Епископ Даниил: «Церковные Таинства – это не анальгетики»

Дата публикации:26.05.2011
Слово епископа Архангельского и Холморского Даниила в Светлый четверг в Свято-Никольском храме Архангельска, 28 апреля 2011 года.

Всех вас, отцы, братия и сестры, поздравляю с продолжающейся Светлой Седмицей святой Пасхи Господней. В древности наши предки, первые христиане, называли ее «крестной Пасхой», потому что Крест и Воскресение неразлучны между собой. Мы каждый день совершаем светлое и радостное богослужение, проникаем в смысл того события, которое произошло две тысячи лет назад, и разные вопросы встают в нашем сознании.

Один из таких вопросов: почему Господь после Своего торжественного воскресения не явился книжникам и фарисеям, а только апостолам? Ведь проповедь Господня тогда была бы намного убедительнее. Святитель Афанасий Александрийский отвечает нам на этот вопрос: книжники и фарисеи уже творили грех, который называется хулой на Святого Духа. Это видно из повествования о воскресении праведного Лазаря. Что может быть страшнее, сильнее того потрясения, которое испытали люди, увидев четверодневного мертвеца силою Христовою воскресшим? Благодаря этому событию народ собирается в Иерусалим, встречает Христа как триумфатора, как царя. А что же делает духовная элита? Она не посылает комиссию от первосвященников, которая исследовала бы это событие, чтобы Синедрион вынес свой вердикт… Нет! Они собираются тайно и провозглашают: убить Христа! И вместе с Ним убить и Лазаря как виновника этого события. То есть эти люди не хотят знать истину, более того – они идут против нее.

Как пишет Афанасий Александрийский, представим, что Христос явился бы книжникам и фарисеям. Какова была бы реакция? Еще большая злоба, большее ожесточение. Бог заранее знал: сердца их не готовы видеть Его воскресшим.

Но ведь и сердца апостолов тоже были не готовыми. Апостолы три с половиной года ходили с Ним вместе, слышали Его проповеди, видели чудеса, Он давал им власть, и они сами творили чудеса! И что же? Когда явились жены-мироносицы – они не поверили им. Более того, Господь является Своим апостолам, когда те уже слышали, что Он воскрес. Господь, не ломая дверей, проходит сквозь стену, становится среди них и говорит: «Мир вам!» Что, апостолы возрадовались и поклонились Ему? Нет. У евангелиста Луки мы читаем другое: на них напал страх и трепет. Они испугались, подумали, что видят духа, хотя им уже говорили, что Христос воскрес, но они не поверили, вот Он является им – и они снова не верят. Что же делать Господу? И Он говорит: вот Мои руки и ноги, осяжите Меня, это Я, ибо дух плоти и костей не имеет.

Апостолы радуются, но еще не верят. Радость появилась – а веры нет. И что же дальше делает Господь? Он мог бы сказать: «О, жестоковыйные, с необрезанными сердцами…». Но Он просто спрашивает: «Есть ли у вас что-нибудь покушать? Дайте Мне!» - и начинает на их глазах вкушать пищу. Духи не вкушают пищи - апостолы поверили.

Когда потом они встретили своего собрата, который не был тогда с ними, апостола Фому, и рассказали ему все – он тоже не поверил. Тогда Господь отдельно уже является апостолу Фоме.

Святитель Афанасий пишет: «Не осуждай апостолов. Так бывает в жизни. Они слышали о воскресении, о том, что Ему предстоит пройти через страшные испытания – все знали, а вот не верят». А что изменилось с тех пор? Неужто сейчас люди стали более верующими? Конечно же, нет. Поэтому-то Господь через апостола Фому сказал каждому из нас: «Блаженни не видевшие и веровавшие».

Это не значит, что Господь отверг знания. Нет. Это значит, что на первое место Он поставил веру. Вера – это такое усилие воли, которое способно открывать человеку тайны будущего мира. Этой веры не хватает нам с вами, не хватает нашему поколению. И будет еще больше не хватать тому поколению, которое будет жить после нас, и это слова Самого Господа: когда Я приду второй раз, едва ли найду веру на земле. Действительно, вера оскудевает и народ мельчает. Дай Бог, чтобы мы с вами старались сохранить эту веру, спасительную Православную веру.

Как-то я встречался в Москве с одним журналистом. Он сказал следующее: «Владыка, десять забойных репортажей о ваших священнослужителях – пускай они будут ложными – народ перестанет ходить в ваши храмы. И мы это можем сделать. Десять наших репортажей выше всех ваших проповедей!»

И в чем-то можно с ним согласиться. Полностью храмы не опустеют, но часть людей перестанет в них ходить. Я хочу, чтобы каждый из нас имел веру и охранял ее. Это тот росточек, из которого произрастает Царствие Божие в нашем сердце. Дай Бог, чтобы ничто извне не могло поколебать нашей веры в Господа, ведь это не только вера, это еще и знание. Мы причащаемся и ощущаем, как Господь посещает наше сердце, как Он нам помогает бороться с нашими грехами, страстями. Какая-то сила заставляет нас подниматься, идти в храм, на исповедь, мы приступаем к Чаше и чувствуем воскресение нашей души. Дай Бог, чтобы как можно чаще мы находили в себе силы приходить в эти спасительные стены храмов Божиих и чтобы никакие СМИ, газеты, передачи не могли поколебать нашей веры в Бога. Да, люди грешные, святых не земле нет. Бог – Святой, и Церковь святая, церковные Таинства служат возрождению наших душ, это не просто анальгетики. Все это мы имеем через Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!