Митрополит Корнилий 30 ноября совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Архистратига Божия Михаила
30.11.2025
Митрополит Корнилий 30 ноября совершил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Архистратига Божия Михаила
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 30 ноября, в неделю 25-ю по Пятидесятнице, совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском кафедральном соборе областной столицы.
Архипастырю сослужили городские клирики, песнопения исполнили певчие архиерейского хора под управлением Екатерины Харитоновой.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и совершена молитва о Святой Руси.
Глава митрополии обратился к прихожанам с проповедью, полный текст которой приводим ниже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, в день Воскресный, Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование святого апостола и евангелиста Луки, в котором Господь наш Иисус Христос изрек притчу. У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих?» И сказал: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое». Правильны ли эти рассуждения? Да. Если Господь послал урожай, его нельзя оставлять неубранным, необходимо его собрать и сохранить. Это естественно. Что же далее было сказано этим человеком? Далее он говорит такие слова: «Скажу душе моей: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Обращаемся ли мы к своей душе? Да. В Великом посту мы читаем великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, в котором есть такие слова: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…» Мы обращаемся к нашей душе, чтобы она пробудилась от греховного сна. В покаянном каноне мы много раз обращаемся к своей душе и пробуждаем ее к покаянию. А богач, обращаясь к своей душе, сказал слова неразумные, поэтому и именуется он безумным богачом. Почему же так? Потому что он не знал Бога и не думал о ближних своих. Он думал только о себе, собираясь жить на земле вечно. «Покойся, ешь, пей, веселись», — говорит он своей душе. Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Чем же завершает Господь сию притчу? Он говорит такие слова: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Нельзя собирать сокровища, забывая, что земная жизнь закончится, а бессмертная душа отправится в Вечность. Богатые люди оставляют наследство детям, но, как правило, они расточают наследство за короткое время, и ничего от него не остается. Сегодня Святая Церковь празднует память святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского. В его житии есть история о том, как два брата, получив по смерти отца в наследство много имения, мирно разделили его между собою. Но у них было одно большое озеро, о котором они сильно спорили, ибо тот и другой хотел всецело владеть им. Судьей себе избрали они святителя Григория. Придя к ним на озеро, он приложил много усилий, чтобы помирить их, но не имел никакого успеха: оба брата были упорны и один другому не хотел уступить своей части в озере. После многих раздоров и распрей они уже хотели вступить друг с другом в битву, ибо у того и другого было много сторонников, и святой едва мог отговорить их в тот день от сражения. Настал вечер, все разошлись по домам, отложив сражение до утра; а святой остался при озере один и, всю ночь проведя в молитве, повелел озеру Именем Господним, чтобы оно высохло всё, так, чтобы не осталось ни одной капли воды, ни даже влаги, и чтобы земля стала удобной к паханию и сеянию. И совершилось по слову святого: внезапно неизвестно куда – скрылась вода и земля стала суха. Утром оба брата с множеством вооруженных людей пришли к озеру, чтобы посредством битвы завладеть им, и не нашли ни одной капли воды на том месте, где было озеро: земля оказалась настолько высохшею и покрытою растениями, как будто там никогда и не было воды. Пораженные таким чудом, братья примирились между собою. Вот такие бывают обстоятельства вражды за богатое наследство!
Почему же богач, о котором сказана сегодняшняя евангельская притча, назван безумным? В Псалтыре царя Давида читаем такие слова: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Безумный человек отвергает Бога, потому что он безумен, как и богач, который не думал о своей бессмертной душе. Святые отцы говорят такие слова: «Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь», то есть нужно помнить час смертный. Наши благочестивые предки говорили, что смерть не за горами, а за плечами. От нас сокрыто, когда Господь призовет нас к ответу, и когда мы перешагнем черту между жизнью и смертью. В житии святого блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца есть повествование о том, как он, будучи юным отроком, иносказательно предрек богатому человеку погибель. Богатый купец приехал в Москву и решил пошить себе новые сапоги. Он объяснил сапожнику все свои пожелания, сказал, что сапоги нужны такие, чтобы носить их целый год. И вдруг мальчишка-подмастерье, до этого тихо сидевший в углу, поднял голову: «Будь уверен, господин! Такие сапоги тебе пошьем — никогда не износишь». И заплакал. Недоумевающий купец пожал плечами, оставил задаток и вышел. А сапожник отругал своего ученика за то, что он смущает богатых заказчиков. Подмастерье — будущий святой блаженный Василий — вытер слезы, и сказал: «Он не то что сносить — он их даже обуть не успеет. Потому что вскоре умрет». Мастер не поверил заплаканному мальчишке. Через несколько дней он понес готовые сапоги купцу и увидел, как толпился народ. Сапожник спросил, в чем причина многолюдного собрания и оказалось, что заказчик, богатый купец, скончался накануне. Не зная будущего, купец заказывал себе сапоги, чтобы их было не износить, а в этот момент ангел смерти стоял у него за спиной и ждал момента, чтобы разлучить его душу от тела. Каждый христианин должен думать о будущем и, как сказал Христос Спаситель, в Бога богатеть. Что же это значит? В библейской книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, мы читаем такие слова: «Во время сытости вспоминай о времени голода, и во дни богатства — о бедности и нужде». Всё в руках Господа Бога, и только Единому Господу Богу открыт весь наш жизненный путь. Поэтому-то мы каждый раз за богослужением молимся такими словами: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим». Об этом должен помнить каждый православный христианин, и этому учит сегодняшняя притча, которую изрек Господь наш Иисус Христос.
Святитель Василий Великий говорит такие слова: «Богачи! Кого из вас богатство спасло когда-нибудь от смерти? Кого золото искупило когда-либо от болезни? Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? А маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем. Вам нужен будет только этот маленький клочок земли, саван и дощатый гроб». Для чего же Господь дает богатство? Для того, чтобы употреблять его для спасения души. Граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей дореволюционной России, возвел в Москве огромный прекрасный дворец и устроил там странноприимный дом с храмом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и кров. Николай Петрович не только при своей жизни содержал странноприимный дом, но и завещал содержать после своей кончины на его средства. Это здание сохранилось до сих пор в нашей столице, и в нем находится больница, украшенная храмом, и люди там лечатся и молятся Богу. Князь Дмитрий Михайлович Голицын также построил больницу. Мы имеем множество примеров того, как можно делиться с ближними тем, что дал нам Господь. Богатство бывает материальное, душевное и духовное. Всеми этими богатствами мы должны делиться с ближними, и наши добрые дела, дела милосердия означают, что мы в Бога богатеем и стяжаем не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут, а то сокровище, которое на небесах. В сегодняшний день мы с вами имеем пример святителя Григория, который раздал имение нищим и пошел служить Господу Богу. За чистоту жизни, целомудрие и нищелюбие, за милосердие к ближним он сподобился явления Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая явилась ему с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Всю свою жизнь он был верен Христу и исполнил все заповеди Божии. Множество чудес он сотворил в своей жизни и именуется чудотворцем. Он всегда богател в Бога, о чем сегодня сказал Христос Спаситель в Евангелии. Всё, что мы имеем, возлюбленные, будем употреблять благоразумно для спасения нашей бессмертной души, и сотворим по заповеди Христовой, которая гласит: «Блаженны милостивые, яко они помилованы будут». Пусть милость Божия, Его благословение утверждают и укрепляют всех нас на нашем жизненном пути во Христе Иисусе Господе нашем во веки веков. Аминь!
С праздником Воскресного дня поздравляю всех вас, дорогие мои!
Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.



