существовавшего архангельского монастыря. Стрельцы поселились по верхнюю сторону его, т.е. по течению Двины, составив особую "стрелецкую слободу". Служа службу государеву, занимались и промыслами и торговлей.
Царским указом от 12/II 1587 г. около возведенного города был учрежден "посад". В 1588 г. посадские люди испросили грамоту митрополита Иова на перестройку существовавшей с 1584 г. первой приходской деревянной церкви во имя Преображения Господня.
Стрельцы со своей стороны возъимели желание построить у себя в слободе особую церковь во имя Рождества Христова, но начавшиеся в конце ХII в. смуты в русском государстве отдалили исполнение их желания.
Наконец в 1608 г. им удалось испросить у патриарха Гермогена грамоты на "поставление первыя церкви Рождества Христова", в том же году деревянная однопрестольная церковь была построена, освящена, началось богослужение. Весною 1609 г. стрельцы должны были отправиться в поход против "разорявших Россию полчищ "Тушинскаго вора" и принимали участие в защите Ярославля.
В 1611 г. был пожар, первый большой пожар и к этому несчастью присоединилась необходимость нового похода, так как "польския и литовския воры и русские изменники появились в 1614 г. сначала в пределах важской, а затем двинской обл. "мучили и побивали жителей животы их грабили".
Архангелогородские стрельцы ходили до с.Емецкаго "воров многих побили и три знамена отбили", затем вместе с холмогорскими стрельцами защищали от "воров" и Холмогоры где и были оставлены на жительство. Таким образом пожар и походы не только ослабили благосостояние Архангелогородских стрельцов, но и уменьшили их число.
В 1637 г. - опустошительный пожар сгорели: Архангельский монастырь, "полгорода от Двины реки", первопостроенная стрельцами церковь Рождества Христова.
Дальнейшая история Рождественской церкви начинается с 1648 г. когда патриархом Иосифом была дана новая святохрамная грамота "на церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы". Вторичному построению Рождественской церкви способствовало и то, что с 1646 г. "для спасения Архангельского города от датских немцев" было увеличено количество стрельцов.
Что же касается церкви Рождества Богородицы, то кажется, она была полковою церковью холмогорских стрельцов. Переселяясь в Архангельск, они вероятно пожелали к полковой церкви архангельских стрельцов присоединить и свою церковь во имя Рождества Богородицы, впрочем она не была освящена в 1648 г., видно из того, что прихожане этой церкви входили с "подписной челобитной" к Новгородскому митрополиту Никону, быть может во время его пребывания в Архангельске проездом в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа.
В 1663 г. снова был большой пожар, истребивший верхнюю частъ города, "все стрелецкия слободы" с находившимися в них церквами Рождества Христова и Рождества Богородицы. Пожар повторился и в 1667 г., когда сгорела нижняя половина города.
Частые и опустошительные пожары побудили правительство послать в 1668 г. с Москвы на Двину иноземцев градодельцев Петра Марселиса и Велима Шорора "велено им осмотреть у Архангельска города место, где можно построить город.
В этом же 1668 г. была вновь построена и "древянная церковь во имя Рождества Иисус Христова и при той церкви придельная во имя Роадества Пресвятыя Богородицы". Церковь эта существовала до 1717 г., в котором от "молнии погорела".
О внешнем и внутреннем виде сохранились сведения, которые и приводятся: "Церковь теплая, шатровая о двух верхах, две паперти, под церковию находился амбар, в котором хранилась церковная казна. Иконостас главной церкви состоял из ряда икон "местных" и еще двух, как тогда говрили "Деисусов" или рядов праздничного (двунадесятых праздников) и пророческих, всего 27 икон. Увенчивался иконою Нерукотвореннаго Спаса "со архангелы - на трех деках, писаны на золоте". Царские врата, имевшая "сень и столпцы были глухия, писаны на золоте".
Все иконы нижнего яруса иконостаса были весьма больших размеров и украшены серебрянными венцами, подписями, вверху покрывалами, внизу - пеленами, шитыми золотом и серебром. Особенно были украшены иконы Рождества Христова, Одигитрия, Живоначальные Троицы, Богоявления и Воскресения Христова: венцы и цаты резные под золотом с жемчугом.
Пред иконами находились деревянные "свещи" с железными на них насвещняками, частию висячие железные подсвечники.
На средине церкви висело большое медное о двух ставах по-никадило "весом 8 пуд", кроме большого еще 7 паникадил сред, и малых.
В алтаре на престоле покрытом одеянием были: дарохранительница деревянная, два Евангелия - одно печатное, выхода 1614 г., другое письменное в серебряных окладах у первого под золотом, застежки серебряные. Из двух благословляющих крестов один серебряный под золотом, тело Спасителя чеканное, другой деревянный, резной, обложенный серебром под золотом. Служебные сосуды серебряные по местам вызолоченные.
Вообще церковь была достаточно снабжена церковной утварью. Большая часть икон и книг сохранялась из прежних погоревших церквей.
В алтаре над престолом - сень в рамах золоченых. Крест "благословящий древяной, обложен медью болмяною". Сосуды служебные - оловянные, звезда медная.
Данные относящиеся к описанию внешнего и внутреннего устройства деревян. двухпрестольной Рождественской церкви,, построенной в 1668 г. говорили о обширности здания.
Через 20 лет по построении здание начало ветшать, бывшая в Архангельске буря 11/VI 1690 г. повредила его, сломав крест на церкви Рождества Пр. Богородицы.
По благословению преосвященного Афанасия "поставить Крест четвероконечный по преданию св. отец и св. апостол и по древнему обычаю, каков Крест на Москве на соборной церкви Благовещения Пр. Богородицы". Поставлен в июне 1690 года.
В 1691 г. стрельцы обратились и били челом великим государем Иоанну и Петру Алексеевичу и постройке каменного храма теплого с холодной церковью под ним.
31 марта 1692 г. получена и благословенная грамота преосвященного Афанасия и летом же приступили к закладке. Было положено и основание придельной церкви в честь Зосимы и Савватия. Дальнейшее строительство было задержано: в 1693-1694 гг. приезды Петра отвлекали стрельцов от постройки, в 1695г. часть стрельцов отправлена в Олонецкий уезд; в 1698г. стрелецкий бунт в Москве и Петр I стал уничтожать стрелецкое войско, заменять солдатами, не имевшими оседлость. В 1699г. часть стрелков взяты в Москву, в 1702 г. началось строительство Новодвинской крепости, в 1703 г. "г. Архангельск был в великом опасении ради находу шведских кораблей"; в 1705 г. архангелогородский полк выслан в Астрахань на службу. Понятно, что постройка церкви должна была совершенно прекратиться и надо удивляться каким образом в 1712г. оказалось, что нижняя церковь окончена совершенно, а верхняя доведена до окон и 5/XII 1712г. Преосвященным Варнавой нижняя церковь была освящена, но обычного украшения православных храмов - главы увенчанной св. Крестом не было.
Прошло почти четырнадцать лет, прежде чем приступили к достройке храма. Хотя описания внутреннего вида нижней и верхней церкви не сохранилось, но из некоторых указаний последующего времени можно заключить, что он был подобен прежней деревянной церкви.
Как в нижней, так и в верхней церкви иконостас был трехъярусный, большинство икон и расположение их особенно в иконостасе Рождества Христова остались прежними. Из вновь поступивших надо упомянуть о чудотворной иконе Божией Матери "Ввсех скорбящих Радосте" и об иконе, изображающей 19 чудотворных икон Божией Матери с Смоленской иконой по середине.
Довершено строительство каменной Рождественской церкви в 1729 году.
В нижней церкви существовал неизвестно когда устроенный и освященный придел во имя Зосимы и Савватия на сев. Стороне.
В 1746г. заложенная каменная колокольня, которая была построена по старому обыкновению с каменным шатром.
Во второй половине XVIII столетия Рождественская церковь получает значение и наименование "Рождественского Собора". В августе 1770 г. освящена придельная церковь Живоначального Источника, построенная над Зосимосавватиевской.
26/VI 1793г. в Архангельске страшный опустошающий пожар, в котором обгорела и Рождественская церковь, повредив главным образом верхнюю с ее престолами.
В 1799 г. верхняя церковь возобновлена, но уже с приделом во имя Св. пророка Илии. В 1802г. полностью возобновлена Рождественская церковь, внутренний вид следующий: в обеих нижних церквах: главн. Рождества Христова прид. Зосимы и Савватия. Иконостасы трехъярусные, верх сведен кругом и вызолочен. Царские врата помещались в высеребряном "резном виноградном иконостасе".
Все иконы нижнего яруса иконостаса украшены серебряными окладами и часто жемчужными венцами.
Во втором ярусе- 30 икон. По середине над царскими вратами икона Спасителя, сидящего на Престоле, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и 2 ангела. На остальных 29 иконах изображены: 37 ликов апостолов, некоторых святителей, мучеников и преподобных.
В третьем ярусе - три иконы: посередине Божией Матери - Знамение и по сторонам на 2-х деках св. пророков.
В алтаре над престолом сень в рамках деревянных вызолоченных, на ней изображен Господь Саваоф. За престолом кроме обычного Креста образ Божией Матери "Знамение".
Иконостас придельной церкви Зосимы и Савватия - трехъярусный. В нижнем ярусе 5 икон: во втором - 21 икона, в третьем - 5 икон.
Иконостас верхнего храма во имя Рождества Богородицы - 3-х ярусный имел 26 икон: царские врата золотые, на них изображены кроме 6 обычных еще 6 святителей.
В пределе св. пророка Илии иконостас одноярусный.
В 1803г. ремонт колокольни и в 1804г. подняты колокола.
В 1805 г. церковь бывшая в течение 200 лет полковой обратилась в приходскую, перешла в Епархиальное ведомство. 1823-1825гг. ремонт нижней церкви, ремонт иконостаса, сделана серебряная риза на икону Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" и на другие иконы.
16/VIII 1847 г. пожар - совершенно обгорела Рождественская церковь.
Благодаря деятельному участию купца Плотникова и др. с 1847г. начато исправление повреждений, по исправлению иконостаса в нижней церкви начались богослужения, при малом ее освящении.
В 1853 г. возобновлен с устроением нового иконостаса во имя св. пророка Илии, освящен 12/VII преосвященным Варлаамом. Летом 1855г. окончены работы по возобновлению верхнего храма, 8/IX освящен преосвящен. Антонием.
Колокол вновь был вылит из горелой литы с прибавлением новой. На колокольне находились следующие надписи: 1) В вечер, заутра и в полудни возвещу и услышат глас мой. 2) Архангельский глас вопием Ти, Чистая, радуйся, Благодатная Господь с Тобою. 3) Созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ей. 4) 1855г. вылит сей колокол в царствовании государя импер. Александра II по благословению Епископа Антония при церковном старосте Егоре Андреевиче Плутникове от усердия прихожан и разных благотворителей,о которых сам Бог известен. Весу 275г. 13ф.

Уже во II половине XVIII в. на нижнем этаже Рождественского храма стала обнаруживаться сырость. Причина сырости заключалась в том, что церковь оседала в землю, грунт которой был крайне болотистый. Через 100 лет пол нижнего этажа оказался на аршин ниже поверхности земли и покрывался водою и в июне 1864г. приступили к возведению каменной двухэтажной пристройки с южн. стороны, верхний этаж был назначен к перенесению престола Рождества Христова. 16/IV 1867г. строение было окончено преосвященным Нафанаилом I был освящен престол во имя Рождества Христова, а нижняя церковь закрыта.


Благолепен и величественен вид Рождественского Собора, благолепие всех украшений не оставляет желать ничего лучшего.
Пожертвованы: напрестольный крест под золотом, богослужебная утварь вызолочена, литые медные позолоченные хоругви, богатые облачения для причта, ковры.

Помещался Рождественский Собор между пер. Театральным и Троицким проспектом, в настоящее время напротив гостин. "Юбилейная", построенная в конце 70-х годов.
Разрушен в 30-х годах нынешнего столетия, в 1941г. построена на этом месте, т. е. на месте разрушенного Рождественского храма бомбоубежище, в настоящее время имеющей вид насыпи.
После сноса собора в 1932 г. была устроена парашютная вышка, простоявшая до 1941г. т. е. до начала войны.






Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.