Архангельская епархия

По благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

О нравственности, толерантности и их взаимосвязи в нашей жизни

Дата публикации:01.10.2012
Сегодня много слов произносится о правовом государстве, о торжестве закона и юстиции. Почему нетрудно догадаться, т.к. все более и более развращающееся общество наши правители пытаются вернуть в рамки нравственности через юридические законы. Именно поэтому наши законодательные органы раздуты до невероятных размеров. Количество законов, которые востребованы обществом, нарастает, и наши законодатели практически не успевают отвечать в своей законотворческой деятельности на запросы жизни. Но спросим себя – когда нужны законы, когда нужна жесткая регламентация в различных формах нашей жизнедеятельности? Ответ прост - только тогда, когда общество БЕЗНРАВСТВЕННО. Не нужно в селении, где нет воровства или наркомании, принимать законы, карающие за данное преступление. Собственно, вывод напрашивается очень простой: чем более безнравственно общество, тем больше регламентирующих законов требуется для его благополучного проживания, тем больше нужно контролирующих органов, следящих за выполнением этого бесчисленного числа законов. Что мы и наблюдаем в современной жизни практически всех государств...



Вступительная лекция на православных курсах для мирян.

Эта лекция появилась совершенно неожиданно. Ничего, по ряду причин, больше писать не собирался. Но недавно пригласили на большое совещание при одном из областных министерств. Речь шла о помощи малообеспеченным и многодетным семьям. Представленная программа была написана большим авторским коллективом и содержала несколько разделов. На обсуждение проекта программы были призваны руководители различных организаций. Разработчики представили тезисный доклад, потом началось ее обсуждение. Во время представления машинально отмечал слово «воспитание», которое упоминалось очень часто. Всего оно было произнесено 12 раз. Когда мне дали слово, то начал с вопроса к авторам программы: «Что вы подразумеваете под словом «воспитание»? Какого ребенка мы будем считать воспитанным? Какие критерии и почему для этого взяты за основу?» В ответ последовало недоуменное молчание президиума и иронические реплики с мест. «О чем вы говорите, батюшка? Вы что не понимаете, что такие вопросы не задают? Так не принято, если что-то по форме изложения не понятно, спрашивайте». Но, как можно добиваться целей, не зная, что должно получиться в результате? Как можно говорить о борьбе с коррупцией, например, когда престижны дорогие иномарки, квартиры и дачи в дорогих спальных районах, отдых в курортных зонах для избранных, учеба в элитных учебных заведениях, не зависимо от интеллектуального дара и все это пропагандируется во всех общественных сферах нашей жизни? Для подобного образа жизни требуется немало денег. А коли их, этих денег, не хватает, а жить богато модно и очень хочется, то приходиться брать взятки, если занимаемая должность брать позволяет. Как у нас народная мудрость гласит: «У воды, да не напиться!»
В этом главная практическая победа ТОЛЕРАНТНОСТИ – здесь ее итоговые метастазы - в провозглашении прикровенного принципа: истины нет! Жить нужно без принципов, без конкретных формулировок, без духовных правил, без национальной идеи. Словом, жить нужно без Бога, ибо в этом случае «все позволено». И чтобы как-то попробовать начать ломать эту толерантную стену без духовности, решил начать свои лекции на православных курсах с определения понятия нравственности. Право, собирать многочисленное совещание на областном уровне и что-то обсуждать, не договорившись о терминах, откровенно безнравственное деяние. И как-то все мы к этому привыкли. Но даже если подобное сегодня норма в нашей жизни, все же попробуем разобраться, почему все так грустно?
Нравственность – что мы понимаем под этим словом? Если попросить кого-либо дать определение данному термину, то, скорей всего, мы услышим различные общие формулировки без четкой конкретики. Что же все-таки современное общество понимает под словом нравственность. Возьмем толковый словарь под редакцией Ожегова, читаем: «Нравственность - правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». Из определения не очень понятно, что же это за правила, а также какие же душевные и духовные качества необходимы для выполнения этих таинственных правил. Обратим внимание на одну явную несуразность: много и часто сегодня говорят о потере нравственности, но практически никогда не конкретизируют, что нужно сделать, чтобы вернуть обществу, людям нравственность. Другими словами ситуация так запутана именно потому, что сами правила, которые определяют нравственное поведение человека нигде, никем и никак не озвучены. А потому мы можем сделать простой вывод: либо руководители общества сами не знают этих правил, либо по каким-то лишь им понятным причинам, они эти правила тщательно скрывают и не желают озвучивать. Чтобы как-то ликвидировать данный пробел, попробуем взглянуть на проблему с духовной точки зрения. Но, прежде, давайте запомним формулировку, которая есть в словаре под редакцией Ожегова, нам она еще понадобится.
Почему так важно раскрыть проблему? Зададимся вопросом: какая человеку разница, как оценивается его поведение по правилам нравственности или нет? Что будет с нами, как изменится наша жизнь, если мы просто не будем изучать и ставить в своей повседневной жизни нравственные правила, как безусловный императив для выполнения? Что может заменить или чем заменяют нравственные правила в нашей современной жизни?
Сегодня много слов произносится о правовом государстве, о торжестве закона и юстиции. Почему нетрудно догадаться, т.к. все более и более развращающееся общество наши правители пытаются вернуть в рамки нравственности через юридические законы. Именно поэтому наши законодательные органы раздуты до невероятных размеров. Количество законов, которые востребованы обществом, нарастает, и наши законодатели практически не успевают отвечать в своей законотворческой деятельности на запросы жизни. Но спросим себя – когда нужны законы, когда нужна жесткая регламентация в различных формах нашей жизнедеятельности? Ответ прост - только тогда, когда общество БЕЗНРАВСТВЕННО. Не нужно в селении, где нет воровства или наркомании, принимать законы, карающие за данное преступление. Собственно, вывод напрашивается очень простой: чем более безнравственно общество, тем больше регламентирующих законов требуется для его благополучного проживания, тем больше нужно контролирующих органов, следящих за выполнением этого бесчисленного числа законов. Что мы и наблюдаем в современной жизни практически всех государств. Можно заметить странный парадокс – никто не пытается в государственной системе вернуть нравственные начала, научить людей нравственному поведению, что повлекло бы за собой огромную экономию государственных и личных средств. Тогда становятся ненужными решетки на окнах, стальные двери, многочисленная охрана, армия чиновников в контролирующих органах, перечислять можно бесконечно.
Однако, на практике мы видим иную, печальную картину, когда огромные средства бросаются на борьбу с проявлением порока, но не сам порок. Тема нравственности стала полузапретной в наших СМИ, поэтому ее обсуждение, даже чисто теоретическое, вызывает яростное отторжение на всех уровнях властных структур. Почему же власть, будучи безнравственной, по плодам своей деятельности, распространяет свой порок на народ? Ответов много, но, наверное, работает философский закон: «подобное познается подобным, подобное порождает подобное». Понятно, что в такой замкнутой среде, когда система нравственных ценностей регулируются только юридическими циркулярами, безнравственность нарастает. Ибо, хотя нравственные и юридические плоскости человеческого бытия пусть и соприкасаются, но никогда вторая первую не перекроет. Невозможно нравственность контролировать только юридическим инструментарием. Более того, безнравственный человек всегда найдет противоречия в многочисленном своде юридических законов, когда закон «А» противоречит закону «Б», что в свою очередь еще сильнее усиливает хаос в системе контроля юридическими методами за нравственностью граждан. Вывод напрашивается сам собой: государство в лице своих лидеров обязано четко и конкретно сформулировать основные нравственные ценности и через просвещение, и обучение своего народа должно воспитывать душевные и духовные качества, необходимые человеку в обществе, для выполнения нравственных правил поведения. Это главная и основополагающая задача, которая стоит перед людьми, пришедшими во власть. Тогда становится понятным, о чем говорил Ожегов в своем словаре. Но в современной ситуации мы видим полную духовную деградацию людей во власти на всех ее уровнях именно в нравственной области и потому, наверное, нравственный человек сегодня просто изгоняется из состава светской власти в считанные недели. Действует простой принцип, зафиксированный народной мудростью «с волками жить по-волчьи выть», иное не предусмотрено. Понятно поэтому, что нравственные люди в систему власти не идут, потому что по-волчьи выть не умеют, а учиться не желают. Но тот порочный и ускоряющийся бег во времени по все углубляющейся спирали нравственного беззакония, который мы наблюдаем в нашей современной жизни, не бесконечен – «Бог поругаем не бывает». И посему признаки наступающего Апокалипсиса, проявляющиеся в полной духовной деградации - мерзости запустения - все ярче проявляются в нашей жизни. Духовный СПИД - неосознание человеком своей безнравственности, когда грех становится нормой жизни, неминуемо подводит к краю нравственной пропасти, из которой выхода нет.
Обратимся к истории. Когда появляется понятие – нравственность? Перенесемся в Райский сад и спросим себя: в чем смысл бытия любого творения по отношению к своему Творцу? И ответ будет довольно прост и понятен – в служении. Тварь, которая отказывается служить своему Творцу, выбрасывается за ненужностью. Зачем нам перегоревшая электрическая лампочка, сломанные утюг или сотовый телефон? Человек призван к жизни для преображения мира по воле Творца. Границы Райского сада должны быть раздвинуты по всей земле, вся земля должна стать раем для живущих людей. Потом предстояло изучение звездного мира, преображение и гармонизация всех планет и галактик Вселенной. Преображая мир в своем служении, человек должен быть познавать Бога и возрастать до Бога. Абсолютно ясно, что все преобразования должны были совершаться в соответствии с волей Божьей. Нравственным началом в райском саду было соблюдение заповедей данных человеку: трудиться (преображать мир), учиться (изучать законы мироздания по которым возможно преображение), послушание – заповедь поста – не вкушать плоды с запретного древа. Другими словами преображение мира должно было проходить только в рамках свободного послушания Творцу, только в соответствии с волей Божьей, Его планами. Особенностью жизни человека в Райском саду было то, что человек общался с Богом непосредственно. Волю Божью Адам и Ева знали, что называется, из первых рук, т.е. от самого Бога. Человек мог видеть Бога, слышать Его, разговаривать с ним. Что лежало в основе послушания человека своему Творцу? Любовь! Любовь за дар жизни, за свою человеческую природу, созданную по образу и подобию Божьему, за красоту окружающего мира, за возможность духовного, интеллектуального и физического роста, за творческий труд, за царское достоинство – управлять и руководить всем и вся на земле. Перечислять можно бесконечно. Нарушение заповеди человеком в Райском саду – это искажение чувства любви в себе, повреждение своей духовной сущности. Нарушая заповедь поста, человек показывает, что любовь его к себе превышает чувство любви к своему Творцу. Человек ставит свое «Я», свои желания, выше заповедей Божьих. В нравственном плане человек своим поступком показывает, что он хочет быть не только хозяином райского сада, но его собственником и дальше будет преображать мир, не оглядываясь на своего Творца, не учитывая Его волю. Искажается, уродуется человеческая природа: человек больше не может видеть и слышать Бога, разговаривать с Ним, узнавать Его волю в непосредственном общении, т.к. своим поступком ставит свое «Я» выше Бога. Начинается история человека, лишенного непосредственного богообщения. Понять теперь, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно поступать в том или ином случае, понять, что делать в той или иной ситуации в соответствии с волей Божьей представляет для падшей природы человека огромный нравственный труд. Для современного человека слова «падшая или духовно-больная человеческая природа», как правило, ни о чем не говорят. Не хочет, не желает человек в ХХI веке говорить о своем духовном нездоровье. Для него это все неприятно, болезненно и бесполезно по причине нежелания априори признавать свое духовное уродство. Но из этого не следует, что человек здоров. Духовный СПИД теплохладности, о котором мы предупреждены в Апокалипсисе, очень ярко проявляется именно в отношении человека к своему духовному состоянию. Организм человека больного СПИДом не реагирует на плотские болезни, позволяя им распространяться на все новые и новые участки человеческого организма: насморк, бронхит, воспаление легких, летальный исход. СПИД теплохладности не дает человеку понимать свою греховность, вплоть до полного духовного обледенения и последующей смерти души. Хотя, если рассмотреть антропологию человека до и после грехопадения, то все предельно ясно. Человек существо иерархичное, даже в плотских органах жизнеобеспечения мы наблюдаем разные по приоритету системы человеческих органов. Не сопоставимы по важности ногти и глаза, в тоже время система дыхания важней системы зрения и.т.п. Если посмотреть на иерархию природы всего человека в целом, то она выглядела в Райском саду так: дух – душа – тело. Обратим внимание на то, что тело занимает низшую ступень в этой иерархии. Хотя именно действия тела дают возможность человеку совершенствовать свое духовное состояние. Как верно и то, что действия тела могут изуродовать духовное состояние человека. Конечно, тело является орудием души, выполняет ее команды, и, прежде всего, духовное поражение приводит первых людей к нарушению заповеди поста в Райском саду. Последствием этих действий становится наступающее духовное уродство образа и подобия Божьего в человеке. Тело – душа – дух такая иерархия воцаряется в первых людях после грехопадения и наследуется всеми последующими поколениями. Тело, плоть становятся главными в нашей антропологии. Болезнь тела (высокая температура) не позволит человеку заниматься духовной или интеллектуальной формой деятельности, т.к. состояние плоти стало определяющим в нашей сущности. Плотские наслаждения, плотские вожделения, становясь главными в нашей жизни, порабощают духовную составляющую в человеческой личности. Человек, который не развивает свои духовные силы, не занимается своим духовным здоровьем, в силу своей изуродованной природы становится рабом плоти. Плотская составляющая наслаждения проникает во все области общественной жизни духовно слабого человека и подавляет его: в сфере культуры, искусства, науки, образования начинают превалировать низменные, примитивные идеалы. Экзюпери, по-моему, сказал: «Достаточно послушать народную песню ХV века, чтобы понять, как низко мы пали». И в таком духовно изуродованном состоянии человек, ТВОРЕНИЕ Божье, все равно призван жить по воле Божьей. Правда, теперь это делать приходится духовно слепому, духовно глухому, духовно нечуткому человеку. Повторюсь еще раз, основой нравственного поведения человека является простая истина – жить по воле Божьей. В этом заключается смысл человеческой жизни – выполнить волю Божью, выполнить Божественный промысел о своей жизни. Но чтобы понять этот промысел и суметь выполнить его человеку придется преодолевать свою духовную слепоту, глухоту, немощь через духовное возрастание, через духовную учебу, через уменьшение влияния своей плоти, т.к. желания духа и плоти противоположны. Об этом замечательно пишет ап. Павел в послании к Галатам: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять желания плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» [Гал. 5,16-17]. И перед нравственным человеком, желающим жить по воле Божьей, встает задача: как познать волю Божью, каким образом накопить духовные и физические силы, чтобы выполнить эту Божественную волю? И в тоже время, как удержаться от соблазнов и не пойти против воли Божьей? Для нашей, поврежденной грехом природы, данная задача просто не выполнима без помощи Божьей, без благодати Божьей. Необходимо хорошо знать и помнить, слова Христа: «Без Мене не можете творить ничесоже»[Ин, 15:5] и понимать их нужно в прямом смысле, буквально. Вот почему, какой бы изначально высокой духовностью, разумом или силой от рождения не обладал человек, войну у сил зла без благодати, без помощи Божьей он не выиграет никогда. Если же человек не желает знать волю Божью, не делает никаких действий для ее познания, то нравственным такой человек себя считать не может, какими бы благими действиями он не оправдывал свое бытие. Творение, тварь, не знающая и не желающая знать волю Творца, обречена на жизнь по «благим намерениям», которые, как известно, приводят, как конкретного человека, так и все человечество в не очень приятное место. Вопрос – почему люди принявшие Таинство Крещения, в котором давалась клятва Творцу о служение Ему, не желают знать воли Божьей, а служат, как сами считают нужным, остается личной тайной каждого конкретного человека. Если можно публично лгать Богу, то говорить о служении ближнему, народу и прочее пустое сотрясение воздуха. Ибо только через служение Творцу и послушание Его воле можно созидать мир, все остальное ведет к разрушению, ибо априори безнравственно. И когда наши ведущие политические лидеры и правозащитники призывают нас соблюдать и уважать законы, то они должны бы нам предварительно показать, что принятые всеми нашими законодательными инстанциями законы не противоречат объективным духовным законам, по которым Бог сотворил мир. Но вся их и наша беда в том, что никаких, даже самых элементарных духовных законов они знать категорически не желают. Но тогда может наступить (и уже наступает) страшное: человеческие законы сегодня призывают мир к духовному беззаконию. Те соблазны, о приходе которых Спаситель мира предупреждал нас, пришли во все сферы общественной жизни на основании законов принятых человеческим сообществом. Такое впечатление, что все, якобы, верующие и крещенные законодатели Св. Писание в своей жизни так и не открывали. Собственно, мы это уже видели в истории неоднократно. Если, как нас призывают, руководствоваться только юридическими законами, то нужно признать, что сталинские тройки судили по существующим тогда законам, солдаты вермахта, присягавшие немецкой конституции, шли и убивали по закону. И нечего тогда лицемерно осуждать людей, строго выполнявших существующее в то время законодательство. Они все вершили по ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ законам! Совершенно не понятно, почему нынешние лидеры не боятся, что, спустя несколько десятилетий, в их сторону полетят обвинения в преступном отношении к истории, к духовным законам, к своему народу, к стране. И никакие оправдывающие речи, никакие мемуары о своих благих намерениях, не помогут им оправдаться в своем духовном беззаконии, в своем безнравственном житие не по воле Божьей. Право, страшно и за них, и за нас.
В заключение. Мы живем в совершенно странное, а скорее, страшное время: человечество раскрыло многие сложные законы, по которым Бог сотворил мир: духовные, интеллектуальные, материальные. И, тем не менее, используя свой развитый интеллект, создавая прекрасные технические устройства, мировое сообщество подошло к краю (а, может, уже вступило за край) духовной пропасти, всячески попирая духовные законы открытые нам в Св. Писании. Наши великие святые показали нам своим примером, как нужно практически претворять Евангельские заповеди в своей жизни, как нужно жить по духовным законам.
В духовном же беззаконии, в безнравственном пространстве человек, сущность не только материальная, но и духовная, счастлив никогда быть не сможет. Благоденствует тело, и задыхается душа, но все это в едином человеческом организме. Какое здесь может быть счастье? Хотя, наверное, оно возможно при сытом, здоровом теле и окаменевшей, бесчувственной, умирающей душе, но это НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ счастье. А почему человечество с высокоразвитым интеллектом не желает изучать духовные законы и жить по ним, остается неразрешимой загадкой. И хотя наступление таких безнравственных времен описано в Св. Писании со всеми подробностями и все из предсказанного воплощается в нашей жизни до мелочей, внятного объяснения почему человек не ищет волю Божью, почему не хочет жить по воле Божьей, почему нет основы премудрости – страха Божья, нет. И, похоже, искать ответ на этот вопрос никто и не собирается. Хотя конференции о воспитании, о нравственности, о духовности проводятся регулярно. Но о каком воспитании, духовности и нравственности говорят люди, облеченные высокими званиями и степенями, но, так и не сформулировавшие сами понятия, что такое нравственность, что такое воспитание, что такое духовность, что такое национальная идея и о чем они на своих конференциях говорят, по-прежнему, остается не понятным, похоже, и им самим. Странно, но какие-то фарисейские правила заставляют превращать данный человеку высший дар Божий - разумную жизнь - в лицемерную игру под названием «как будто Бога нет». Уверяю всех вас, дорогие мои, Он все-таки есть! И Он призвал нас в Свой мир, для того, чтобы мы жили, в первую очередь, по духовным законам, по воле Творца, по воле Божьей. Ибо любая другая иная жизнь - безнравственная бессмыслица!
Именно знание и понимание причин пришедшего в мир духовного беззакония под названием ТОЛЕРАНТНОСТЬ должно помочь нам с вами пережить эти непростые годы. Понятно, что до людей, которые это духовное беззаконие насаждают нам не достучаться. Они заняты «нужными и важными» делами. Самое удивительное, что многие из них признают бытие Божие. Но признают, как некую информацию. Главного - веры в Бога – у них нет! «А без веры угодить Богу не возможно» как мы знаем из Евангелия. Спаси Господи за внимание!

 Протоиерей Евгений Соколов

С сайта www.pravoslavie-nord.ru 

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
25 Авг 2023

Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска


Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
17 Авг 2023

Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым


Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
16 Июн 2023

Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки


Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.

Пусть тяжелые новости не угнетают
3 Мар 2023

Пусть тяжелые новости не угнетают


О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.