Один из самых загадочных святых

Дата публикации:30.07.2012

…И тогда, чтобы не допустить представителей местной власти, они устроили постоянное дежурство у дверей храма. В ответ последовали экстренные меры: отправка отряда милиции из 55 человек, введение осадного положения – но это не сломило сопротивление. Стрелять же в безоружный народ не решились и на какое-то время отступили… 

Так в 1919 году жители поселка Бестужевский охраняли святыню: мощи своего небесного покровителя – праведного Прокопия Устьянского.

Прокопий – один из самых загадочных святых: мы ничего не знаем ни о месте его рождения, ни о его жизни, ни о его смерти, ни о том, где он был похоронен. Не знаем мы и точного года обретения мощей: анализ сказаний и церковной летописи позволяет предположить, что не ранее 1641, именно тогда произошло первое исцеление от святыни. Точно мы знаем лишь одно: Прокопий Устьянский прожил жизнь по воле Божией… Но начнем рассказ об «обретении» святого по порядку.

В XVII веке неподалеку от Введенского храма, что некогда стоял в деревне Бестужево Устьянского района Архангельской области, на льдине нашли ветхий гроб, сплетенный из ивовых прутьев. «Такого рода погребение никогда не было в употреблении в нашем доныне изобилующем лесами крае», – утверждал в «Исторических сказаниях» отец Иоанн Верюжский (В работе отца Иоанна Верюжского «Исторические сказания» мы находим первые сведения о святом. Священник был из причта Введенской церкви, в приделе которой почивали мощи Прокопия Устьянского). В том гробу лежало тело. «Никому в волости покойный не был известен, а его чудное явление нетленным, исходящее от мощей благоухание и последовавшее вслед за этим исцеления страдающих различными недугами стали склонять окрестное население к мысли о том, что принадлежат они какому-то святому», – писал отец Иоанн. Крестьяне построили над местом явления мощей часовню.

Вскоре устьянскому земледельцу Савелию Онтропову во сне явился человек и велел сделать себе новый гроб. Явившийся назвался Прокопием и сказал, что он тот, чье тело было обнаружено близ церкви. Жители исполнили все по слову святого: тело переложили в новый гроб и перенесли во Введенский храм, а ветхий гроб разобрали по прутьям. Но на этом явления не прекратились, стало известно, что Прокопий относится «по происхождению... к крестьянскому званию, по роду жизни к пастушескому, по возрасту, в котором преставился, к отрокам». На основе этой информации и написано житие.

Первая икона праведного Прокопия Устьянского появилась в 1652 году: угодник Божий сам явился сольвычегодскому купцу Ивану Ермолаеву и «дал дозволение» написать образ, купец заказал икону мастеру Онисиму Карамзину. А в XVIII веке на источнике Белое озеро был обретен нерукотворный образ. Икона лежала в желобе, по которому течет вода, ликом вниз.

Однако официальная канонизация Прокопия Устьянского произошла далеко не сразу. Мощи несколько раз освидетельствовали (Первый раз это произошло в 1696 году, второй – в 1739, в заключение освидетельствования было написано: за прошедшее время «никаких частей не умалилось, и тления одеждам никакого не учинилось», третий – в 1818 году по настоянию крестьянина Федора Кузнецова, получившего исцеление от святыни и дважды после этого посылавшего прошение на имя государя об оглашении мощей), еще до прославления от святыни происходили многочисленные чудеса. (В рукописном сказании было зафиксировано 20 случаев исцеления за период с 1641 по 1750 год, последующие записывались в специальной книге. Всего до 1913 года в ней было записано 44 случая.)

Повсеместное почитание памяти святого было установлено лишь в 1818 году. Епископ Вологодский писал в Священный Синод: «Убеждаясь совестию и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми...». Днем памяти праведного Прокопия Устьянского стало 8/21 июля. Накануне бóльшая часть крестьян из устьянских приходов налагала на себя недельный пост. В день памяти служили утреню с чтением акафиста праведному Прокопию и Литургию, после совершался крестный ход на реку Устья, где служили молебен перед ракой с мощами. Завершался праздник братской трапезой в церковной ограде. Первоначально служба святому Прокопию Устьянскому состояла из церковных служб другим святым, и лишь в 1868 году священник Вениамин Жаворонков составил службу, акафист и молитву праведному.

В 1901 году мощи обрели новую серебряную гробницу… Но приближалось время лихолетья, в 1919-ом жителям удалось «отстоять» святого, но ненадолго. Наступил год 1922, Советское государство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Серебряную раку забрали из храма вместе с другими церковными ценностями – это был первый шаг к утрате святыни. В 1939 году «воинствующие атеисты» подвергли мощи «освидетельствованию» и решили сжечь: первая попытка оказалась безуспешной. Тогда «на помощь» пришел бензин…кто-то из местных жителей стал свидетелем этого варварства и собрал останки после сожжения. Где они хранятся сейчас – неизвестно.

Но сегодня мы все же можем помолиться у частицы мощей святого: некогда ее водрузили в Онежский крест-мощевик, который сейчас находится в Свято-Троицком Соборе города Онеги.

Земной путь святого – всегда урок для нас. Как говорили Святые Отцы, жаждущий славы человеческой лишается славы Божией. О жизни праведного Прокопия Устьянского мы не знаем почти ничего, но история его прославления подтверждает евангельские слова: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5; 14).

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!