Проповедь епископа Даниила в Лазареву субботу после Божественной литургии в Покровском храме Новодвинска

Дата публикации:25.04.2011
В субботу 6-й седмицы Великого поста, 16 апреля 2011 года, епископ Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы г.Новодвинска (Архангельская область). По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Всех вас, отцы, братия и сестры, хочу поздравить с окончанием Святой Четыредесятницы, с праздником воскрешения праведного Лазаря и Неделей Ваий!

Страстная Седмица – это особая седмица. Как учит Церковь, Великий пост – это время, когда мы идем к Богу, а Страстная Седмица – когда Бог приходит к нам.

Начинается эта седмица с праздника воскрешения праведного Лазаря, об этом мы слышали сегодня во время чтения  Евангелия. Не случайно святитель Иннокентий Херсонский называет этот праздник праздником дружбы, особой любви. Если мы с вами внимательно взглянем на события, которые произошли, то увидим, что именно тогда Господь впервые за всю Свою человеческую историю проливает слезы: Он плачет перед гробом праведного Лазаря. Он не плакал на Кресте, когда Его распинали, а здесь Он плачет. Но это другой плач, не наш с вами плач над гробом умершего, когда кто-то из нас присутствует на похоронах и подходит к гробу близкого человека -  это плач расставания, плач молитвы за него.

А Христос знает, что через минуту Он вернет к жизни Своего друга Лазаря, но плачет. Это плач любви, показатель искренней дружбы к этому человеку. И вот Господь его воскрешает. Он называет Лазаря  Своим другом. Сегодняшний праздник заставляет нас задуматься: а что должны претерпевать, или как должны жить друзья Божии? Лазарь – друг Божий. А кого еще в Евангелии Христос называет Своими друзьями? Апостолов. Помните Тайную Вечерю? Христос говорит: «Вы друзе Мои есте»
Если мы с вами выйдем сейчас на улицу и начнем людям задавать вопрос: «Скажите, пожалуйста, если человек является другом Божиим, как он будет жить в этом мире?», то большая часть вам ответит: «У него все должно быть в жизни хорошо, прекрасно!»

А Господь по-другому говорит. В лице апостолов Он нам показывает, что истинные друзья Его проходят суровую школу испытаний, страданий. Они не являются неприкосновенными в плане зла в этом мире. И наоборот, если мы часто видим нечестивого человека, который благоденствует, это показатель того, что Господь отошел от этого человека. К трупу врачи не подходят, с ним они уже ничего не делают – бесполезно. Вот также и Господь может отступить от человека, когда видит, что все бесполезно к нему применять. Есть такие слова в Священном Писании: «Врачевах Вавилона и не исцелех». Даже Господь, сильнейший врач, бывает не в состоянии вылечить, исцелить, поднять человека. Почему? Это не значит, что у Бога не хватает силы. Это значит другое: что сам человек не хочет, а Господь никого не насилует.

Показатель близости Божией – это не земное благоденствие. Это в Ветхом Завете было так. В Новом Завете - по-другому. В прошлое воскресение мы слышали, как два ученика, ближайших апостола, подходят ко Христу и просят: «Дай нам воссесть в Твоей славе!» А Господь задает им тестовый вопрос: «Можете ли  пить чашу, которую Я буду пить?» Они ответили: « Можем!». И Он сказал им: «Будете эту чашу пить». И все апостолы пили эту чашу. Это чаша спасения, о которой говорил псалмопевец Давид задолго до Рождества Христова. Он говорил: «Чашу спасения приму и имя Господне призову».

Часто люди задают вопрос: «Почему Россия, наша страна, находящаяся под покровом Божией Матери, имеющая столько Святынь, так плохо живет?» Люди часто ставят знак равенства, тождества: близость к Богу и простое земное счастье. Я всегда привожу такой пример. Солдат, воин, на поле битвы не может просить у начальства: «Дай мне несколько выходных дней. Я хочу слетать куда-нибудь». Идет война, и в ней люди не просто проливают кровь, они отдают свои жизни. Наша с вами земная жизнь – это война. А рай, блаженство, настоящее счастье – это будет Там в большом размере. А здесь мы предвкушаем это блаженство в соединении с Богом.
Мне очень понравилось, что сегодня много людей причащалось Святых Христовых Таин, половина детей. Это значит, что мамы и папы по-настоящему любят своих детей, хотят, чтобы они выросли прекрасными людьми, Христианами с большой буквы.

Праздники Лазарева суббота и Вербное воскресение объединены одним тропарем, потому что это события, следующие одно за другим. Красивое, торжественное шествие Христа в Иерусалим, весь народ ликует и поет: «Осанна Сыну Давидову!» Но Бог же знает, что пока эти люди поют осанну, зло готовит Ему крест, страдания, смерть. И через несколько дней эти же люди уже будут кричать: «Распни Его!»

Зачем Господь идет в Иерусалим? Зачем Ему нужна сиюминутная слава и торжество? Церковь отвечает на этот вопрос: для того, чтобы показать будущее воскресение и будущее торжество христианства, силу Церкви. Потому что пройдет немного времени после страдания на Кресте, Воскресения, Пятидесятницы, и апостолы пойдут во все концы Римской империи и будут бесстрашно свидетельствовать о Христе воскресшем. Это Господь показывает своим торжественным входом в Иерусалим. Не этот Иерусалим – место Его торжества, а Иерусалим как Церковь Господню, которая дополнится огромным количеством народа Божия, и эти люди именно через Церковь входят в Царство Христово, в его радость, в его свет, в его торжество.

Вот и мы с вами стоим на пороге величайших событий: Страстная Седмица, Воскресение Господне. Нам остается одно – идти за Христом. А куда Он нас приглашает? Не в рай! Он нас приглашает в первую очередь на Крест, затем в Свой Гроб, и только после этого – на Небо. Дай Господь, чтобы мы все нашли в себе силы не опускать рук, когда видим, что не получается что-то в жизни, когда зло торжествует над нами.

Во время великих фронтовых действий противник, бывает, временно на каком-то участке побеждает. Но это не значит, что он побеждает на всей войне. Добро, свет, Господь побеждает Своих врагов всегда и везде, а в первую очередь в нашей с вами душе. Если наши с вами души не соединятся с Богом, если в этой жизни мы не почувствуем светлость и радость Христова воскресения, то ничто внешнее не сможет нас изменить. Мы можем стоять в величайших храмах, но что изменится, если мы сами не будем бороться со своими страстями? Главный наш враг – это гордость, из-за которой и самый первый ангел был низвержен, и в Адаме мы видим проявления этой гордости. Хотение без труда получить желаемое. Такого не бывает, мы с вами знаем об этом из церковной и светской истории. Поэтому будем постоянно трудиться над своим внутренним человеком. Господь наш помощник, но Он ничего за нас не будет делать, Он будет нам помогать. Нужно, чтобы мы усвоили этот урок и пошли за Ним сперва на крест, во Гроб, а затем уже на Небо. Аминь.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.