Один из самых загадочных святых

Дата публикации:30.07.2012

…И тогда, чтобы не допустить представителей местной власти, они устроили постоянное дежурство у дверей храма. В ответ последовали экстренные меры: отправка отряда милиции из 55 человек, введение осадного положения – но это не сломило сопротивление. Стрелять же в безоружный народ не решились и на какое-то время отступили… 

Так в 1919 году жители поселка Бестужевский охраняли святыню: мощи своего небесного покровителя – праведного Прокопия Устьянского.

Прокопий – один из самых загадочных святых: мы ничего не знаем ни о месте его рождения, ни о его жизни, ни о его смерти, ни о том, где он был похоронен. Не знаем мы и точного года обретения мощей: анализ сказаний и церковной летописи позволяет предположить, что не ранее 1641, именно тогда произошло первое исцеление от святыни. Точно мы знаем лишь одно: Прокопий Устьянский прожил жизнь по воле Божией… Но начнем рассказ об «обретении» святого по порядку.

В XVII веке неподалеку от Введенского храма, что некогда стоял в деревне Бестужево Устьянского района Архангельской области, на льдине нашли ветхий гроб, сплетенный из ивовых прутьев. «Такого рода погребение никогда не было в употреблении в нашем доныне изобилующем лесами крае», – утверждал в «Исторических сказаниях» отец Иоанн Верюжский (В работе отца Иоанна Верюжского «Исторические сказания» мы находим первые сведения о святом. Священник был из причта Введенской церкви, в приделе которой почивали мощи Прокопия Устьянского). В том гробу лежало тело. «Никому в волости покойный не был известен, а его чудное явление нетленным, исходящее от мощей благоухание и последовавшее вслед за этим исцеления страдающих различными недугами стали склонять окрестное население к мысли о том, что принадлежат они какому-то святому», – писал отец Иоанн. Крестьяне построили над местом явления мощей часовню.

Вскоре устьянскому земледельцу Савелию Онтропову во сне явился человек и велел сделать себе новый гроб. Явившийся назвался Прокопием и сказал, что он тот, чье тело было обнаружено близ церкви. Жители исполнили все по слову святого: тело переложили в новый гроб и перенесли во Введенский храм, а ветхий гроб разобрали по прутьям. Но на этом явления не прекратились, стало известно, что Прокопий относится «по происхождению... к крестьянскому званию, по роду жизни к пастушескому, по возрасту, в котором преставился, к отрокам». На основе этой информации и написано житие.

Первая икона праведного Прокопия Устьянского появилась в 1652 году: угодник Божий сам явился сольвычегодскому купцу Ивану Ермолаеву и «дал дозволение» написать образ, купец заказал икону мастеру Онисиму Карамзину. А в XVIII веке на источнике Белое озеро был обретен нерукотворный образ. Икона лежала в желобе, по которому течет вода, ликом вниз.

Однако официальная канонизация Прокопия Устьянского произошла далеко не сразу. Мощи несколько раз освидетельствовали (Первый раз это произошло в 1696 году, второй – в 1739, в заключение освидетельствования было написано: за прошедшее время «никаких частей не умалилось, и тления одеждам никакого не учинилось», третий – в 1818 году по настоянию крестьянина Федора Кузнецова, получившего исцеление от святыни и дважды после этого посылавшего прошение на имя государя об оглашении мощей), еще до прославления от святыни происходили многочисленные чудеса. (В рукописном сказании было зафиксировано 20 случаев исцеления за период с 1641 по 1750 год, последующие записывались в специальной книге. Всего до 1913 года в ней было записано 44 случая.)

Повсеместное почитание памяти святого было установлено лишь в 1818 году. Епископ Вологодский писал в Священный Синод: «Убеждаясь совестию и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми...». Днем памяти праведного Прокопия Устьянского стало 8/21 июля. Накануне бóльшая часть крестьян из устьянских приходов налагала на себя недельный пост. В день памяти служили утреню с чтением акафиста праведному Прокопию и Литургию, после совершался крестный ход на реку Устья, где служили молебен перед ракой с мощами. Завершался праздник братской трапезой в церковной ограде. Первоначально служба святому Прокопию Устьянскому состояла из церковных служб другим святым, и лишь в 1868 году священник Вениамин Жаворонков составил службу, акафист и молитву праведному.

В 1901 году мощи обрели новую серебряную гробницу… Но приближалось время лихолетья, в 1919-ом жителям удалось «отстоять» святого, но ненадолго. Наступил год 1922, Советское государство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Серебряную раку забрали из храма вместе с другими церковными ценностями – это был первый шаг к утрате святыни. В 1939 году «воинствующие атеисты» подвергли мощи «освидетельствованию» и решили сжечь: первая попытка оказалась безуспешной. Тогда «на помощь» пришел бензин…кто-то из местных жителей стал свидетелем этого варварства и собрал останки после сожжения. Где они хранятся сейчас – неизвестно.

Но сегодня мы все же можем помолиться у частицы мощей святого: некогда ее водрузили в Онежский крест-мощевик, который сейчас находится в Свято-Троицком Соборе города Онеги.

Земной путь святого – всегда урок для нас. Как говорили Святые Отцы, жаждущий славы человеческой лишается славы Божией. О жизни праведного Прокопия Устьянского мы не знаем почти ничего, но история его прославления подтверждает евангельские слова: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5; 14).

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

В поисках города святого Николая
30 Ноя 2018

В поисках города святого Николая


В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.

 Увидеть и победить
29 Ноя 2018

Увидеть и победить


Страсти — удел каждого человека. Никто не рождается свободным от них, никто, кроме Бога. Но именно благодаря им у нас есть возможность стать святыми и приблизиться к Богу. Об этих противоречивых на первый взгляд вещах размышляет митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы
28 Ноя 2018

«Назад и вверх»: возрождая лучшие традиции русской школы


Чем вредна «лабадрага» и почему современным детям не в радость учеба? О Русской классической школе и опыте семейного образования рассказывают священник Сретенского храма в Заостровье иерей Димитрий Костюченко и его супруга матушка Ирина.

Не стать врагом самому себе
27 Ноя 2018

Не стать врагом самому себе


В жизни любого человека наступают моменты, когда он говорит себе: «Зачем я это сделал?», или: «Как я мог такое подумать?», или: «Да что же со мной происходит?»