Тюремная сага отца Даниила

Дата публикации:18.09.2012

В конце 2011 года митрополит Даниил назначил настоятеля храма великомученицы Варвары иеромонаха Даниила (Плотникова) руководителем Епархиального отдела по тюремному служению. Был в этом назначении какой-то внешний диссонанс:восприятие мира с радостью, доброта и интеллигентность священника мало вязались с мрачностью тюремных образов.В интервью отец Даниил признался, что тогда «находился абсолютно не в теме»,хотя служил по собственной инициативе на этой ниве уже более 10лет.

- Отец Даниил, назначение стало логичным развитием темы, которую вы вели.Где же вы обретали опыт духовного общения с заключенными?

- В начале 2000-х годов ко мне обратился отец Алексей Денисов с просьбой помочь школе при Архангельской воспитательной колонии (АВК).Там недоставало учителей по многим предметам, и я взялся преподавать информатику и историю. Эти дисциплины мне хорошо знакомы: в мирской жизни был опыт работы программистом, а по истории основательные знания дал Православный Свято-Тихоновский богословский институт. К тому же в этом начинании меня духовно поддержал игумен Феодосий (Нестеров), который тогда возглавлял отдел по тюремному служению.

- Вы работали на бесплатной основе?

- Первые два года –да,относился к этому как к жертве и отказывался от вознаграждения за свой труд. Зарплату стал брать, когда один светский человек, зная мою ситуацию, сказал словами из Евангелия: «Батюшка, трудящийся достоин своей награды».

- В чем заключается специфика работы в АВК?

- Возраст молодых людей, которые отбывают наказание, от 14 до 21 года. Хулиганчики, второходы. Сжато, компактно проходит жизнь у ребят, многие торопятся жить.

- О. Даниил,вы уже не преподаете в школе, но часто общаетесь с ребятами в колонии. Может быть,имеет смысл вести занятияна православные темы?

- Это сложно, поскольку происходит большая ротация контингента. В течение полугода 60 процентов колонии обновляется. Сейчас я провожу динамичные встречи. Причем результат есть: если раньше чуть больше 10 человек собиралось, теперь - вся колония. Даже личности, которые явно позиционируют себя в положении отрицания веры. Знают, что приехал свой человек.

- Как вы считаете, пребывание в колонии для воспитанников – зло или благо?

- В медицине есть понятие «естественная вакцинация». Например, дите растет в деревне, никаких прививок ему не делают, а у него очень крепкое здоровье, сильная иммунная система. Почему? Потому что организм сам естественно сопротивляется инфекциям. Без таблеток и всякой химии происходит «естественная вакцинация». У ребятв колонии тот же принцип.Да, выпили, вскрыли ларек, мало показалось – подожгли, – словом, экстрим. Но без него «иммунитет» мог бы и не выработаться.

В психологии существует «теория ямы», что по большому счету можно считать редуцированной теорией святых отцов. Один православный священниксказал, что Господь как бы сопровождает людей в грехах. Мы грешим, а Он нас хранит, бережет. На самом деле надо брать дубину и колотить по спине как следует за то, что творимбеззаконие на глазах у Бога, но вместо этого Господь буквально несет нас на руках. Для чего? Тут действует та самая «теория ямы»: пока человек не ударится о дно, назад он выбираться не станет, понимая, чтовнизу еще есть место. Причем мои юные собеседники самостоятельно приходят к таким мыслям.Вспоминаяпрошлое, ребята испытывают ужас от своих же действий. Иными словами, ударились о дно и поняли: дальше – предел.

- А если человек так и не понял этого, разве мало подобных примеров?

- Жизнь идет не только на воле. Она есть и в пределах камеры. Ко всему можно привыкнуть и адаптироваться. В границах «запретки»целое государство, своя республика. Там так же спасаются. Ну нельзя этого человека отпускать на волю. Запрещено! Он должен сидеть.

Знаете, после разговора с некоторыми заключенными в исправительных колониях, пришлось констатировать: «Ребята, а вас троих я бы подержал здесь подольше».«Как так, батюшка? Вы же священник!» – возмутились они. «А что, если священник, то всемсразу отпускные должен выдавать?– ответил я. - Мне бы не хотелось с вами встречаться на улице. Это хамство? Нет, моя позиция, инстинкт самосохранения. Если здесь, за колючкой, вы на меня руками машете, что будет на воле? Поэтому лучше вам посидеть здесь». Да, приходится иногда расстраивать людей, но для их же пользы.

- Много ли верующих ребят в АВК?

- На самом деле верят все. Сердца у них еще детские, хотя глаза видели такое, что взрослому стало бы не по себе. Просто вераэтих ребяттрансформируется в разные объекты. У кого объект поклонения мама, сестра или брат, у кого – Господь, а у кого-то даже УДО – условно досрочное освобождение. Воти молится человек богу УДО, чтобы быстрее выйти на волю.

Как правило, прибывающие в колонию даже близко не знают, что такое духовность и церковность. Для них Церковь - это инопланетная структура на Земле, а священники сплошь инопланетяне у которых нет кишечника и нервной системы.

- С чего же тогда начинается ваше общение?

-Для начала я шокирую своих собеседников. Оказывается, священники и на байках ездят, и музыку пишут, и на рыбалку ходят, еще в придачу мобильными телефонами умеют пользоваться. На самом-то деле контингент колонии и есть «инопланетяне». Мама пьет, отчим - бывший «сиделец», и что видел ребенок?

В АВК за 11 лет не было ни одного причастника. Раньше я переживал из-за этого, потом понял, что на все нужно время. Опыт - лучший учитель. Ребята начинают воцерковляться, когда выходят на свободу или попадают во взрослые колонии. В ИК люди сидят «конкретно», там есть храмы и православные общины. Ну, а в воспитательную колонию молодежь приходит с чемоданным настроением: мы тут временно, поэтому особо заботиться о душе не нужно.

- Иными словами, вы лишь подготавливаете почву?

- Скажем так,я батюшкам послушание раздаю, приучаяребят к мыслям о Боге. Если воспитанники во взрослые колонии переходят, попадают под опеку отцов Николая Ласточкина, Глеба Должикова, Леонтия (Эйзенмана), Сергия Рихтера. Мне же мальчишки пишут и звонят, рассказывают, как постепенно приходят в Церковь.

Причем они понимают, что другой путь не для них, иначе не прийти к самому главному – к осознанию Бога. Иногда надо сломать кости, чтобы понять, что они у тебя есть.

Понятно, что процент рецидива большой. Многие возвращаются повторно, а некоторые и вовсе становятся закоренелыми поселенцами. Это не значит, что они от Бога «отпали», просто Господь возвращает в то место, где человек еще поживет. Один паренек в АВК поделился мыслью: «Знаете, батюшка, меня не посадили, а оградили». Действительно, он вышел из колонии, а его подельников уже нет в живых. Паренек женился, у него счастливая семья.Значит, Господь сберег, дал переждать, а там, где он обретался до наказания, все «почистил».

- О. Даниил, тюремное служение специфично. Вы чувствуете, что находитесь на своем месте?

- Да. Теперь понимаю, что к этому меня Господь ведет, это мое место. В чем есть талант, тем и надо заниматься. Не стоит стесняться незнания в какой-то области или казаться энциклопедистом.Мозговая клеточка в голове у человека не пытается стать частью почки или мышечной ткани. Эта клеточка занимается мозговой деятельностью, а почечная ткань выполняет свою функцию. Так устроен живой организм.Православная Церковь – такой же организм.

Признаюсь, вначале я тяготился тюремной работой, нередко принуждал себя, а потом понял, что церковное послушание – творчество. Это как написание музыки. Надо просто следовать мелодии: чувствуешь, что в сердце у тебя звучит, значит, следуй ей. У тебя получится.

Беседовала Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.