Митрополит Корнилий 23 ноября совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Архистратига Божия Михаила
23.11.2025
Митрополит Корнилий 23 ноября совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Архистратига Божия Михаила
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 23 ноября, в неделю 24-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.
Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора под управлением Ирины Якуниной.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
Глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня, возлюбленные во Христе братья и сестры, мы с вами слышали за Божественной литургией евангельское повествование святого апостола и евангелиста Луки о том, как некий законник пришел к Спасителю, обратился к Нему и спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Сакраментальный вопрос, который волновал людей две тысячи лет назад. Многие ли сегодня задают такой вопрос? В Евангелии говорится, что этот вопрос задал законник. Законники прекрасно знали Священное Писание, кому как не им были известны все заповеди, которые нужно соблюдать. А о чем задумывается наше современное человечество? Некий человек пришел в храм и спросил, что ему делать, когда в жизни наступает так называемая черная полоса. Некоторые люди воспринимают жизнь как непрестанное чередование каких-то полос, черных и белых, везения и невезения. У христианина не должно быть такого представления о жизни, мы с вами должны знать Священное Писание и руководствоваться им. Господь наш Иисус Христос был оскорбляем от людей на Кресте. Пречистая Преблагословенная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария претерпела страдания и скорби, в Ее земной жизни не было никакой славы, но лишь одно крестоношение. Великого из пророков, святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна усекли мечом за правду, которую он сказал. Можно ли взглянуть на эти великие примеры с точки зрения того, везло им в жизни или не везло?
Законника, о котором сегодня говорится в Евангелии, волновали совершенно иные вопросы. Господь ответил на его вопрос такими словами: «В законе что написано? Как читаешь?» Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Спаситель ответил ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Господу: «А кто мой ближний?» Иудеи считали, что ближним является близкий по крови и вероисповеданию человек. А инородец или иноверец не может быть ближним. Иудеи, зная закон, пытались провоцировать Христа и задавать Ему неудобные вопросы. В ответ на такой вопрос Господь изрек притчу. Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, помощник священника, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Евангелие умалчивает, шли ли они из Иерусалима в Иерихон или в обратном направлении, об этом ничего не сказано, но мы должны помнить законы ветхозаветных времен. Священник не должен был касаться мертвого человека. Увидев на дороге умученного несчастного, он, возможно, подумал, что тот уже мертв, поэтому не стал к нему прикасаться, иначе бы он сам лишился права входить в храм и совершать богослужения. Далее Господь говорит о том, что по той дороге проезжал самарянин. Самаряне были для иудеев еретиками, их избегали, с ними старались не встречаться, даже местность, где жили самаряне, иудеи обходили на огромном расстоянии. Такие отношения были между иудеями и самарянами. Но сегодня мы слышим в Евангелии, что самарянин, увидев на дороге несчастного человека, сжалился над ним. Он, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он продезинфицировал ему раны. А затем, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Что означает сия притча? Что это за путник, который шел из Иерусалима в Иерихон. Святые отцы говорят, что этот человек — Адам, в лице которого мы видим всё человечество, которое было в раю, то есть в горнем Иерусалиме, в Царствии Небесном. Когда человек, казалось, насовсем лишился Царства Небесного, он пошел по дороге жизненного пути. Разбойники, которые напали на него, — это враги нашего спасения, бесы, которые раздели и избили этого человека, то есть нанесли ему греховные раны. Он находился близ погибели, то есть при смерти. Пришел самарянин — это символизирует Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел ради нас и ради нашего спасения. Конечно же, Он оказал помощь. Что же означает то, что прошли мимо погибающего священник и левит? Это означает, что Ветхий Завет призывал человека к покаянию, но не мог спасти человека, даровать ему жизнь вечную, ввести его в Царство Небесное. Поэтому священник и левит не могли помочь человеку, а самарянин стал возливать на него масло и вино, то есть Господь даровал благодатные таинства, через которые мы спасаем свою бессмертную душу. Затем Он привел человека в гостиницу, то есть Господь создал Церковь Божию и сказал в Евангелии: Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» и «На сем камени созижду Церковь Мою». Господь приводит людей в Свою Церковь, как самарянин привел несчастного человека в гостиницу. Кто же такой содержатель гостиницы? Это наши архипастыри и пастыри, которые совершают богослужения в Церкви Божией, духовно питают народ. Что же означают два динария, который самарянин дал содержателю гостиницы? Это сказано о том, что Господь дал Священное Писание и Священное Предание, по которому живет Святая Церковь, учит нас и приводит всех нас ко спасению. Что же означает отход этого милосердного самарянина? Это означает, что Господь наш Иисус Христос после Своих Крестных Страданий и Преславного Воскресения вознесся на небо, но обещал второй раз прийти и воздать нам по нашим делам. Сегодня мы читаем сию притчу и имеем глубокий смысл к размышлению.
Что же было дальше? Господь, сказав притчу, спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Он ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Господь сказал ему: «Иди, и ты поступай так же». То есть Господь сказал ему совершать дела милосердия, без которых не может спастись человек. Кто же ближний нам с вами, по сегодняшней притче. Это не только близкий родственник, друг или тот, кого мы очень любим. Ближний — это человек, которого мы, возможно, не знаем, но он нуждается в нашей помощи. Кто-то, возжелавший поступать так, как заповедовал Господь в сегодняшней притче, выйдя сейчас из храма и увидев поскользнувшегося человека, не сможет пройти мимо. Он поднимет его, окажет первую помощь, а если будет нужно — вызовет скорую помощь, обязательно дождется ее, сопроводит в больницу и позаботится о нем без всякого раздражения и спешки, без всяких оправданий и ссылок на важные дела. Ничего не может быть выше помощи ближним нашим! Этим должен жить каждый православный христианин!
В сегодняшний день снова и снова обратимся к евангельской истине: ближний — это оказавший милость. В глубоком раздумье примем сии слова и сохраним в нашем сердце. Пойдем и будем творить так, как учит нас Господь наш Иисус Христос, во веки веков. Аминь!
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



