Рождественское послание Преосвященного Даниила, епископа Архангельского и Холмогорского

Дата публикации:05.01.2012

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры, все боголюбивые чада Святой Русской Православной Церкви нашей Архангельской и Холмогорской епархии, сердечно поздравляю вас со светлым праздником Рождества Христова.

Рождество Господа нашего Иисуса Христа – великий праздник, второй по значению после Святой Пасхи. Все религии, кроме христианства, пытаются ответить на один центральный вопрос: что должен сделать человек, чтобы приблизиться к Богу? С другого начинается Евангелие: что сделал Господь, чтобы приблизить человечество к Себе.

Рождество Христово – это свидетельство величайшей любви Бога к людям и Его величайшего смирения. «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем», - говорит преподобный Исаак Сирин. Смирение – фундамент подлинной любви. Господь не просто учит, какими мы должны быть, но Сам всей Своей жизнью показывает пример того, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Он приходит в мир, не чтобы царствовать, владычествовать над человечеством, а чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).

У нас есть традиция – дарить подарок человеку в день его рождения. Ветхозаветные волхвы принесли новорожденному Богомладенцу свои дары – золото, ладан и смирну. Что мы можем принести Богу, какой дар будет действительно угоден Ему? Наш дар Спасителю – это три главные добродетели: вера, надежда и любовь.

Вера в то, что Господь любит нас, промышляет о нас и нас спасает; вера в то, что каждого Он ставит в такие условия, чтобы человеку легче было дойти до неба. В то, что все, что происходит с нами не по нашей воле, посылается нам Промыслом Божиим, это крест, который мы должны достойно нести по жизни. Святой Максим Исповедник учит: «Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество – благое, и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно (см. Евр. 11, 6)».

Надежда, ибо Господь никогда нас не оставляет. По слову святителя Иоанна Златоуста, «Сам Господь Бог никогда не отвращается от нас, но мы удаляем себя от Него». «Сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения», - говорит преподобный Антоний Великий.

Любовь, ибо Бог никогда не перестает любить нас и готов прощать и миловать, только бы мы принесли Ему искреннее покаяние и желание избавиться от своих грехов и страстей.

Солнце Правды воссияло миру. Нужно, чтобы наш народ вернулся к своей вере не только на словах, чтобы Свет Разума просветил наши умы и сердца. Приобщение к вере дает человеку подлинную радость, делает его похожим на ребенка, которого опекает и защищает любящая мать.

Превечное Слово Божие рождается на земле, чтобы всех нас усыновить Отцу. Это событие раз и навсегда меняет судьбу мира. Вера во Христа, пришедшего во плоти, является краеугольным камнем церковного учения. Нас ради человек и нашего ради спасения Господь принимает на Себя страдание, боль, немощь человеческую, чтобы, исцелив нашу природу, вернуть нам потерянную вечную жизнь. Священномученик Илларион (Троицкий) пишет: «Всякое совершенствование человека в основе своей имеет именно воплощение Бога на земле». А слова апостола Павла: «Мы должны соделаться причастниками Божеского естества», - указывают на конечную цель христианской жизни.

Я хотел бы, чтобы мы восприняли сердцем благовестие Рождества Христова и не удалялись от Бога по своей воле, но прибегали к нему с сокрушенным и смиренным сердцем.

В наступившем году нашей общей задачей остается строительство нового Михаило-Архангельского кафедрального собора. Мы призваны возродить главную святыню Архангельской земли и сделать все, чтобы этот новый величественный храм был построен и его наполнили люди. Сердце человека меняется, когда он входит в храм и обращается к Богу. Начнем меняться и мы, и тогда наша соборная молитва будет достигать до небес, и жизнь вокруг нас начнет преображаться.

От всего сердца поздравляя всех вас с праздником Рождества Христова, молитвенно желаю твердой веры, неотступного упования на милость Божию и подлинной небесной радости. Да просветит Господь наши души светом евангельской истины и да утвердит всех нас на пути спасения. Аминь.

Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил

Рождество Христово

2011/2012 г.

г. Архангельск

Возврат к списку




Публикации

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник
20 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим во вторник первой седмицы Великого поста...

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу
19 Фев 2018

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу


Как «самый умный юноша на свете» разочаровался в предметах самого умного факультета, почему судьбы человеческие — защищенный канал связи с Богом, а монашество — любовь? Об этом в интервью нашему изданию рассказывает кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии и публицист иеромонах Симеон (Мазаев).

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник
19 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

Святой наших дней
14 Фев 2018

Святой наших дней


Старчество — явление не только древнехристианской и старорусской, но и современной жизни в Церкви. Это своего рода руководство, когда достигший высочайшей духовности и мудрости старец делится этими дарами с монахами и мирянами. Архимандрит Кирилл (Павлов), живший в Троице-Сергиевой лавре, был одним из наиболее почитаемых старцев конца XX — начала XXI века.