«Епархия – как одна большая семья»

Дата публикации:30.11.2011

Наш собеседник – Михаил Сергеевич Насонов, руководитель информационно-издательского отдела Архангельской и Холмогорской епархии и одновременно пресс-секретарь правящего архиерея – епископа Архангельского и Холмогорского Даниила.

Пресс-центр епархии – это место, куда стекается вся информация о жизни нашего края. Здесь создается епархиальный сайт, выпускается «Вестник», обсуждаются и продвигаются различные проекты. В пресс-службу заходят самые разные люди – высокопоставленные чиновники и простые прихожане из глубинки, священнослужители и миряне. У сотрудников есть великолепная возможность общаться, наблюдать, анализировать, быть в курсе всех событий и планов.

- Михаил Сергеевич, какие наиболее важные задачи сегодня стоят перед руководством Архангельской и Холмогорской епархии?

- Задачи те же, что и перед всей Русской Церковью. Патриархия, епархиальное управление и отдельный приход, очень тесно связаны. В этой цепочке должно работать каждое звено.

Одна из основных проблем нашей Церкви в том, что крещеных людей, тех, кто считает себя православным с точки зрения культурной традиции, очень много, но подлинной церковной жизни большинство из них не ведет. Для них все ограничивается Крещением, в лучшем случае – заходят иногда в храм свечку поставить. Поэтому нам так необходима проповедь христианской жизни.

Владыка Даниил постоянно говорит о том, что священнослужитель не должен замыкаться в границах своего прихода, должен быть миссионером, идти в больницы и тюрьмы, влиять на общественное мнение. В сельской местности священник должен активно участвовать в жизни своего населенного пункта, прежде всего – создать общину, которая стала бы фактором этой жизни.

Другая важная задача – борьба с различными негативными социальными явлениями, будь то деструктивные религиозные культы, алкоголизм, разврат или другие пороки. Церковь должна объединить все здоровые силы общества. Если проанализировать содержание епархиального сайта, можно увидеть, что по всем этим пунктам ведется работа.

Еще одно направление – медиа-пространство. В светской среде любят поговорить о «попах на джипах», которые заботятся только о своем кармане. Это миф. Церковь в лице клириков, общин, отдельных мирян делает очень много, но информация об этом не всегда доступна. Чтобы рассказать современной аудитории о Церкви, нужны современные методы – интернет, телевидение, печатные СМИ. За последние месяцы была запущена новая версия официального сайта епархии, обновлен «Епархиальный вестник», открыты страницы в социальных сетях и видеоканал на хостинге «YouTube», созданы теле- и радиопередачи.

Кроме того, одна из ведущих задач - строительство Михаило-Архангельского собора, ведь до сих пор кафедральным собором епархии остается Свято-Ильинский - небольшая кладбищенская церковь, уцелевшая в советское время. Нам предстоит возродить главную святыню Архангельска, и многие жители Поморья вкладывают свою лепту в это общее дело.

- А как в делах Церкви могут принять участие простые прихожане?

Любой православный христианин, живет ли он в мегаполисе или в деревеньке из десяти дворов, должен являть свою веру во Христа не только молитвой, но и делами. Активные миряне – это основа церковной жизни, ведь священник не может успевать везде. В идеале он должен предстоять перед престолом, совершать богослужения, а всем остальным должна заниматься община.

- Приветствует ли Церковь активное участие православных христиан в политической жизни?

- Церковь не поддерживает те или иные политические силы, не призывает голосовать за ту или иную партию. Но само участие христиан в политической жизни, когда чада Церкви отстаивают христианские принципы, борются с безнравственностью и т.д. только приветствуется. Если власть будет носить антихристианский характер, мы потеряем Россию. Христианин, облеченный властью, может принести немалую пользу, поэтому Церковь работает с властями, радуется, когда кто-то из ее верных чад занимает важный политический пост и может выполнять свой христианский долг не только в храме, но и в профессиональной сфере.

- Какова роль приходских священников и вообще православных приходов в жизни небольших поселений в глубинке?

- Я убежден, что умирающую русскую деревню можно спасти только с помощью крепких православных общин вокруг неравнодушного батюшки. Когда есть лидер-священник и вокруг него формируется община активных мирян, вся деревенская жизнь может преобразиться. Такие примеры существуют. Есть прекрасный фильм «Русский заповедник» - о пастыре, который начал с помощью общины поднимать свое село, и оно действительно стало развиваться.

- В наше время средства массовой коммуникации развиваются достаточно быстро, но все равно существует определенная дистанция между глубинкой и центром. Как преодолеть ее в общении между епархией и приходами? Хотелось бы, чтобы общины на местах жили не обособленной жизнью, а интересами всей епархии, всей Церкви.

- В развитии средств массовой коммуникации есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, в интернете очень много негативных явлений, но с другой - его можно активно использовать как для христианской миссии, так и для внутренних коммуникаций. Если не в каждом селе, то хотя бы в каждом благочинии должен быть выход в интернет, чтобы благочинный и любой другой священник могли связываться с епархией, создавать свои социальные сети, обмениваться информацией. Есть известная шутка о том, что если бы мобильная связь и интернет существовали во времена апостола Павла, то он был бы очень активным пользователем. Потому что апостолы использовали все современные им достижения цивилизации, чтобы донести до людей слово Божие.

- А как епархия может помочь возрождению деревни? Ведется ли какая-то совместная работа с администрациями районов по улучшению социальных условий?

- Возрождение деревни должно начинаться с возрождения церковной жизни. Вы можете себе представить деревню, которая возродилась бы через атеизм? С помощью веры это возрождение возможно. Один из примеров - Пинежский район. Артемиево-Веркольский монастырь и приходские священники дают людям работу, оказывают социальную помощь. Монастырь принимает людей, страдающих от алкогольной зависимости, и выполняет функции полноценного реабилитационного центра. А приходские священники активно сотрудничают с администрацией, вместе со своей общиной принимают участие во многих сельских мероприятиях. И это можно только приветствовать! Владыка Даниил очень высоко ценит эту работу, оказывает максимальную поддержку активным батюшкам.

Кстати, что интересно, со стороны областного правительства даже высказывались предложения, чтобы священники становились главами поселений и получали не только духовную, но и светскую власть! Конечно, есть преграды канонического характера, но сама эта идея говорит о том, насколько важна роль священника и общины в селе.

- Уже скоро год, как нашу епархию возглавляет епископ Даниил, но еще не везде его успели хорошо узнать. Расскажите, что владыка представляет собой как человек?

- Я бы отметил несколько основополагающих качеств, которые определяют его как личность. Первое – это любовь к людям. Владыка любит людей независимо от их социального статуса и материального достатка – каждый человек ему дорог. Кто бы к нему ни пришел, он всех встречает с искренним желанием помочь – и помогает. Это качество у владыки сформировались еще тогда, когда он был благочинным Троице-Сергиевой Лавры. На благочинном лежит в том числе вся «кадровая» работа, и то, что в 27 лет его поставили на это послушание, говорит о многом.

Еще одна особенность епископа Даниила - глубокая внутренняя порядочность, всеми его поступками руководит стремление подражать Христу в любой ситуации, будь то простая беседа за ужином, официальное выступление в правительстве или какая-то большая конференция.

Епископ должен быть отцом для клириков. Священник, который искренне смотрит на владыку, как на отца, всегда может рассчитывать на понимание и помощь.

Многие отмечают простоту общения с владыкой, его открытость, непосредственность. Он разговаривает с человеком на равных, не превозносится над собеседником.

А если вспомнить его биографию… Владыка Даниил рос в семье, где родители были верующими, но до 18 лет, до армии, глубокого воцерковления не было. По-настоящему он пришел в Церковь после армии, познакомился с очень мудрым священником и тот благословил его поступать в семинарию. Там будущий архипастырь утвердился в выборе своего пути. Попав в Троице-Сергиеву лавру, увидев эти стены, этот дух, он понял, что его призвание – монашество. Семнадцать лет он провел в Лавре, а потом был посвящен в сан епископа и назначен на Сахалин.

- И последнее: как бы вы, как руководитель информационно-издательского отдела, охарактеризовали нынешнее состояние нашей епархии?

- Сейчас епархия переживает период интенсивного развития. Конечно, он связан с определенными сложностями, но с Божией помощью все возможно. А задает такой темп, конечно, владыка. Он очень активен, берется за, казалось бы, неподъемные начинания и в итоге доводит их до конца.

Я надеюсь, что у всех нас будет укрепляться ощущение епархии, как одной большой семьи. Семьи, где все друг друга любят и поддерживают. Семьи, в которой царит единомыслие, а все обиды и разногласия легко преодолеваются.

Беседовала Валентина Музыкина

Источник: http://благовест.рф/

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.