Иерей Андрей Близнюк: «Для миссионера недопустима нечестность»

Дата публикации:11.05.2012

«Для миссионера недопустима нечестность»

Интервью с известным православным миссионером, преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священником Андреем Близнюком

Священник Андрей Близнюк родился в 1964 году в Москве в семье военнослужащего. Закончил Львовское военно-политическое училище, получил офицерское звание и продолжил службу. Но приход к вере коренным образом изменил его жизнь. В 1988 году он ушел в отставку, а в 1989 году уехал на Соловецкие острова. Там он прожил до 1993 года. В 1998 году окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт (сейчас Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)). В 1997 году был рукоположен в сан священника. Является клириком московского храма святителя Николая в Кузнецкой слободе. На богословском факультете ПСТГУ ведет семинар «Основы миссионерского служения», преподает в православной «Традиционной гимназии». С 1996 года вместе со студентами проповедует на Крайнем Севере и в Поморье.

Создать «удобные» условия для души

Отец Алексий, давайте начнем с начал: что такое, на ваш взгляд, миссионерство?

Слово «миссия» переводится как «поручение». Поручение нести благую весть во все уголки нашей Земли. Задача миссии - поделиться верой со всеми, кто еще не обрел ее. Поэтому нести миссионерское служение человек может и в доме, где он живет, и в семье, если там есть неверующие, и на работе, и в университете – к миссии призван каждый христианин. Но в Церкви есть учебные заведения, которые специализируются на подготовке миссионеров. В частности, в ПСТГУ я преподаю на богословском факультете, где веду семинар «Основы миссионерского служения». Вместе со студентами мы разрабатываем методы, программы миссии, куда включаем кино- и фотопроповеди. И уже с ними идем к людям: в школы, в институты, в воинские части, в районные центры и в села.

А есть ли недопустимые методы для православного миссионера?

Для миссионера недопустима нечестность: проповедуя истину, нельзя обманывать, как делают сектанты. Мы не можем навязывать свою веру: если человек не хочет, необходимо оставить ему свободу выбора. Поэтому надо уметь ждать. Отсюда исходит и принцип миссионерской приветливости: миссионер должен быть терпеливым, ведь Слово Божие может распространяться только любовью.

Сейчас широко обсуждается возможность миссии в среде субкультур. Как вы относитесь к христианской проповеди на рок-концертах?

Если сам музыкант пришел к вере и через свое творчество говорит об этом со слушателями, то тут нет ничего предосудительного: человек, где бы он ни был, призван свидетельствовать об истине. Часто бывает, что, уверовав, актеры, режиссеры, музыканты, меняют тематику своих произведений. Другое дело, нужно ли священнику подниматься на сцену во время рок-концерта…

Нельзя сказать однозначно, что современная музыка – это плохо, тут срабатывает еще один миссионерский принцип – не навредить. Задача миссионера - создать человеку «удобные» условия для его души, не компромиссные, а именно «удобные», чтобы он постепенно «восходил от силы в силу».

Конечная цель - Причастие

В чем конечная цель миссионерского служения в современном мире, где заканчивается миссионерство и начинается работа духовника?

Миссионеры сеют, а как всходят их семена, они порой не видят, потому что человеку свойственно медленно «переваривать» серьезную информацию.

Этот процесс «всхода» малозаметен, но в определенный момент человек начинает искать, пытается понять, куда пойти со своими вопросами, а иногда и со своей душевной болью. Хорошо, если бы везде, где живут люди, были храмы, те места, где можно получить духовную помощь. Раньше, хотя бы раз в год, духовник сам объезжал своих чад. Но при этом люди сохраняли души свои в чистоте. В современном мире душа «выполаскивается» гораздо быстрее, поэтому для духовного роста надо чаще участвовать в церковных Таинствах. А регулярная Исповедь, Причастие неофита – это и есть конечная цель миссионера.

Почему важно, чтобы миссионеры лично ездили в отдаленные местности? Ведь проповедовать можно через радио и телевидение.

Никакие мультимедиа не заменят личную беседу – такова психология человека. Все, что человек воспринимает не в личном контакте, проникает неглубоко, таково свойство нашей души.

Миссия через милосердие

В Москве уже несколько лет существует «Автобус «Милосердие». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Волонтеры, работающие в этом проекте, в прямом смысле слова спасают людей от гибели: они ездят на автобусах в холодное время года по вокзалам и собирают замерзающих бомжей. Предлагают им не только еду и одежду, но и оказывают попечение душе. В бомжи порой попадают обманутые люди, и они очень нуждаются в помощи.

Даже если человек получил однократную помощь, в его сердце это воспоминание останется на всю жизнь. Он будет знать, что в Церкви есть люди, готовые ему помочь. Как дальше разовьется семя веры, мы не знаем, тут нужно уповать только на помощь Божию.

Вы участвуете еще и в работе проекте «телефон доверия»...

Идея телефона доверия принадлежит одному американскому священнику, ей уже более ста лет. Однажды поздно вечером пастору позвонил мужчина и попросил о встрече, священник отказался и предложил подойти на следующий день в храм. А утром стало известно, что звонивший покончил жизнь самоубийством. После этого пастор поместил в газете объявление: «Если хотите свести счеты с жизнью, то прежде позвоните мне», – и указал номер своего телефона.

Современный православный телефон доверия в России функционирует с октября 2011 года. Многие звонившие в первый раз узнали, как приготовиться к Исповеди и Причастию. Современные люди зачастую боятся непосредственного общения со священником. По телефону психологически легче перешагнуть барьер первого разговора.

В 1990-е годы большинство наших соотечественников крестилось, хотя регулярно в храм не ходят и в Таинствах не участвуют. Однако принесение Пояса Пресвятой Богородицы в Россию показало, что у людей есть вера и они могут совершить подвиг: 20 часов простоять в очереди, чтобы на секунду приложиться к святыне. Миссионеру надо только «добыть» эту веру в человеческой душе, как рудокопу, ведь «зарыта» она в нас очень глубоко.

Беседовала Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.