Итак, митрополия

Дата публикации:20.01.2012

Архангельская, Котласская и Нарьян-Марская. В Архангельской митрополии, созданной решением Священного Синода 28 декабря 2011 года, теперь три епархии. 8 января наш епископ Даниил (Доровских) был возведён в сан митрополита. Управляющий Нарьян-Марской епархией — архимандрит Иаков (Тисленко), избранный епископом Нарьян-Марским и Мезенским. Временно управляющий Котласской епархией — также митрополит Даниил.

СКВОЗЬ СНЕГ И ВЁРСТЫ, ПОКА РОССИЯ И СЕВЕР СПИТ, ПРОСНЕМСЯ!

Выйдем из дома. Оглядимся вокруг. Велика и прекрасна Северная наша земля. От Котласа до Архангельска на поезде — целые сутки пути. А до Нарьян-Мара — и вовсе постоянной дороги по суше нет. Этому в своё время очень удивлялся наш Владыка Даниил.

Большие пространства, мало людей. Воздержусь от устрашающей статистики: мы и так всё знаем, а китайцы знают ещё лучше. Но не уйти от проблемы — как постоянно взаимодействовать с местностью, удалённой на тысячу километров?

ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИТРОПОЛИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

...В 2011 году Русская Православная Церковь приступила к практическому осуществлению давно назревшей необходимости: созданию полноценных митрополий. Исторически наша Церковь сама была митрополией Константинопольского Патриархата. Там, как и в других Поместных Церквах, действовала трехступенчатая система организации епархий: Патриархат — митрополия — епархия.

Когда наша Церковь стала самостоятельной, образованный в 1589 году Московский Патриархат не включал в себя митрополии как объединения нескольких самостоятельных епархий. Вопрос о создании митрополий в Русской Церкви поднимался на русских соборах XVII века, однако тогда не получил разрешения. Эта тема была поднята вновь уже в начале XX века; несмотря на трагические события нашей истории, к 1928 году Решением Священного Синода в Русской Церкви было образовано 22 церковных округа — «в соответствии гражданскому делению на области». 21 епархию было признано целесообразным не включать в какой-либо церковный округ, оставив их самостоятельными. Но страшные годы гонений на Церковь уничтожили нарождавшуюся структуру.

НА ПУТИ К ТРЕХ СТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЕ «ПАТРИАРХАТ-МИТРОПОЛИЯ-ЕПАРХИЯ»

В 2011 году Священный Синод принял ряд решений о создании новых епархий в субъектах Российской Федерации. По словам Патриарха Кирилла, это делается, чтобы правящие архиереи были ближе к приходской жизни, к духовенству и народу, лучше видели и понимали проблемы приходской жизни. «Меньший размер епархий должен позволить архипастырю более глубоко использовать приходской потенциал для развития епархиальной жизни, включая подготовку духовенства, организацию миссионерской, социальной и образовательной деятельности, совершенствование жизни монастырей, укрепление взаимоотношений с местными органами власти и общественными организациями. Цель данных преобразований — развитие и укрепление пастырской работы, чтобы проповедь Евангелия Христова достигала все большего числа людей», — отмечает Его Святейшество.

«ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ» - МИТРОПОЛИИ

А дальше — несколько шагов на пути к реформе. В июле Священный Синод поручает комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви «разработать предложения по координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе». 6 октября 2011 года на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 г. учреждено Положение о Митрополиях РПЦ. Тогда же создаются Мордовская, Приморская, Екатеринбургская, Донская, Оренбургская, Рязанская, Саратовская, Приамурская, Иркутская и Красноярская митрополии. В каждой митрополии — по две-три епархии.

В конце года процесс был продолжен. 27-28 декабря были образованы Архангельская, Башкортостанская, Новгородская, Новосибирская, Тверская и Тульская митрополии.

ПРО НАСЕЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИЮ

Архангельская область — самая большая в европейской части России.

Да, мы сегодня вымираем. Недавно вернулся из Котласа. В местной газете читаю статистику за месяц: 37 смертей на 18 рождений. Но в области по-прежнему живёт тысяча сто восемьдесят пять тысяч человек. Или почти миллион двести северян. А в епархии — 135 действующих приходов. Строятся новые храмы, воссоздаются старые, «жизнь жительствует» вопреки злу.

Да, распределение населения и приходов по епархиям будет неравнозначным:

818 000 человек, 85 приходов (Архангельская),

288 000 человек, до 45 приходов (Котласская),

66 тысяч человек, до 10 приходов (Нарьян-Марская).

Только Архангельская агломерация составляет половину от всего населения области. Это больше 600 тысяч человек. Ведь в епархию входят ещё Приморский, Холмогорский, Онежский, Плесецкий, Каргопольский, Пинежский и Виноградовский районы.

В Ненецком округе всего 40 тысяч человек. Мезень и Лешукония дадут ещё 20 тысяч. Получается епархия, расположенная на территории с населением в 66 тысяч человек. Плюс полярные станции, воинские части на Новой земле и т. п. Не очень-то много.

Конечно, можно критиковать это решение, обсуждать разделение на районы... Но здесь вылезают проблемы границ областей. Административно-территориальное деление у нас зачастую проводилось без учёта культурно-исторических особенностей. Это и Важский край, разрезанный границей между Архангельской и Вологодской областями, и Ленский район, экономически больше связанный с Сыктывкаром, и Соловки, которые в разы ближе к карельским портам. Котлас — молодой город, "ровесник Октября". — И получил старшинство над старинным Вельском, Сольвычегодском или Красноборском. Недовольна будет матушка-Мезень. Ведь именно она была центром освоения Севера. А теперь город с ненецким названием, где и храмов‑то кот наплакал (в Ненецком благочинии всего три прихода!), стал центром целой епархии. Но это всё частности. Будущее у Архангельской митрополии светлое.

БЫЛЬЁМ ПОРОСЛО?

Раньше ездили «на деревню к дедушке/бабушке», но дедушки-бабушки умирают, а для многих современных людей удобство благоустроенной квартиры дороже простора полей-лесов, «где и сходить некуда». Зарастают поля, разрушается инфраструктура советских колхозов, рубят леса, мелеют реки... Наконец, бегут жители из разорённых и пустеющих мест. Ведь большинство архангелогородцев так никогда и не посетит отдалённые районы своей области. А пойдут ли их жители к священнику, станут ли регулярно ходить на богослужения? Скорее, до них доберутся сектанты.

ВЛАДЫКА ПОД БОКОМ

Но если житель посёлка Шипицино (через мост от Котласа) вряд ли поедет на Пасхальное богослужение в Архангельск (ради архиерейской литургии), то в соседний Котлас он уже отправится. И потом, епископ ведь постоянно ездит по районам, посещает самые отдалённые и заброшенные места. Визит Владыки — большая радость для людей, служба (даже на развалинах, например, старой церкви) очень важна, этой службы люди могли много лет не видеть. И неверно обвинять людей — дескать, не ходите, не стремитесь к свету, не идёте босыми в Иерусалим, как одна поморская крестьянка. В иных районах области (да что там — Архангельска!) условия жизни хуже, чем сто лет назад. Так что же, людей в этом винить? А у нас ведь в другом беда: посмотришь новости — всякое желание отпадёт выбираться с центральных городских улиц. Вот и едут деревенские в города, а архангельские — в Москву-Питер. Да только ведь рано или поздно что-то изменится. Или мегаполисы переполнятся, или малые города вымрут. А на малых-то городах Россия держится.

И в Церкви это почувствовали. И начали, «в меру слабых сил своих да с молитвой», менять. Так что три епархии на территории огромной Архангельской области — просто ещё один мудрый шаг ко спасению России.

ОБЛАСТЬ И ВЁРСТЫ

О несовершенстве железнодорожного и прочего сообщения.

Вы части ездили из Архангельска в Котлас? А в Питер? В обоих случаях линия маршрута повторяет почти прямой угол. Потому что нет линии, соединившей бы города напрямик. Вот и трясётесь вы в поезде целые сутки. А перед Архангельском электровоз ещё и меняют на тепловоз (прошлый век!).

Вы часто катались по Двине-реке? Ах, не на чем? На «Гоголь» хрен попадёшь, а всё остальное распродали/разворовали/сгнило/утонуло/не может ходить ввиду отсутствия дноуглубительных работ. А раньше ходили по привольной Двине стремительные суда на подводных крыльях — «Полесья». Современнее тех, что до сих пор ползают между Питером и Петергофом. Я был знаком со старым капитаном такого «Полесья». Он недавно умер в Лименде (северный район Котласа). Старика ездили отпевать на другой конец города - в Лименде церкви нет.

КОТЛАССКАЯ ЕПАРХИЯ

В самом Котласе храмов немного. Самый известный — храм Стефана Пермского (1788). Некогда он относился к Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Теперь же Котлас, «ровесник Октября», обогнал соседние древние города Сольвычегодск, Красноборск и Великий Устюг. А на Вычегде выросла ещё и Коряжма — этакий Новодвинск по-котласски. Так что городское предприимчивое население этих мест, где в слиянии Вычегды и Малой Северной Двины рождается Северная Двина большая — хороший задел. А ведь есть ещё и сельскохозяйственные районы, что западней. И там сохранились ещё крепкие хозяйства. Один Вельск чего стоит! Словом, епархия довольно сбалансированная и небольшая (до 300 тысяч человек). Проблемы, конечно, есть — те же сектанты очень лютуют. Но Владыка Даниил уже показал, что мириться со всяческой ересью не станет. Пример тому — публичная порка наглых сектантов-сайентологов.

НАРЬЯН-МАРСКАЯ ЕПАРХИЯ. ПЕРВАЯ АРКТИЧЕСКАЯ

И ничего, что всего 60-70 тысяч человек. «Арктический вектор России» обязывает. И пускай кусают локти те, кто тоскует по временам, когда Аляска и Шпицберген были русскими — в Арктике всё равно не выживет никакой другой европейский народ. Что бы там ни говорили норвежцы и американцы, а наши люди в этих местах живут веками, и мощная поддержка своего духовного маяка — Нарьян-Марской епархии — дорогого стоит. С Божьей помощью архимандрит Иаков (Тисленко), избранный епископом Нарьян-Марским и Мезенским, в прошлом — насельник Троице-Сергиевой лавры, станет правящим архиереем самой северной в РПЦ епархии.

СДЮЖИМ, СЕВЕРЯНЕ!

Мало жителей «на квадратный километр»? Плохие дороги? Разоренные церкви, сотнями стоящие вдоль дорог/рек? Разгул сектантства?

Со всем этим и предстоит разбираться уже в трёх епархиях.

Ну а что до «огромной территории» — всё своё. Мне область никогда не казалась большой, а расстояния — невозможными. И нашим предкам — тоже. Ходили-бродили, дороги проторили, а мы, наследнички, всё и забросили. Финны, чудь белоглазая, на своих болотах скоростные поезда учудили, а мы чем хуже? Но если ты живёшь в деревне/селе, где нет самого необходимого, на дворе XXI век, а богатства твоей страны распродаёт кучка ублюдков — тут уже запоёшь по-другому. Может быть, когда много ездишь, расстояния стираются, и остаётся только дорога. Как это по-русски. Но не по-русски — презирать родную землю, не обустраивать её. Поэтому наша задача — да, всех нас — помочь. Достроим собор в Архангельске — примемся за светлые храмы в Котласе и Нарьян-Маре. Чтобы не толкаться на Пасху.

Дмитрий Жаворонков

Газета «Правда Cеверо-Запада»

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.