Церковное зеркало эпохи
«Епархиальные ведомости» были официальным печатным изданием Архангельской кафедры. Газета выходила на протяжении тридцати лет, в ней, как в зеркале, отразились мировоззрение и идеология людей дореволюционной эпохи. Неофициальная часть «Ведомостей», в которой публиковались научные, исторические статьи или очерки путешествующих священников, до сих пор вызывает интерес исследователей. Издание предназначалось не только духовенству, но всем слоям населения — интеллигенции, купцам, мещанам, крестьянам. Для каждой из этих групп помещались свои материалы. О том, как в Архангельске появилась первая церковная газета, рассказывает статья сотрудника Добролюбовской библиотеки Федора Агапитова.
«Епархиальные ведомости» — официально-ведомственное издание Русской Православной Церкви, безусловно, имеют огромное значение для церковно-исторической науки. Именно в них наиболее подробно и систематически отражены все важнейшие события церковной жизни и сопутствующие им статистические и иные данные», — описывает газету, издаваемую Архангельской епархией, «Православная энциклопедия».
Прототипом «Епархиальных ведомостей» стали «Губернские ведомости», выходившие в разных частях империи уже с 30-40-х годов XIX века, но недостаточно освещавшие церковную деятельность епархий. В связи с этим и появилась насущная необходимость издавать «исключительно церковные» ведомости. Ходатайствовал в пользу церковного издания архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов). Ведомости рассматривались им как «новый способ к пастырскому действованию на паству». Программа о церковных ведомостях, составленная архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым), была утверждена и разослана Священным Синодом 31 декабря 1859 года. Издание Ведомостей во всех епархиях империи было признано Синодом полезным.
Материалы, опубликованные в нашей местной церковной периодической печати конца XIX – начала XX веков, имеют большое значение для исследователей истории Архангельской губернии. Они содержат статистические, исторические, краеведческие, этнографические, фольклорные и другие сведения. До последнего времени эти документальные источники были мало изучены, но в настоящее время епархиальная периодическая печать стала предметом исследований, и в нашем регионе уже имеется целый ряд работ по ее истории. Историко-библиографический очерк С. О. Шаляпина — одно из первых обобщающих исследований архангельской церковной периодики. Эта рукопись хранится в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова.
Как начинались «Епархиальные ведомости» в Архангельской и Холмогорской епархии? Здесь за издание собственных Ведомостей взялся прибывший на Север в мае 1879 года епископ Нафанаил II (Соборов). В период управления епархией (а Нафанаил дважды находился на этом посту: в 1879-1882 и в 1885-1890) он благословил работу по составлению описания приходов епархии и издание Ведомостей, создал в числе первых на Европейском Севере Церковно-археологический комитет и епархиальное Древлехранилище.
Было множество проблем, связанных с изданием печатного органа (ходатайство перед Синодом, договор с типографией, составление программы издания, получение с мест материалов для опубликования, изыскание средств и др.), на решение которых ушло несколько лет. С марта 1882 года епископа Нафанаила переводят в Псковскую епархию; но желание издания собственных Ведомостей у епархии остается. Их признали полезными и Консистория, и епархиальный съезд, и духовные учебные заведения.
«Архангельские епархиальные известия» — первый печатный орган Архангельского епископата, первый номер которого вышел в свет 1 января 1885 года с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Серапиона (Маевского) и по разрешению Святейшего Синода от 2 декабря 1884 года, который утвердил и программу епархиального органа печати. Новое издание ставило своей целью доведение до сведения губернского духовенства важных церковных документов: распоряжений правительства, Синода, епархиального начальства, известий о религиозной жизни страны и края и т. п., то есть его содержание было сугубо официальным.
Церковные Известия в отличие от губернских Ведомостей — это не газета. Это журнал, который на его же страницах и в других документах журналом не называют. «Епархиальные известия» — издание, имевшее обычный книжный формат. Его объем не был постоянным и составлял 30-35 страниц в номере; практиковались сдвоенные номера. Печатный номер был разделен на два отдела: «Общий», в котором помещались указы Синода и правительства и «Частный» — с документами, касающимися Архангельской епархии. В каждом номере была собственная пагинация (порядковая нумерация страниц. — Прим. ред). Редактировал издание секретарь Архангельской духовной консистории Василий Соколов. Цензурой занимался особый Проповеднический комитет. Печатались Известия первоначально в губернской типографии, где качество печати было невысоким, а позднее — на полиграфическом предприятии «Наследники Д. Горяйнова».
Данное церковное издание не могло долго существовать на средства малочисленных подписчиков и деньги, полученные от печати объявлений; на его поддержание из епархиального бюджета ассигновались немалые суммы, что было слишком обременительно. Но полностью отказываться от епархиального органа печати духовенство не хотело, поэтому было принято компромиссное решение: закрыть Известия, в короткий срок реорганизовав их, сделать интересными и доступными широкому кругу читателей. Декабрьский № 24 за 1887 год стал последним в истории этого издания.
Вернувшийся к тому времени на Архангельскую кафедру епископ Нафанаил 19 декабря 1887 года отправляет рапорт в Синод с ходатайством о разрешении издавать с нового года взамен Известий «Архангельские епархиальные ведомости». Указом Святейшего Правительствующего Синода от 25 января 1888 года было разрешено новое религиозное издание — Ведомости, явившиеся преемником закрытых в 1887 году Известий.
Сдвоенный 1-2 номер Ведомостей вышел в апреле 1888 года. Редактором газеты был ректор Архангельской духовной семинарии протоиерей Александр Орлов. В этой должности отец Александр состоял по май 1891 года. Оформление титульной страницы Ведомостей было очень скромным, шрифтовым (только с января 1898 года в заголовке появилось изображение Михайло-Архангельского монастыря). Официальная часть газеты публиковала указы Синода, правительства и епископа, пастырские благословения, отчеты духовных учебных заведений, миссионерских организаций, объявления о священнических вакансиях, о перемещениях по службе, наградах священников, определения Духовной консистории. Неофициальная часть публиковала хронику церковной жизни Архангельска и епархии, церковно-исторические материалы, назидательные чтения. Печаталась реклама. Обновленное издание вызывало естественный интерес в среде духовенства и его паствы.
Предполагалось, что новое издание будет выходить 2 раза в месяц. Подписка на него была обязательна для всех приходов, церквей и монастырей епархии. Цена годовому изданию с доставкой и пересылкой была определена в 3 рубля. Печатались Ведомости в частной типографии «Наследники Д. Горяйнова». В конце каждого номера помещалось его содержание. За время своего существования содержание печатного органа всегда соответствовало изначально принятой программе. Однако в отличие от Известий Ведомости содержат гораздо больше исторически ценной информации. На страницах Ведомостей отразились мировоззрение и идеология людей той эпохи, и предназначались они не только духовенству, а всем слоям населения — интеллигенции, купцам, мещанам, крестьянам. Для каждой из этих групп помещались свои материалы.
На протяжении многих лет редакция неофициальной части Ведомостей сотрудничала с Архангельским церковно-археологическим комитетом и его Древлехранилищем. Глава Комитета известный северный историк и краевед Иустин Михайлович Сибирцев неоднократно был редактором этого издания. Сам Сибирцев, его помощник Григорий Кириллович Бугославский и другие авторы опубликовали на его страницах более сорока научных статей с описанием старинных рукописных книг, хранившихся в Древлехранилище, заметки о состоянии архивов и библиотек северных церквей и монастырей, а также более двадцати подробных исторических очерков о самих северных монастырях.
Большую историческую ценность представляют многочисленные статьи с подробными отчетами о путешествиях священников по Архангельской губернии, где ярко описаны нравы и обычаи населения, несохранившиеся памятники архитектуры, даны интересные этнографические сведения. Освещение краеведческой работы церкви, а также отражение действительности в целом на страницах Ведомостей подробно проанализировано историками Олегом Шаляпиным и Ильей Верещагиным.
В начале XX века было выпущено два библиографических указателя статей, помещенных в неофициальной части издания: Ежов, А. Д. «Указатель статей, помещенных в неофициальной части «Архангельских Епархиальных Ведомостей» за 1888-1901 годы»; Попов, А. Н. «Указатель статей, помещенных в неофициальной части «Архангельских Епархиальных Ведомостей» за первые 25 лет их существования с 1888 по 1912 год».
В качестве бесплатного приложения к Ведомостям выходил «Архангельский листок». Он представлял собой четырех- или шестистраничную брошюру, которая подклеивалась в конце номера. Как правило, весь объем брошюры занимала одна статья, носившая характер религиозно-нравственной беседы с читателем. «Архангельский листок» издавался до 1891 года, но выходил нерегулярно.
Установление Советской власти на Севере архангельское духовенство встретило враждебно. Его отзывы о декретах ЦИК и СНК в отношении церкви были резко отрицательными. После выхода в свет декрета Советской власти от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства Ведомости печатают «антисоветский план действий», позднее — приветствуют приход в Архангельск интервентов. В № 14 за 1918 год было опубликовано воззвание: «Безбожная власть большевистской партии социал-демократов в г. Архангельске и губернии пала…». Словами того времени, Ведомости становятся «ярым контрреволюционным органом». Все мероприятия, проводимые Временным правительством Северной области во главе с Н. В. Чайковским (1850-1926), редакцией церковного издания, безусловно, поддерживались.
За более чем тридцатилетний период существования Ведомостей у издания сменилось двенадцать редакторов. В 1917 году была сделана попытка преобразования «Архангельских епархиальных ведомостей», но 1918 год стал фактически последним годом существования самого долговечного архангельского церковного периодического издания. В этом году Ведомости (журнал) меняют формат с книжного на газетный в четыре полосы и упраздняют разделение на официальную и неофициальную части. Последний выпуск Ведомостей, имеющийся в Государственном архиве Архангельской области, датирован 15 мая 1919 года. Позднее, по всей видимости, Ведомости не издавались, скорее всего, из-за трудностей, связанных с быстрым ростом цен, дефицитом газетной бумаги, перебоями в работе типографии и др. Есть неподтвержденные сведения об их выходе в январе-феврале 1920 года. После окончательного установления на Севере власти Советов, скомпрометировавшее себя перед ней духовенство разрешения на издание своего печатного органа не получило.
В Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова имеется наиболее полный в регионе комплект данного издания. С оцифрованными документами можно ознакомиться на сайте Электронная краеведческая библиотека «Русский Север» https://ekb.aonb.ru/
Подготовил Федор Агапитов,
библиограф сектора краеведческой библиографии
отдела краеведения «Русский Север»
Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова
Литература
Шаляпин, С. О. Церковно-религиозная периодическая печать Архангельска. 1885-1926 гг.: историко-библиографический очерк / С. О. Шаляпин. – Архангельск, 1989. – 27 с.
Болгова, О. Н. Фольклорно-этнографические материалы на страницах «Архангельских епархиальных ведомостей» (1885-1900) / О. Н. Болгова // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – № 3. – С. 61-65. – (Филология).
Верещагин, И. Ф. Отражение действительности в «Архангельских епархиальных ведомостях» / И. Ф. Верещагин // Дорогой Ломоносова: материалы XI Ломоносовских научных чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. – Архангельск, 2011. – С. 3-9. – (Исторические науки).
Верещагин, И. Ф. Попытка преобразования «Архангельских епархиальных ведомостей» в 1917-1920 гг. / И. Ф. Верещагин // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 10. – С. 16-20. – (История).
Верещагин, И. Ф. Создание архангельской епархиальной печати в XIX веке / И. Ф. Верещагин // Поморские чтения по семиотике культуры. – Архангельск, 2012. – Вып. 6: Геоисторические и геоэтнокультурные образы и символы освоения арктического пространства. – С. 272-276.
Верещагин, И. Ф. К истории церковной периодики Русского Севера: «Архангельские епархиальные ведомости» и их редакторы / И. Ф. Верещагин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 4. – С. 5-9. – (История).
Верещагин, И. Ф. Визуальная привлекательность «Архангельских епархиальных ведомостей» / И. Ф. Верещагин // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых – 2013: сборник материалов конференции: [в 2 т.]. – Архангельск, 2013. – Т. 2. – С. 51-55.
Верещагин, И. Ф. Освещение краеведческой работы церкви северной епархиальной прессой второй половины XIX – начала XX века / И. Ф. Верещагин // Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: материалы межвузовской научно-практической конференции (Архангельск, 6-7 декабря 2013 г.). – Архангельск, 2014. – С. 191-197.
Статья опубликована в «Вестнике Архангельской митрополии» №1/2022
Фото к публикации:
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.