История храма Сретения Господня с. Заостровье

История храма Сретения Господня с. Заостровье

10.09.2003

Храм Сретения Господня с. ЗаостровьеДо 1917 г. кроме церковных зданий, приходу принадлежали три дома, в которых жили священнослужители. При храме были открыты Рикасовское сельское училище, а также две церковно-приходские школы: в деревнях Лянецкое и Перхачево.
Вопросами строительства, ремонта церковных зданий, приобретением церковной утвари, заботой о бедных занимался церковно-попечительский совет, выбиравшийся из числа прихожан.
Среди членов попечительского совета был житель деревни Верхнее Ладино Андрей Алексеевич Чистиков, оставшийся в памяти заостровцев как благотворитель, отчислявший многочисленные пожертвования на просвящение и нужды храма. За меценатскую деятельность он был награжден медалями.
Церковный клир в начале XX века состоял из четырех человек: настоятеля храма, второго священника, дьякона и псаломщика. Из архивных материалов известны имена священнослужителей, служивших в предреволюционный период: о. Иоанн Козмин, протоиерей Андрей Попов, О.Федор Тамицкий, о. Александр Лыткин, о. Арсений Жаровов.
Село Заостровье состояло из 25 деревень, в каждой из которых либо была построена часовня, либо установлен поклонный крест. В течение лета деревня праздновала "свой" Церковный праздник, а в конце июля прихожане собирались в храме на праздник "общего богомолья".
Перед революцией в приходе совершалась активная миссионерская деятельность. Например, миссионерские беседы со старообрядцами свящ. Павла Ильинского были изданы брошюрой в 1896 г. Позднее свящ. Павел Ильинский был избран делегатом от Архангельской Епархии на Поместный Собор 1917-1918г, где выступил с докладом "Неотложное дело" в "особом отделе о богослужении" по вопросу об использовании Священного Писания на русском языке за богослужением. Он так же предложил издать "Евангелие" и "Апостол" на русском языке для их использования за богослужением.
Исходя из архивных документов, видно, что со стороны новой власти после 1918 года проводится последовательная политика на уничтожение прихода.
В 1929 году священнослужители Заостровского храма о. Федор Тамицкий, о. Александр Лыткин, Арсений Яковлевич Жаровов были лишены избирательных прав.
В 1932 году деревянная церковь и здание школы, уже национализированные и принадлежавшие Заостровскому сельскому совету, были проданы хозяйству сельхоз. комбината "Севводник". В последующие годы в здании церкви находились машинно-тракторные мастерские, а в здании школы - общежитие, столовая, клуб, детский дом, столярные мастерские.
24 марта 1930 года - арестован настоятель храма о. Федор Тамицкий. Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации с целью срыва коллективизации. Он умер в лагере. По Указу Президиума Верховного совета реабилитирован в 1989 году.
8 марта 1933 года - арестован о. Александр Лыткин за участие в контрреволюционной повстанческой организации. По словам дочери, был расстрелян "на мхах". 6 сентября 1956 года дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения.
10 марта 1933 года арестован диакон Арсений Яковлевич Жаровов за участие в контрреволюционной повстанческой организации. 29 декабря 1933 года направлен в Белбалтлаг (г. Медвежья гора). 6 сентября 1956 года дело прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения. Вернулся из лагеря в 1939 году. После Великой Отечественной войны он был рукоположен в пресвитеры. Являлся настоятелем храма с 1947-1949 год.
Репрессиям подверглись также о. Андрей Попов и о. Иоанн Козмин.
Среди арестованных был староста храма Бугаев Василий Владимирович, житель деревни Лянецкое.
История Заостровского прихода с 1918г. - 1930 г. изучена слабо, сведения необходимо уточнять.
С 1929 года с. Заостровье было местом ссылки. Среди административновысланных было немало священнослужителей. Их имена так же предстоит установить.
В 1933 году в с. Заостровье была зарегестрирована религиозная община. В 1936 году с колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола.
В советское время прихожане Заостровского храма проявили изрядное мужество. Вероятно поэтому храм не был закрыт. Не смотря на многочисленные аресты в начале 1930-х годов, в "Списке верующих Заостровского прихода" поставлено более трехсот подписей.
По свидетельству прихожан, старосту храма Москалеву Маремьяну Алексеевну в 1940 годах неоднократно вызывали в отдел религии органов безопастности, куда она относила списки и квитанции об уплате налогов. Каждый раз уходя, она собирала с собой узелок с одеждой и хлебом, думая, что не вернется. Верными Церкви были и ее дети: сын Виктор долгое время служил псаломщиком, дочь Ольга пела на клиросе.
Точных сведений о священнослужителях и жизни прихода в годы Великой отечественной войны пока обнаружить не удалось.
В конце 1940х годов настоятелем храма был иеромонах Сергий (Гаврилов), впоследствии архимандрит Псково-Печерского монастыря, который запомнился прихожанам строгими службами и проникновенными проповедями. Несколько раз ему удалось добиться у властей разрешения на проведение крестного хода во время праздника Крещения.
С 1954г - 1961г настоятелем храма был о. Иулиан Гулин. По рассказам сыновей, он был эрудированным человеком, знал 8 языков, в годы войны участвовал в партизанском движении на юге страны.
В первой половине 19б0годов настоятелем храма был священник Владимир Голубцов, происходивший из старинного дворянского рода. Его семья во время гражданской войны эмигрировала в Харбин, образование он получил в Нью-Йорке, где учился в консерватории; вернувшись в Харбин, он закончил коммерческое училище, был специалистом по восточной живописи, участвовал в экспедициях Рериха-старшего, знал 6 языков. Священство принял в Китае, в 1958 году вернулся в Россию. В Заостровье пользовался уважением прихожан.
В памяти прихожан всегда живут имена трех священников, служивших в Заостровье в 1970 -80 годах: о. Михаила Залуцкого, о. Владимира Кириченко и о. Михаила Яворского.
По известным причинам, с начала 1990х годов жизнь прихода активизируется.
8 июня 1991 года священником Леонидом Мельником совершено заочное отпевание всех расстрелянных, умученных, погибших в лагерях и всех, пострадавших за веру.
9 мая 1993 года священником Иоанном Приваловым совершена панихида на могиле жителей Заостровья, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В июне 1994 года силами паломников из Москвы был восстановлен поклонный крест в д. Великое, С тех пор возобновлена традиция крестных ходов к поклонным крестам, которые совершались до 1929 года.
В сентябре 1996 года в возвращенном приходу здании приходского училища по благословению правящего епископа Тихона организована воскресная школа для детей. Катехизация для взрослых проводится с октября 1993года.
В мае 1998 года открыта выставка по истории прихода "Заостровский приход. XX век" (По материалам архивов и воспоминаниям жителей с. Заостровье.)
В ноябре 1999 года приходу возвращен один из домов, национализировнных в 1930-е годы.
Сведений о местночтимых святых, чудотворных иконах, святых источниках на сегодняшний день обнаружить не удалось.
Из наиболее ярких исторических фотографий можно выделить две
1) Фотография деревянного Покровского храма перед революцией (копия прилагается к исторической справке).
2) Фотография крестного хода в праздник "общего богомолья" в июле 1946года. На ней изображен архиеп. Леонтий в окружении архангельского духовенства и заостровского сельского общества. (Копия этой фотографии была передана владыке Тихону 2 мая 1998 года и находится в "Деле" Заостровского прихода.
На сегодняшний день не удалось составить и выправить полную библиографию по приходу.
Известно, что дореволюционное описание Заостровского прихода было составлено свящ. А.А.Зуевым и опубликовано в книге "Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии", (Архангельск, 1894г.) Ксерокопия прилагается.
В 1896году в Архангельске вышла книжка свящ. Павла Ильинского "Миссионерские беседы на Заостровском приходе".
Заметки о жизни прихода периодически публиковались в "Архангельских епархиальных ведомостях", но назвать их точные выходные данные пока затруднительно. Выверка этой информации нами не поводилась.
Библиография советского времени пока ограничивается одной книгой "Вокруг Архангельска" (М,1978 год) На стр.134 - 137 есть живописный рассказ о с. Заостровье и его двух храмах. Однако, в описании содержится одна существенная ошибка - каменный храм именуется церковью Архангела Михаила, неверно дана датировка.
Эта ошибка теперь постоянно воспроизводится многими архангельскими экскурсоводами.
Постсоветская библиография еще не сложилась.






Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.