Сурский священник

Дата публикации:27.06.2011

Кронштадтский протоиерей отец Иоанн Ильич Сергиев (впоследствии святой праведный Иоанн Кронштадтский) родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии.

Много книг и статей написано об этом замечательном человеке, сохранились воспоминания современников, фотографии, письма. Но есть еще забытые страницы истории.

Я расскажу о современнике и помощнике о.Иоанна - священнике Иванове Александре Яковлевиче. Долгое время этот человек был незаслуженно забыт, и буквально недавно мне удалось приоткрыть одну из страничек из его жизни.

В роду Ивановых, известном на Севере с 1754 года, было пять поколений священнослужителей. Родился Александр 11 августа 1873 года в Шенкурском уезде Архангельской губернии. В большой и дружной семье Ивановых было 6 детей.

В юности Александр мечтал стать врачом, но уклад семейной жизни, примеры служения Богу деда Аполлона и отца Якова определили его выбор. Молодой человек поступил на учебу в Архангельскую духовную семинарию, которую успешно окончил по 1 разряду в 1897 году. При деятельном участии о.Иоанна Александр был определен нести службу в приходском храме села Сура.

В том же году о. Александр обвенчался с Августой Павловной. При крещении их первенца, сына Евгения, протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора о.Иоанн Ильич Сергиев был крестным отцом младенца, о чем имеется запись в метрической книге, которая хранится в Государственном архиве Архангельской области.

О.Иоанн неоднократно посещал Суру; об этих событиях сообщал в своих очерках, опубликованных в Епархиальных ведомостях, сурский священник отец Александр.

Позднее эти сведения о пребывании о.Иоанна в Архангельской губернии были опубликованы издательством «Отчий дом» в церковно-историческом альманахе «Кронштадский пастырь», выпуск 1 (М.2002 год, стр. 153-159 и стр. 166-172).

Суряне очень гордились своим великим земляком о. Иоанном. Благодарственная речь сурского священника о.Александра на открытии Сурской женской общины во время праздничного обеда - яркое тому подтверждение (приводится дословно).

Дорогой батюшка!

Позвольте мне, как одному из участников сегодняшнего церковного торжества, поздравить, а вместе с тем и благодарить вас за устройство и освящение Сурской женской обители.

День этот, день освящения и открытия обители, навсегда останется знаменательным и историческим днем в Сурских церковных летописях. В этот день, так сказать, дано новое направление религиозно - нравственному и экономическому развитию Суры. Девять лет тому назад вы, дорогой Батюшка, впервые послужили нравственному и материальному поднятию дорогой для вашего сердца Суры. В слове своем на освящении Сурского приходского храма вы, Батюшка, ярко и правдиво описали нравственное и материальное состояние Суры. Вы сказали, что с крайним прискорбием заметили, что многие из Сурян находятся в полном невежестве и нищете, ходят темными, полуголодными, нищими, оборванными, вам жаль стало их, и вот ваше любвеобильнейшее сердце сказалось — вы пришли им на помощь.

Вы построили для Сурян великолепнейший каменный трехпрестольный храм, сияющий золотом и особенно чудными ликами Спасителя, Богоматери и святых Его, двухклассную церковно-приходскую школу с женским отделением при ней, где дети-Суряне учатся закону Божьему, чтению, письму, а девочки, кроме того, и рукоделию, прочим для сирот доступным и необходимым ремеслам. Вы, наконец, основали общественную лавку — для удовлетворения нужд местного населения без приплаты комиссионных процентов и лихвенного барыша.

Этого мало. Ваше любвеобильное сердце не останавливается на этом. И вот вы воздвигаете новый светоч для дорогой вам Суры - женскую обитель. Конечно, всем известно, что иноческие обители способствуют не только религиозно-нравственному просвещению, но и улучшению материального быта местного населения. Руководствуясь этим убеждением, вы, в дорогой для вас Суре, учредили обитель, чтобы ежедневными совершаемыми Богослужениями по уставу св. Церкви, соблюдением постов, неустанным трудом дать живой пример местному населению необходимости непрестанной молитвы и трудолюбия.

Не малая часть в благоустройстве св. обители Сурской принадлежит и высокочтимой матушке игумении Таисии. Сколько бессонных ночей, это на глазах у нас, провела эта великая старица в благоукрашении и подготовлении св. обители к освящению. А сколько нравственного труда подняла она, этого описать невозможно. Не мало забот и хлопот выпало на долю настоятельницы юной обители монахини Варвары, но, конечно, главные заботы и труды ей еще предлежат впереди. Благодарны мы, Суряне, глубоко благодарны вам, Батюшка!

Милосердный Господь да продлит драгоценнейшую жизнь нашего великого земляка и благодетеля о.протоиерея Иоанна Ильича и жизнь его верной и неустанной помощницы в благоустройстве св. обители игумении Таисии. Да умудрит он, Премудрый, и начальницу юной обители монахиню Варвару в развитии и нравственном совершенствовании св. обители. И всем нам, участникам и участницам сегодняшнего редкого церковного торжества, подаст мирная Своя и премирная благая и многая лета.

В ответ на эту глубоко прочувствованную речь о. Александра певчие монахини на хорах и гости в зале дружно и громко троекратно пропели многая лета, а дорогой хозяин Батюшка сердечно поблагодарил оратора.

Речь о.Александра опубликована в книге «Источник живой воды» (описание жизни и деятельности Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910 год).

При посещении Суры о.протоиерей Иоанн совместно с о.Александром проводил богослужения в храмах, посещал церковно-приходскую школу, навещал крестника Евгения.

О.Александр Иванов был назначен заведующим и законоучителем Сурской двухклассной церковно-приходской школы, а также двух вновь открытых школ грамоты в Сурском приходе. В книге Г.С.Щурова «Очерки истории культуры русского севера» (Архангельск, 2004) на стр. 254 опубликована фотография, на которой о. Александр запечатлен вместе с учителями школ).

В Суре о. Александр прослужил 7 лет. В 1904 году, согласно просьбе, он был перемещен в Пильегорский приход Пинежского уезда на должность заведующего, законоучителя местной церковно-приходской школы, а далее, в том же году, перемещен в Чуболонаволоцкий приход Архангельского уезда, где служил в местной церкви священником и исполнял обязанности законоучителя в сельском училище. Согласно послужному списку, о.Александр Иванов, для пользы службы, был перемещен в Афанасьевский приход Шенкурского уезда.

В 1912 году он был назначен законоучителем Александровского детского приюта г.Архангельска.

Через год о.Александр был назначен священником 3-й бригады Государственного ополчения.

С начала первой Мировой войны 3-я бригада уходит и попадает на Юго-Западный фронт, которым командовал генерал от кавалерии А.А.Брусилов, где на театре военных действий, протяженностью в 615 км, разворачивались самые важные события - командующий провел успешное наступление в мае - июле 1916 года. Эта военная операция вошла в историю под названием «Брусиловский прорыв».

Ратный труд и пастырский подвиг бригадного священника отца Александра в 1915 — 1916 годах неоднократно был отмечен высокими наградами: камилавкой {головной убор священнослужителя фиолетового цвета), наперсным золотым крестом, орденом Святой Анны Ш и П степеней с мечами (награды за воинские подвиги, девиз ордена: «Любящим Правду, Благочестие и Верность»), орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (награда за боевые заслуги, девиз ордена: «Правда, Честь и Слава»; орден давал право на потомственное дворянство).

После крушения Российской Империи о.Александр вернулся в Архангельск, где в собственном 2-х этажном доме, располагавшемся на пересечении нынешних проспекта Троицкий и улицы Шубина, проживала матушка Августа Павловна и их десять детей.

В марте 1918 года Александр Иванов был утвержден Св.Патриархом и Синодом Православной Российской Церкви в должности епархиального миссионера-проповедника Архангельской епархии.

В годы Гражданской войны и интервенции на Севере, отец Александр служил полковым священником в Первом Северном полку под командованием генерала-лейтенанта Е.К. Миллера (одного из самых талантливых генералов Имперской армии, сыгравшего значительную роль в борьбе с большевизмом на Севере России).

После поражения белых и окончания войны о. Александр был назначен настоятелем Успенской церкви. Время было лихое, трудное. Уже в августе 1918 года вождь пролетариата постановил: «Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев, сомнительных запереть в концентрационные лагеря вне города».

По приговору Архангельской Губернской ЧК от 21 сентября 1920 года священник Иванов Александр Яковлевич, проходивший по делу № 1230 в качестве обвиняемого в агитации против Советской власти, был заключен в концентрационный лагерь в г. Холмогоры с принудительными работами сроком на 1 год. По выражению одного из страстотерпцев того времени, они прибывали там во узах и горьких работах. Холмогорский концлагерь был, пожалуй, страшнее печально знаменитого Соловецкого лагеря (СЛОНа), в нем производились массовые расстрелы.

После освобождения отец Александр снова служил в Успенской церкви.

Земной путь матушки Августы Павловны закончился в ноябре 1922 года, она умерла от брюшного тифа в холодном и голодном Архангельске.

Иванов Александр Яковлевич вновь был арестован 31 декабря 1926 года «как один из главных обвиняемых в контрреволюционной организации духовенства и церковников епископа Антония (Быстрова)». Организация занималась поддержкой ссыльного духовенства и оказания им материальной помощи. По постановлению особого совещания Коллегии ОГПУ от 4 февраля 1927 года он был выслан на Печору сроком на три года.

По окончании ссылки отец Александр вернулся в город Архангельск и служил в Воскресенской церкви. К этому времени его дом был конфискован, а дети остались живы только благодаря неусыпным заботам няни, которая жила в семье.

Вскоре отец Александр снова был арестован и обвинен по ст. 58/10 Уголовного кодекса. По Постановлению тройки при ПП ОПТУ по внесудебному рассмотрению дел от 06 августа 1930 года он был выслан в Ненецкий автономный округ на три года.

Из ссылки отец Александр не вернулся и дальнейшая его судьба неизвестна.

Реабилитирован Иванов Александр Яковлевич был трижды: 19 сентября 1989 г., 06 августа 1992 г., 08 июня 2009 г.

Примечание:

1. ГААО. ф.6. Оп. 18. Д. 66. Л. 283. об.- 284.

2. ГААО. ф.29. Оп. 34.Д.167. (послужной список).

3. ГААО. ф.73.0п.1.Д.792.Л.32. об.

4. ГААО. ф. 29. Оп. 39. Д. 464.Л.226. об.- 227.

5. ГААО. Раскладочная ведомость по г. Архангельску за 1913 год. Л. 76.

6. ГААО. ф. 29. Оп. 1т. Д. 2235.Л. 1-4.

7. Архив УФСБ по Архангельской области. Д. 1230., Д. П-3021., Д. 2066.

8. «За веру христову»/биографический справочник/ сост. СВ. Суворова. Архангельск. Православный издательский центр.2006. стр. 188-189.

9. Н.А.Макаров «Военная интервенция и гражданская война на Севере России» (1918-1920гг.) Энциклопедический словарь, книга 2. Архангельск. 2009. стр. 137.

10. Журнал «Известия русского Севера». №1. май 2009. Архангельск, изд. типография ООО «Кира», стр.29-32. В.Г. Карьялайнен «Юбилей семейной фотографии».

11. Журнал «Архангельская старина». № 3/2010. Типографский комплекс ООО «Девиз». СП. стр. 43-47. В.Г.Карьялайнен. «Слово и... дело № П-3021».

12. Журнал «Двина». №3/2009. Архангельск, стр. 14. В.Г Карьялайнен «Судьба священника».

13. Архангельский Епархиальный Вестник, № 4. май 2009. Архангельск. стр.32-33. /Кровью убеленные/ В.Г. Карьялайнен. «За веру до конца».

14. Газета «Вся Архангельская область». № 7. 25 августа 2008.Архангельск. стр.9. В.Г.Карьялайнен. «Земной путь священника Александра Иванова».

15. Буклет. «Храм Успения Божией Матери», сост. протоиерей Константин Стрекачев. Архангельск. 2010.

16. Газета «Вера». № 24.2008. Сыктывкар. В.Г. Карьялайнен. «О ратном труде и пастырском подвиге», стр.27-28.

17. Письма. Иванов Александр, сурский священник к И.Кронштадскому. ЦГИА СПб.Ф.2219 Оп.1.Д.2.Л.12-13.Д.4 Л.206-206об.

18. Сборник статей «Шестые Иоанновские образовательные чтения.2004». Архангельск. Поморский университет.2005. Т.И.Орнадская. «Об органической связи святости отца Иоанна Кронштадского с его родиной - Архангельским краем», стр 110-114.

Карьялайнен Валерий Григорьевич

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.