Делай добро с любовью (о благотворительности и благотворителях)

Дата публикации:17.04.2012

Сегодня просителей гораздо больше, чем благотворителей, взять, к примеру, коношских благотворителей, к которым приходится обращаться (правда, в редких случаях). И я их понимаю: на всех просителей денег или стройматериалов не хватает, а обращаются многие — детские дома, школы, библиотеки, сельские клубы…

Как и в других местах, в Коноше есть две категории предпринимателей: одни помогают, а другие обещают. Остановлюсь на первых, потому что они понимают, что их пожертвования идут на добрые дела, и тем самым «помогают той лошади, которая везет», как говорили на Руси. В течение нескольких лет мне приходилось обращаться к тавреньгскому предпринимателю А. Пономареву, который  без долгих размышлений жертвует на доброе дело по восстановлению нашей Преображенской церкви. Воистину «Господь на сердце положил» творить добрые дела; само слово «благотворитель» означает «благо творить». Когда на средства таких людей как братья Левачевы, В. Баженова, М. Бакушина, С. Конончука, А. Пономарева, В. Пинаевского, Е. Юрчука восстанавливаются храмы, ремонтируются школы, библиотеки, сельские клубы, детские дома — это становится событием в жизни всего района.

В книге «Древо без корней не устоит» я уже писал о наших сельских благотворителях – купцах Кононе Попове, Алексее Соболеве, попечителях нашей церкви, жертвователях-земляках, внесших большой вклад в строительство Преображенского храма в Папинской.

Естественно, многими жертвователями двигало непосредственное впечатление от человеческих страданий, обстоятельств собственной жизни; память о близких и ревность о собственном спасении.

Во время Первой мировой войны, как пишут современники, вся Москва «была сплошь покрыта госпиталями, лечебницами, санаториями». Жертвовали и на пособия увечным воинам и их семьям, и на приюты. Большим вдохновителем на дела милосердия был Николай Александрович Алексеев (1852-1893), предприниматель и городской глава, который пользовался большим уважением москвичей. Ему удалось разрешить вопрос, касающийся открытия приюта для душевнобольных. На одном из заседаний Губернского Земского собрания Алексеев нарисовал жуткую картину их жизни: «Если бы вы взглянули на этих страдальцев, лишенных ума, из которых многие сидят на цепях в ожидании нашей помощи, вы не стали бы рассуждать о каких-то проектируемых переписях, а прямо приступили бы к делу». Он буквально вынудил земцев принять решение не сходя с места, и в течение нескольких дней была открыта временная психиатрическая больница. Одновременно он обратился с призывом собрать деньги на новую лечебницу. Сбор средств Алексеев, как отмечают современники, всегда начинал с себя, вместе с женой внес 350 рублей. Правда, авторитет и пример городского головы срабатывал не всегда. Я думаю, читателям будет интересно узнать о курьезном случае, что произошел на очередном собрании видных предпринимателей, на котором присутствовал городской голова Алексеев. Известный предприниматель С.И. Четвериков в своих воспоминаниях рассказывает  о нашумевшем случае с купцом первой гильдии И.С. Титовым, который «кроме своего исключительного богатства был известен исключительной скупостью»… Николай Александрович подошел к Титову и сказал: «Как вы меня обидели, Иван Сергеевич». «Чем это?» – спросил Титов. «Да как же, – ответил Алексеев, – вы, человек столь богатый, на такое святое дело (на новую лечебницу для психически больных) подписали всего10 тыс., а я вот что было задумал: если бы Иван Сергеевич подписал мне 50 тыс., то я решил ему поклониться в ножки».  Сконфуженный купец Титов старался его поднять, уверяя, что исполнит его просьбу, но Алексеев повторял: «Пока не вручите чека – не встану». Тут же побежали за чернильницей и пером, Алексеев продолжал стоять на коленях. Когда наконец чек был выписан и вручен, он поднялся с колен...

В короткий срок на новую больницу (в последствии ей было присвоено имя Н.А. Алексеева) было собрано около 1,5 млн. рублей.  По роковому стечению обстоятельств, Алексеев без всякой причины был убит во время приема в городской думе психически больным человеком.

Снова вернусь к благотворителям нашего времени. Вот уже в течение двух лет (2009-2010 гг.) я нахожу поддержку в областной думе, и в первую очередь – председателя Областного Собрания Фортыгина и депутатов Высоких, Левачева, Журавлевой. Думаю, что у Виталия Сергеевича Фортыгина вошло в традицию помогать ближнему. Его дела милосердия направлены не только на детские дома, но и на благо православной Церкви. Осенью 2009 года я обратился с просьбой к Фортыгину оплатить счет за церковные (оконные) решетки. Как раз финансовый кризис был в разгаре и московские благотворители не имели возможности оплатить. Слава Богу, отказа не последовало, и просьба была выполнена. Через год – такая же ситуация и снова Виталий Сергеевич не отказал.

И тут мне пришла крамольная мысль - как говорят французы «знатность обязывает» помогать – прости меня, Господи. Затем, будучи в командировке в Коноше Виталий Сергеевич посетил нашу церковь и снова пожертвовал. Тогда я понял, что им двигало не чувство «знатности», а его духовность и вера в Бога. Любовь к Богу неразрывна с любовью к ближнему – эти добродетели взаимосвязаны. Как сказал Господь в Евангелии: кто сотворит единому из братий сих меньших, тот сотворит это Мне. Господь Иисус Христос всех людей называет своими меньшими братьями.

Давайте вспомним, с чего мы начинали восстанавливать нашу церковь? Лето 2002 г. 18-19 июля. Прибытие миссионерской группы из Москвы. Это первые очевидцы, которые увидели наш храм – изуродованный, разрушенный, в здании церкви скот – лошади, коровы, овцы, козы, ни окон, ни дверей, ни полов, полностью разрушена колокольня, нет кровли на алтаре, на трапезной, весь во мхе и плесени и кучи мусора, навоза от скотины (в летнее время, в жару спасались от гнуса). Что мы делаем? Первое богослужение, в походном храме на погосте, рядом с развалинами, через 65 лет после закрытии церкви. Первая Литургия, первое крещение в реке – окрестили более 60 человек. С благословления епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община приступила к восстановлению церкви. Поставили временные двери, забили оконные проемы пленочными рамами, выгребли и вывезли около 10 тракторных телег мусора, навоза, минеральных удобрений. Установили фанерный иконостас, наклеили на него бумажные иконки. Первую Литургию совершили 31 августа в храмовый праздник в приделе святых мучеников Флора и Лавра. Служили монахи Антониево-Сийского монастыря во главе с  иеромонахом Пахомием (Швачко). Народу мало, только община и те, кто усердно трудились по расчистке храма:  Шабалина с внучкой Наташей, Г. Просвирнина с внуком Сергеем, В. Хохлова с внуком Максимом, З. Молчанова с внучкой Ириной, супруги Юрьевы – Анна и Борис, супруги Карташовы – Полина и Василий, Д. Старцева, Г. Востряков, школьники А. Ковтун, Н. Куликов, С. Куликов, А. Высоких, Н. Ермаков, Ю.Попов,Н. Кузнецов, Н.Торопин. Низкий им поклон.

Приход у нас, можно сказать, очень бедный, в основном пенсионеры, о десятине и говорить не приходится. Из всей общины (17 человек) только двое вносили десятину в приход, а остальные  от 10-50 рублей в месяц. Ищем благотворителей: первыми откликнулись С. Конончук, А. Пономарев, Е. Юрчук, чем они могли помочь? Только стройматериалами. А где найти благотворителей, которые бы оказывали финансовую помощь? Обратился на подворье Оптиной Пустыни храма Петра и Павла, прихожанином которого я был несколько лет. Игумен Мелхиседек и о. Моисей благословили и сказали:  «Надо молиться своим святым, а на Архангельской земле много святых и просить Господа нашего и Богородицу заступницу нашу, и всех святых земли Архангельской».

 

По промыслу Божьему мне позвонил первый благотворитель В. Тульских, как он представился – московский предприниматель и предложил мне помощь. И с этой суммы приступили к восстановлению церкви.

Прошел год, два … пять, к «систематическому» благотворителю В. Тульских присоединились новые: Т. Яшина, Е. Лукашова, И. Скрыпников, Н. Жидченко с друзьями, прихожане храма Петра и Павла – Г. Соловьева, Н. Александрова, Р. Дергачева, Е. Сухинина, староста храма Живоначальной Троицы В. Васина, Н. Бойцова. Храм преобразился: установили полы, двойные окна, решетки оконные, оштукатурили и побелили теплые приделы Флора и Лавра, и свт. Модеста Патриарха Иерусалимского, установили два иконостаса, одновременно приступили к возведению колокольни. Видя наши труды, присоединились и стали оказывать существенную помощь коношские благотворители, братья Левачевы, В. Пинаевский, В. Баженов. Особую признательность наша община выражает московским благотворителям, генеральному директору «Севдорстройсервиса», депутату областного собрания В. Левачеву за их постоянную помощь, настоятелям храмов Петра и Павла игумену Мелхиседеку(Артюхину),  Живоначальной Троицы в Коньково,  протоиерею Михаилу Рязанцеву (храм Христа Спасителя), епископу Пантеилеймону (Шатову) и первым, кто откликнулся на мои обращения в православных газетах и журнале «Русский дом». Мы помним первых жертвователей, православных христиан, и они находятся в нашем синодике.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст – «нам нужны не золотые сосуды, а золотые души», воистину золотые люди все,  кто помогает нашему храму.  «Что высоко у людей – говорит нам слово Божие – то мудрость перед Богом…всякий возвышающий себя сам унижен будет». Пред Богом и людьми, напротив, кто имеет смирение и смиренно служит другим, тот будет возвышен Богом и почтен людьми. «Блажен – говорит преподобный Исаак Сирин – кто смиряет себя  во всем, потому что будет возвышен…».

Вот эти золотые души и их смиренное добролюбие в течение девяти лет помогли нам на 95 % восстановить святыню в наших краях, осталось возвести иконостас, установить цоколь и ограду вокруг церкви и погоста. На это требуется значительная сумма. На мое обращение к коношским предпринимателям через газету «Коношский курьер» осенью 2010 г.  пока откликнулись  Ю.В. Рачков и некоторые коношане, наши сельчане, опустив в церковные кружки свои пожертвования.

Если вы поможете ближнему или окажете помощь бедному, пожертвуете на ремонт школы, детского дома, библиотеки или церкви, Господь вам больше даст. Если это пожертвование было сделано от чистого сердца с любовью, то и благосостояние ваше не ухудшится, а наоборот, ваш бизнес будет развиваться и процветать. Как говорит преподобный Максим Исповедник – «три начала  побуждают нас к добру:

  1. Семена добра в нас от природы;
  2. Святые силы;
  3. Добрые произволения.

Семена природы – когда, например, как желаем, чтобы  с нами  поступали люди, так и мы поступаем с ними, или когда видим человека в нужде, и естественно  милосердствуем о нем.

Святые силы – когда, чувствуя побуждение к доброму делу, обретаем в себе благое содействие и Божию благодать. Доброе произволение – когда, отличая добро от зла, избираем доброе.

И снова вернусь к Владимиру Григорьевичу Левачеву, благотворителю не только Коношского района, но и области. Сколько добрых дел сделано, одному Богу известно. По дружбе с ним знаю, что корни рода Левачевых саратовские. А возможно, все же архангельские? Недавно работал в Государственной публичной исторической библиотеке в Москве и обнаружил любопытный документ в журнале Отечественные записки за 1829 г. ч. 38. Вот что пишет М. Мясников в статье «Историческое описание Ваги и г. Шенкурска» (гл.VI с.274) «... 1779 года января 20 дня по указу Святейшего Синода, последовавшему на представление Преосвящейнешего Вениамина, епископа Архангельского и Холмогорского, Белохрамная Троицкая церковь учреждена монастырем, настоятелем определен Макарьевской пустыни игумен Ириней и при нем два иеромонаха, Иннокентий и Лукиан. Епископ Вениамин,  будучи в Шенкурске, января 20 в Троицкой церкви совершил Божественную литургию. По совершению службы игумену Иринею вручен настоятельский указ... По окончании в новоутвержденном  монастыре богослужения Преосвящейный благословил обеденный стол иметь в доме попечителя купца Николая Ивановича Мясникова причем приглашены были: игумен Ириней, Шенкурский протоиерей Иоанн Розов, Кокшеньгский протоиерей Афанасий Гагарин, Важский воевода майор Черников, товарищ Воеводский титулярный советник Молчанов, Правитель Дворцовой конторы надворный советник Ушаков, секретарь Воеводской конторы канцелярии Левачев. По окончании обеденного стола Преосвящейный предложил о замещении в Троицком монастыре (в г. Шенкурске В.С.) вновь каменной церкви: почему тогда же открыта подписка. Преосвящейнейший во первых сам в книге подписал во славу Божию на строение каменной церкви,  игумен Ириней и прочие: причем определил попечителями, согласно их желанию, Воеводской канцелярии секретаря Степана Левачева и купца Николая Мясникова, и того числа из походной конторы на имя их дан указ и книга для записки прихода денег. На следующий день января епископ Вениамин посетил Макарьевскую пустынь. В период декабря 1778 г. и января 1779 г. епископ Вениамин посетил города Шенкурск, Вельск, Верховажье. В каждом городе совершал богослужения, посещал все церкви, посвящал иереев, посещал самых почетных людей».

Следует сказать, что Левачев являлся благотворителем и попечителем с 1752 г.  по грамоте Преосвященного Варсонофия архиепископа Архангельского и Холмогорского и опекал Предтеченскую пустынь в 15 верстах от Шенкурска. Крестьяне Едемских деревень и сам Едемский (родственник С. Левачева) имели особенное усердие к пустыне. Эта благотворительная деятельность переходила из поколения в поколение. Сначала Едемский, затем с 1752 г. также усердно помогал Степан Левачев Предтеченской пустыни  и с 1779 г. изъявил желание  помогать и новому монастырю. Более 30 лет С. Левачев нес свой крест служению Богу. Скончался С.Т. Левачев в 1790 г. Были ли за ним продолжатели этого богоугодного дела из династии Едемских-Левачевых — сие не известно. Слава Богу что эту традицию подхватил Владимир Левачев (однофамилец, а может быть и пращур С. Левачева), и в течение нескольких лет оказывает нашему храму и не только нашему, посильную помощь.

В каждой волости, в каждом уезде, в каждом селе были благотворители, и я верю, что они найдутся и в наше время.

Я уже говорил выше о тех временах, когда благородство было правилом для состоятельных людей и настоящих благотворителей. Не про вас ли сказано в Евангелии: «Вы — свет миру... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 56 14,16).

Председатель приходского Совета церкви Преображения Господня в деревне Папинская Коношского района В. Старцев

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.