С миссией на краю земли

Дата публикации:15.11.2011

Архангельская епархиальная миссионерская группа во главе с протоиереем Евгением Соколовым в начале сентября впервые посетила Ненецкий автономный округ. Помимо традиционных бесед и лекций отец Евгений решил использовать «уличную проповедь» иерея Даниила Сысоева, известного миссионера, убитого в 2009 г. Побеседовать со священником и послушать песни под гитару на одной из улиц Нарьян-Мара с удовольствием собрались местные школьники.

Поездка продолжалась с 30 августа по 8 сентября. Первые дни миссионеры сопровождали епископа Архангельского и Холмогорского Даниила, который совершил свой второй архипастырский визит в Ненецкий округ.

Миссионеры участвовали в богослужении в Свято-Богоявленском храме Нарьян-Мара, а в воскресенье вечером встретились с верующими жителями города. Беседа продолжалась около двух с половиной часов. Кроме того, по просьбе отца Евгения был отслужен акафист перед Грузинской иконой Божией Матери.

«Современного человека уже не остановить…»

Между службами появилась возможность познакомиться со столицей НАО. Эти выходные были для жителей Нарьян-Мара праздничными: за Днем города следовал День округа.

«Город чистый, уютный. Но с грустью могу сказать, что за два дня праздников мы не услышали ни одной русской песни, не увидели ни одного фольклорного ансамбля. Ненецкие были, но тоже немного, а больше всего было западного. Прекрасная возможность оценить уровень современной культуры. Впечатляло буйство веселья, до ожесточения, до злобы; нагнетается ритм, крик, публику провоцируют на это буйство. Когда вечером, в районе одиннадцати часов, все расходились, это были не отдохнувшие, а, напротив, уставшие, измотанные этим действом люди. Можно было представить, в каком состоянии они завтра пойдут на работу».

«Был какой-то юмор, но шутки сплошь непристойные, не для детских ушей, - продолжил священник. - Мы уже привыкли ко всему и даже не реагируем, не спрашиваем, как ведущие позволяют себе такое говорить, когда их могут слушать школьники из младших классов. И все это поощряется властями. К сожалению, современного человека уже не остановить; через подобные «торжества» и разрушается общество. Пожалуй, самое тяжелое, горькое впечатление оставили эти концертные площадки».

Однако в целом поездка получилась весьма плодотворной. В последующие дни миссионеры побывали во всех школах Нарьян-Мара (их в городе пять), в том числе в школе-интернате, где учатся дети со всех окрестных поселков и деревень.

«По Нарьян-Мару пошла волна»

«Начали с 3-й школы. Первый урок, старшие классы. Школа небольшая, два класса – всего порядка 30 человек. Нам дали только 40 минут: «Больше не можем, у нас учебная программа». Но затем в каждой очередной школе нам давали все больше и больше времени, по нарастающей. В последний день пред отъездом мы посетили 2-ю и 5-ю школы; в 5-й нас удержали лишние полчаса, а во 2-й вообще не ограничили во времени. Закончить пришлось по собственной инициативе, потому что в этот день мы улетали. Как нам потом сказали, «по Нарьян-Мару пошла волна».

На каждой очередной беседе слушателей удивляло в первую очередь то, что речь шла не о религиозных, а о исключительно нравственных понятиях – любви, добре, семейных отношениях…

«Все, конечно, ждали, что, раз пришел священник, он и начнет говорить о Боге, о вере, о службах… Но я всегда начинал с предупреждения: это тема отдельного разговора. Если появится желание, то позже, не во время школьных занятий. Говорить о религии без знания самых простых вещей нельзя, как нельзя объяснять таблицу умножения человеку, который еще не выучил цифр», - пояснил отец Евгений.

Потом, в более непринужденной обстановке, школьники признавались: идя в актовый зал, не забыли мобильные телефоны – поиграть, обменяться сообщениями. Но спустя два, три часа учителя замечали, что их питомцы слушают с таким вниманием, какого редко удается добиться на уроках. То, о чем говорил священник, для них было неожиданно новым, открывало неизвестные до сих пор горизонты:

«Я пытался объяснить, что выбирать между теми или иными ценностями может только информированный человек. А современные дети, подростки вообще не владеют духовными знаниями, понятие «духовности» для них просто непонятно. Это пришлось доказывать: иногда духовность пытались объяснить как знание литературы, музыки, правил хорошего тона. Но я напоминал, что есть люди, которые всем этим обладают, но одновременно совершают откровенно злые, безнравственные поступки, причем открыто, нагло, пусть и в рамках закона. Неужели такого человека можно считать духовным? А простая малограмотная бабушка, которая с трудом ставит собственную подпись, может быть духовной – не только потому, что верит в Бога, но и потому что умеет любить.

Связь между духовностью и любовью раскрывалась для детей в совершенно новом ракурсе. Было видно широко распахнутые глаза, недоумение – почему от них это скрывали? Порой после окончания разговора школьники действительно спрашивают: «А почему нам об этом не говорят?»

«Большая отдача со стороны детей»

В школьной аудитории отец Евгений использует простой пример неумения любить:

«У вас День рождения, вы пригласили в гости своих одноклассников. Купили торт, прибрали комнату, накрыли на стол. И никто не пришел. Обидно? Конечно, обидно. Вот также обидно учителю, когда вы прогуливаете урок. Он готовился, распределил роли – какой вопрос он задаст более сильному ученику, какой – более слабому. А вы взяли и прогуляли. Может быть, вам кажется, что вы и так все понимаете. Но вы не думаете о том, что своим прогулом сорвали план урока и учителю придется заново, экспромтом его выстраивать. Так почему вы прогуляли? Потому что вы не умеете любить, как не умеет любить тот, кто согласился прийти на ваш День рождения и не пришел. Тем самым вы говорите учителю: мне плевать на ваш труд, у меня есть более важные дела – сериал, танцы, прогулки с друзьями…»

Реакция детей свидетельствует, что прогулы или плохая подготовка к уроку есть на совести у большинства. «И как же вы пойдете в жизнь, не умея правильно любить? Какую семью вы создадите, каких детей воспитаете?»

«Любить – это значит жертвовать собой, но для многих это китайская грамота. Совершенно искаженны понятия любви, нравственности, духовности…», - комментирует священник. По его словам, новые для себя представления школьники воспринимают с жадностью:

«Очень большая отдача со стороны детей. Особенно запомнилась именно школа-интернат. Отдельно мы беседовали со старшими классами и отдельно с младшими, причем разговор со старшеклассниками закончился только потому, что их позвали на ужин, и дети расходились с большой неохотой. Меня спрашивают: как вы не устаете повторять одно и то же 20 раз? Что дает силы? Именно эти детские глаза. Если ты любишь этих детей, то пытаешься с максимальной искренностью передать им все то, чего не услышишь в наших школах».

Но и о вере, по словам отца Евгения, говорить рано или поздно придется. Нравственные понятия имеют смысл только тогда, когда есть четкие критерии, «что такое хорошо, что такое плохо»:

«Пока их нет, ребенка ничему не научить, потому что родители будут учить одному, учителя - другому, друзья - третьему, а телевизор - четвертому. Но и вообще не учить нельзя, ведь мы учим, еще до школы, правилам гигиены, этикету, чтению и письму. Когда речь заходит о духовности, о вере, сегодня почему-то говорят: «Пусть сам выберет, когда вырастет». Но нельзя разобраться в высшей математике только по учебникам. До какого-то скромного уровня, может, и получиться дойти, но очень медленно. А жизнь сегодня настолько стремительна, что если мы не научим любить вот это подрастающее поколение, то потеряем еще три-четыре поколения, и тогда совсем конец».

Примером уличной проповеди для миссионеров послужила практика покойного отца Даниила Сысоева: «В Нарьян-Маре есть свой «Арбат» – улица для прогулок, освещенная, очень тихая. Мы решили выйти с проповедью. Певчая вполголоса напевала, я сидел рядом. В первый вечер к нам никто не подошел, очевидно, просто не решались, видя меня в подряснике. Мы поняли свою ошибку, и на следующий день в школе объявили, что вечером выйдем на улицу и будем рады, если кто-нибудь захочет пообщаться или попеть с нами. Собралось около восьми школьников, и к ним сразу начали присоединяться другие. На третий день мы тоже договорились, но, увы, неожиданно пришлось ехать в воинскую часть, попросив прощения у ребят», - рассказал священник.

За 8 месяцев – 8 самоубийств

Помимо центра округа, миссионеры побывали в деревне Нельмин Нос: 80 километров от Нарьян-Мара по реке или по воздуху, в последний раз там видели православного священника два десятка лет назад, зато появлялись баптисты. Обстановка крайне сложная, за 8 месяцев – 8 самоубийств, в том числе детских.

В местной школе встреча была настороженной. Завуч поначалу предложила просто вывести детей в коридор, чтобы священник мог что-то им сказать. Пришлось объяснить, что беседа будет более продолжительной, и нужно, чтобы они сидели. Но уже после первого разговора, с восьмым классом, миссионеров пригласили в девятый и седьмой, потом в пятый и шестой, и, наконец, в начальные. После этого несколько педагогов попросили об исповеди.

Кроме того, состоялись встречи с полицией Нарьян-Мара и местной администрацией. Для взрослой аудитории те истины, которые для наших предков были прописными, тоже порой оказываются откровением. Дня через три один из слушателей подошел к отцу Евгению: «Я все это время обдумывал вашу лекцию. Можно задать некоторые вопросы, которые остались для меня невыясненными?»

С участием архангельского священника в Нарьян-Маре были записаны четыре телепередачи – раз в неделю духовенству дают 20 минут для выступления на спутниковом телеканале «Звезда», довольно популярном среди жителей.

С собой миссионеры привезли православные издания - «Архангельский епархиальный вестник», журналы «Фома», «Нескучный сад», газеты «Вера» и «Сеятель». И в администрации, и в школах они пользовались неизменной популярностью.

Рассказывая о своей работе, отец Евгений выразил благодарность благочинному Ненецкого округа протоиерею Антонию Антипову и священникам Александру Боричеву и Михаилу Енютину за хорошую организацию. «Духовный голод виден невооруженным глазом. Удовлетворение от этой поездки огромное, просто огромное», - такой итог подвел священник.

Подготовила Ирина Козьмина

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.