Христианская любовь требует борьбы со страстями

Дата публикации:23.02.2012

Проповедь епископа Архангельского и Холмогорского Даниила после Божественной литургии в строящемся Михаило-Архангельском кафедральном соборе 27 ноября 2011 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В сегодняшнем Евангелии, отцы, братия и сестры, мы с вами слышали повествование о том, как некий законник подошел ко Христу и задал ему вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос спросил его: «Как ты сам читаешь в Законе, какая главная заповедь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим, всею крепостию твоею и ближнего своего, как самого себя». Это две главные заповеди – любовь к Богу и любовь к ближнему. «Поступай так», - сказал Господь. Тогда человек захотел как-то оправдаться и спросил: «Кто мой ближний?» И вот Господь рассказывает притчу: как самарянин, совершенно чуждый истинной веры, увидел бедного человека, попавшегося разбойникам, и помог ему. И кто же ближний, теперь ты понимаешь? «Иди и ты так твори, и спасешься».

Казалось бы, мы часто слышали этот евангельский отрывок, нам все понятно. Господь говорит о самой высокой любви, которой нет в других религиях, любви даже к своим врагам. Но чтобы эту любовь постичь, нужно глубже погрузиться в Евангелие.

Когда мы говорим о любви, люди иногда спрашивают: а зачем нужны всенощные бдения, посты, молитвы, уставы церковные – зачем они, если главное – любовь? Святитель Феофан Затворник ответил на этот вопрос в XIX веке: для того, чтобы достичь любви, нужно все это исполнять. Он приводит очень простой пример: есть семечко; его кладут в землю. Затем появляется стебелечек, потом листочек, цветок, и затем уже мы видим плод. Есть определенная последовательность, постепенность. Вот так же и в духовной жизни. Что такое любовь? Святитель Феофан ставит знак равенства: любовь – это рай. Действительно, подлинная любовь – это рай, даже простая, земная любовь – предвкушение рая. Молодой человек полюбил девушку – и как светятся его глаза! Ему говорят о разных проблемах, а он радуется и отвечает: мы все эти проблемы решим. Любовь приносит радость, а любовь духовная, пишет святой Феофан, приносит в душу человеческую состояние рая.

Давайте посмотрим в свои души: рай ли в них? Каждый честно скажет – нет, мы еще далеки от рая, далеки от настоящей высокой любви. А что мешает нам ее достичь? Страсти. Так пишут Святые Отцы, Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Златоуст. Страсти не дают настоящей любви появиться в нашем сердце.

Есть такая формула, ее учат в первом классе семинарии: вначале в душе человека появляется вера, потом страх Божий, потом этот страх рождает покаяние, а покаяние – борьбу со страстями. Когда человек борется со страстями, у него появляется любовь, которая все больше и больше возрастает по мере этой борьбы.

Но часто даже христиане останавливаются на каком-то этапе. Появилась вера, появился страх Божий, человек покаялся. А дальше он не двигается, не борется со своими страстями. Только вчера я встречался с одни человеком, архангелогородцем. Рассказывает: «Я руководитель предприятия, говорю своим – идите в храм, креститесь, поисповедуйтесь, причаститесь. Потом спрашивают: мы все сделали, а дальше что? Я не знаю, что им говорить». Перед Крещением человеку нужно все объяснить, разобраться, для чего он пришел в храм, что он хочет получить. Прибавку к жалованию, квартиру? Или здесь речь о другом?

После покаяния человек должен бороться с грехами! Каждый из нас после исповеди ощущает покой и радость в своем сердце. Но затем мы выходим в мир и чувствуем, как грехи опять просыпаются в нас. «Что такое, почему, мы же поисповедались, было так хорошо!»

Христианин должен знать, что происходит в Таинстве покаяния. Человеку прощается сам проступок, но страсть остается. Он вышел, увидел что-то… Великий Пост, а он увидел, как кусок мяса жарится, и вот он уже готов пойти и купить этот кусок мяса. Или еще что-то увидел, или кто-то плохо о нем отозвался, в его сердце вспыхнул гнев и он уже готов этого человека на куски порвать. Как мне один сказал: «Я готов порвать своего соседа на куски!»

Мы должны помнить этот порядок: сначала вера, потом страх Божий, потом покаяние, потом борьба со страстями, и только потом – появление любви в нашем сердце. Господь говорит в Евангелии от Иоанна: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет. Чтобы любить Бога, нужно соблюдать Его заповеди и уставы Святой Церкви.

В любви есть две крайности. Об одной из них мы слышали сегодня в евангельском чтении. Человек захотел оправдаться перед Богом: кто мой ближний? Действительно, в Ветхом Завете считалось, что ближний – это только иудей, а всех остальных можно обманывать и так далее. Христос говорит по-другому: ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи, независимо от его национальности и вероисповедания.

Одна крайность: ближний – это только тот, кто рядом со мной, все остальные мне не нужны. Другая – «Я люблю всех!», как сейчас принято говорить. Это чистая ложь, нельзя любить всех. Нужна постепенность: сначала ты должен полюбить свою семью, по-настоящему, не как эгоист, потом расширять этот круг дальше. Когда ты придешь в состояние, в котором будешь любить всех – знает только Бог. Достоевский в свое время писал: посели того, кто утверждает, что любит всех, на какое-то время в одну комнату с самым приятным человеком, и увидишь всю эту «любовь». Мне рассказывали подводники: «Когда мы уходим в «автономку», то за эти 3-5 месяцев обязательно друг с другом разругаемся. Замкнутое пространство, а мы же все эгоисты. Потом приходим на берег – по стакану, по другому, по третьему, и опять друг друга любим».

Христианская любовь – это любовь без алкоголя, без наркотиков, она требует приложения своей воли, своей борьбы со страстями. Глядя на человека, на какой-то его недостаток, надо говорить себе: а у меня их сколько! Господи, прости ему его грех и меня помилуй!

Старинная русская пословица: «черня других, белей не станешь». А в сегодняшнем мире бытует другой принцип: очернить другого и на фоне его черноты показать, что ты все-таки получше, не такой плохой.

Я желаю каждому из нас начать эту борьбу со страстями, чтобы после покаяния, которое мы приносим время от времени, мы не опустили руки, чтобы борьба у нас продолжалась до последнего нашего издыхания. Все церковные уставы, все наши бдения, посты есть ни что иное, как средства этой борьбы, чтобы настоящая любовь взыграла в нашем сердце и чтобы мы почувствовали, что рай Божий не только там, на небе, он начинается здесь, на земле. Аминь, всех вас с праздником!

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.