«Ситуация с сектами в Архангельской области весьма тревожная»

Дата публикации:23.02.2012

В конце 2011 года Архангельскую епархию посетил крупнейший в России эксперт по деструктивным культам и сектам профессор Александр Дворкин. Во время своего визита, который состоялся 14-16 ноября по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Даниила, известный специалист встретился со студентами и преподавателями высших учебных заведений области, представителями власти, общественности и СМИ.

14 ноября профессор принял участие в заседании рабочей группы по противодействию деструктивным сектам под председательством заместителя губернатора Архангельской области Романа Балашова. Как сообщили участники встречи на пресс-конференции, которая состоялась в этот же день, в области будет реализована широкая кампания по противодействию сектам. Этот опыт обещает стать первым в Северо-Западном федеральном округе.

Как отметил Роман Балашов, принятие мер на региональном уровне вызвано многочисленными обращениями жителей области в местные органы власти и прокуратуру: «Деятельность сект угрожает не только отдельным лицам, но и общественной безопасности в целом». Александр Дворкин также считает, что ситуация в Архангельской области в настоящее время весьма тревожная. По его словам, «региону нужно бороться за выживание».

Александр Леонидович подчеркнул, что сегодня секта не обязательно выглядит как религиозная организация. Сектантские группы действуют под видом медицинских компаний, психологических и образовательных центров, бизнес-структур. «В Архангельске представлено все многообразие сектантства, практикуются различные формы вовлечения в культы. В 90-е годы в секту вовлекали, приставая к людям на улице. Сегодня на улице в секты не вербуют». Новые методы вербовки не вызывают у человека защитной реакции, что облегчает задачу сектантов. Кроме того, профессор отметил, что лидеры сект стремятся создать позитивный образ своей организации, расположить к себе и вовлечь в поле своей активности как можно большее количество людей. Эксперта поддержал епископ Даниил, который напомнил, что жители региона почти не имеют информации о сектах, распространенных в области.

В ходе пресс-конференции были озвучены конкретные решения, которые предстоит воплотить в жизнь в ближайшее время. Основной задачей остается максимально подробное информирование населения. К сожалению, в регионе мало квалифицированных специалистов в этой области. Над формированием круга экспертов и предстоит работать органам государственной власти. Финансирование создания полноценного института независимой религиоведческой экспертизы предусмотрено трехлетней региональной программой противодействия терроризму и экстремизму.

Кроме того, секты не должны проникать в государственные и муниципальные учреждения. С этой будет проводиться работа с директорами учреждений здравоохранения, культуры и образования. Наконец, требуется обеспечить максимально эффективную правовую помощь гражданам в случае явного нарушения закона адептами деструктивных культов.

«Сайентология – это международная спецслужба»

Отдельно во время своего визита Александр Дворкин прокомментировал действия образовательного центра «Праксис-Карьера». Напомним, что центр «Праксис-Карьера» в ноябре 2011 года подал иск в Арбитражный суд на Архангельскую епархию в связи с републикацией на епархиальном сайте статьи корреспондента информационного агентства «Православие на Северной земле» Александра Иванова «Праксис-Карьера» на службе саентологии». Как заявил профессор, «Праксис-Карьера», несомненно, является структурой, принадлежащей к международной сайентологической секте.

«Праксис-Карьера» действует по методам WISE, WISE – это World Institute of Scientology Enterprises, или Всемирный институт сайентологических предприятий. Сама Р.Р.Фофанова, глава «Праксис-Карьеры», является пожизненным членом Международной ассоциации сайентологов. Это можно подтвердить документально, но госпожа Фофанова и сама этого не скрывает. Для проведения семинаров в Архангельск приглашаются члены сайентологической организации, которые заявляют, что действуют по методикам WISE, Рона Хаббарда. Больших доказательств, собственно, и не требуется», - заявил ученый.

«Если в двух словах сказать, что такое сайентология, то, по мнению многих экспертов, это международная спецслужба, - подчеркнул Александр Леонидович. – В 1993 году она подписала договор с налоговым ведомством Соединенных Штатов, к нему договору был также приложен секретный протокол. Как можно предположить с большой долей вероятности, часть собранной информации сайентологи поставляют в Центральное разведывательное управление США. Об этом говорят открыто уже практически во всех европейских странах. Внутри сайентологиии есть и собственная разведслужба, которая называется «Бюро особых дел».

По словам профессора, одним из методов получения информации является так называемый «одитинг»: «Людям, которые вовлекаются в те или иные околосайентологические группы, скажем, на курсах по ведению бизнеса, объясняют, что необходимо проходить «одитинги». Это процедура, которая якобы требуется для того, чтобы очистить разум человека, сделать его более восприимчивым, быстрым и так далее. Во время одитинга человека вводят в тонкий транс и в течение нескольких часов (средний сеанс длится от 3 до 5 часов, и таких сеансов может быть очень-очень много) выкачивают всю информацию о человеке. Все его возможные правонарушения, все, чего он стыдится, всю его сексуальную историю, причем не только о нем, но и о его окружении. Все это записывается на аудионосители и поставляется в общий сайентологический банк данных».

«Перед тем, как пройти одитинг, человек дает подписку: я, такой-то, отказываюсь от доступа к той информации, которая будет собрана во время одитинга, и позволяю организации пользоваться этой информацией для моего же блага. В результате сайентология собирает компромат на каждого человека, который попал в ее поле зрения, - пояснил Александр Дворкин. - Кроме того, в «Праксис-Карьере» одно из необходимых условий – если ты замечаешь что-то, что может причинить вред, ты обязан об этом донести. Что-то или кого-то…»

«Понятно, почему сайентология проявляет такой интерес именно к Архангельской области, - считает профессор. - Если посмотреть на список тех организаций, которые «Праксис-Карьера» постоянно вовлекает в поле своей деятельности, становится страшно. В орбиту сайентологической секты попадают в том числе чиновники государственных структур, и информация о них также туда поступает. Кто будет пользоваться этой информацией, можно только догадываться. Но вообще все это вызывает самые серьезные опасения».

«Может быть, нужно пояснить, что сайентология – это структура, которая внешне состоит из многих организаций, - продолжил профессор. - Это и Всемирный институт сайентологических предприятий (World Institute of Scientology Enterprises), это и «Applied Scholastics» («Прикладное Образование»), и «Нарконон» («Narconon»), и «Криминон» («Criminon»), и всевозможные центры дианетики, и Международная церковь саентологии (Church of Scientology International) и так далее. Управляет всей структурой, и управляет очень жестко, головная организация - Центр религиозных технологий (Religious Technology Center) в Лос-Анджелесе. Во главе стоит Дэвид Мискевидж, преемник Хаббарда, уже покойного».

Стоит отметить, что активность сайентологов вызывает беспокойство не только в Архангельской области, но и в целом ряде регионов. Так, Департамент образования Москвы выпустил сборник методических рекомендаций по противодействию деструктивному влиянию сайентологической пропаганды.

«Предания сектантов восходят в лучшем случае к дедушке их пастора»

В рамках визита Александр Дворкин выступил в крупнейших вузах Архангельска - Северном (Арктическом) федеральном и Северном государственном медицинском университетах, где рассказал об основах духовной безопасности, а также тоталитарных сектах, действующих в России, и методах сектантской вербовки. Кроме того, для жителей Архангельска и Северодвинска были организованы публичные лекции.

На встрече, которая прошла 14 ноября в Архангельской областной библиотеке имени Н.А.Добролюбова, речь шла о сектах, называющих себя «истинными христианами», а также о том, как обычно происходит образование новых сектантских групп.

«Мы часто сталкиваемся с такими культами, как «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы», неопятидесятнические секты и прочие. Все они, даже наши старые оппоненты баптисты, говорят: «Мы являемся библейскими христианами, мы живем по Библии. Иисус оставил нам Писание, говорят они, и мы по нему живем. А вы, православные, все время ссылаетесь на какое-то Предание, а ведь еще Иисус обличал предания старцев, когда обращался к фарисеям. И получается, что вы, поскольку держитесь за свое предания – такие же фарисеи». В этом случае многие теряются и не знают, что ответить. Но если мы подумаем, то уже в самом этом заявлении есть несколько ошибок», - отметил профессор.

Анализу этого популярного аргумента сектантов была посвящена значительная часть лекции. Так, Александр Леонидович рассказал об истории формирования библейского канона, которая свидетельствует, что само Священное Писание явилось результатом сохранения в ранних христианских общинах Предания. Именно так были отобраны четыре канонических Евангелия. «Церковь опытно знает Христа. Когда появляется книга с Его литературным образом, этот образ сопоставляется с тем, который хранится в общине. Если образ совпадает, то Церковь принимает эту книгу, если нет – отвергает». Говоря о Православном Предании, профессор процитировал известного богослова и философа протоиерея Георгия Флоровского: «Предание – это жизнь Святого Духа в Церкви».

По словам специалиста, очень легко доказать, что секты, которые претендуют на жизнь по Писанию, на самом деле восприняли очень много и от подлинного Предания. В частности, только из Предания известно, что Евангелие от Иоанна написано апостолом Иоанном, а Евангелие от Марка – Марком.

«Если все так просто – открывай Библию и, как там написано, так и живи, тогда все должны быть друг с другом согласны. Но почему-то все утверждают: мы понимаем правильно, они – неправильно. Но если вы отвергаете Предание, то вы отвергаете критерий правильного понимания Писания. Тогда каждый имеет право толковать Писание, но не имеет права говорить, что он прав, а другой нет», - отмечает Александр Дворкин.

«Это доказывает, что на самом деле нет конфликта между Писанием и Преданием, а есть конфликт между Преданием с большой буквы, которым живет Церковь, и мелкими, малюсенькими преданиями, которые есть у каждой секты. Но если наше Предание восходит к Христу и его апостолам, то предания сектантов восходят в лучшем случае к дедушке их пастора. А то, собственно, и к самому пастору, который придумал что-то и дергает цитаты, чтобы подтвердить те или иные свои идеи», - подчеркнул профессор.

«Человеку, которого завербовали, уже ничего не светит»

Во второй части встречи Александр Леонидович ответил на вопросы аудитории. Одним из последних был задан вопрос, связан ли с сектантством сетевой маркетинг. По словам профессора, невозможность обогатиться для 99% входящих в «пирамиду» людей очевидна: «Вероятность разбогатеть с помощью сетевого маркетинга примерно такая же, как и выиграть в лотерею. Обычно представители сетевого маркетинга рисуют такую схему: вы приводите пять человек, каждый из этих пяти приведет еще по пять и так далее. Но если учесть, что над вами есть уже как минимум десять уровней (на самом деле больше), если прикинуть, сколько человек должно быть на вашем уровне, получится, что столько населения во всей стране нет, не только в Архангельске. Человеку, которого завербовали, уже ничего не светит. Значит, если вам обещают, что вы разбогатеете, а на самом деле вы разбогатеть не можете – что нужно, чтобы удержать вас в организации, чтобы пирамида стояла? Какой цемент должен ее скреплять? Манипулирование сознанием, то есть то, что есть в тоталитарных сектах. Не все компании сетевого маркетинга – это тоталитарные секты, но у всех есть признаки секты, и чем более крепкой, чем более распространенной является компания, тем больше этих признаков. Самые известные и распространенные из них, несомненно, полноценные тоталитарные секты», - заключил ученый.

За время пребывания в епархии Александр Дворкин принял участие в прямом эфире на радиоканале «Поморье» и дал несколько интервью печатным и электронным СМИ.

Подводя итоги своего приезда, Александр Леонидович выразил желание в будущем вновь посетить Архангельскую епархию. О необходимости нового визита свидетельствует и множество благодарственных откликов, поступивших в епархию от жителей области, в том числе представителей власти и науки.

Примечание. Слово Scientology переводится на русский язык либо «сайентология», либо «саентология». Мы придерживаемся первого варианта, сохраняя в цитатах орфографию источника.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.