Праведная сестра

Дата публикации:15.11.2012

Житийная литература редко рассказывает о родственниках святых. Максимум информации - имена родителей, которые обычно благочестивы и добродетельны, а о братьях, сестрах и прочих сродниках история чаще всего умалчивает. Так, например, мало кто знает, что у родителей праведного Артемия Веркольского Косьмы и Аполлинарии был как минимум еще один ребенок - дочь Параскева.

О земной жизни девочки известно лишь то, что жила она в начале второй половины XVI века, что так же, как и праведный брат, умерла в отрочестве, что была похоронена в селе Пиринемь (или Пиримень) за девяносто верст от Пинеги, в часовне великомученика Георгия Победоносца. Информации не много, но представить жизнь юной крестьянки из северной деревни можно без труда. Лишь возникает вопрос: почему ее похоронили не на кладбище, а в часовне?

Последующие сведения относятся уже к 1610 году: пиринемские крестьяне решили заменить крышу ветхой Георгиевской часовни. А так как последние три года они замечали, что зимой стены куржавели (покрывались инеем), то заодно решили перебрать пол. Подняв доски, крестьяне обнаружили «под мостом гроб верху земли и на гробе камень, и они камень подняли и сняли с гроба, и под камнем глава, а мощи землею покрыло». Однако когда пиринемцы решили разглядеть получше, кто лежит в найденном гробу, их любопытство было остановлено: свеча, при свете которой они пытались рассмотреть мощи, сама собой погасла, словно от ветра. Но как только свечу отнесли от гроба, она снова ярко загорелась. То, что это мощи святого, стало понятно, когда один из пиринемцев исцелился, помолившись Господу и прикоснувшись ко гробу. Однако кем был неизвестный подвижник и как его звали, Господь явил не сразу. Примерно через год отцу Феофилакту, священнику из соседнего села Чаколы, и крестьянину Евфимию Федорову было открыто, что обнаруженные в Георгиевской часовне мощи принадлежат «отроковице Парасковии, девическа лика, крестьянска рода». С тех пор неизвестная святая стала именоваться праведной Параскевой Пиринемской.

Чудеса от ее мощей тем временем продолжали совершаться. В «Книжице об обретении сих мощей и чудесах от оных с 1610 до 1710 года», описано следующее событие: «После Афанасьева дня и Кирилла Александрийских, в первое воскресенье Евфимий Федоров видел сон: в Пиринемы у великомученика Георгия у часовни в паперти кабы землю руками поворошили, и в земле гроб, и в гробе восстал яко человек. И Евфимий от страха аки бежали покушашеся и явлеся воззва: не бегай аз нарицаюся Парасковия, девическа лика, и Евфимий пред нею пад, прося прощения. И она ему рече: в чем тя прошати? Ты весь цел; собери скорбных и недужных, и кто скорбен Божия милость будет». Евфимий готов был исполнить это, однако жена начала отговаривать его, боясь, что люди не поверят и осмеют мужа. Односельчане поначалу действительно приняли рассказ за выдумку. Однако после того как внезапно ослепла жена Евфимия, насмешки прекратились. Спустя некоторое время праведная Параскева вновь явилась Евфимию во сне и повторила свое приказание, прибавив при этом, чтобы больные молились Богу, Пресвятой Богородице и «новой чудотворице Параскеве». Вместе с отцом Феофилактом Евфимий собрал больных, в числе которых была и его жена, и отправился в Пиринемь. После того как у гроба праведной Параскевы отслужили молебен, все больные, их было тридцать человек, выздоровели.

В 1612 году мощи праведной Параскевы Пиринемской освидетельствовали игумен Красногорского монастыря Макарий (впоследствии преподобный Макарий Красногорский) и отец Феофилакт. Они «по посте и молебном пении со тщанием обрели… главу новоявленныя Параскевы и иные прочие составы все не по плоти, но единыя кости ея и велели сотворить новый гроб. Игумен и священник главу мощей и иные протчие составы все выбрали из земли и с ветхим гробом переложили в новый гроб и перенесли на паперть в часовню». Даже во время сильных морозов рака не покрывалась инеем и от нее исходило тепло. Продолжались и исцеления больных. К началу XVIII века было записано восемнадцать таких случаев.

Приходской священник Алексей Козьмин и приказчик Алексей Яковлев составили описание обретения мощей праведной Параскевы, а также чудес от ее мощей. Работу это представили архиепископу Холмогорскому и Важескому Рафаилу (Краснопольскому); владыка, в свою очередь, издал указ - произвести повторное освидетельствование мощей святой. Было это в 1711 году. При освидетельствовании мощи оказались «темны, а глава и все тела ее кости сухи, а в составе все целы, покрыты холстиною тонкою белою, и на той изображен Животворящий Крест Господень».

В XVIII веке рака с мощами праведной Параскевы обрела новое пристанище: на месте окончательно обветшавшей Георгиевской часовни поставили храм Двенадцати апостолов - он и стал «последним земным пристанищем» святой отроковицы.

Жители Пиринеми ежегодно праздновали память праведной Параскевы: в день обретения мощей, 30 июня, перед ракой служились панихиды. Ее почитали местно – по всей Архангельской губернии. Текст церковной службы в честь святой составлен не был, однако в XVIII веке существовали иконы святой праведной Параскевы, в наши дни подобная икона есть на Пинежье, в Артемиево-Веркольском мужском монастыре.

Что стало с мощами святой в годы революции и советчины неизвестно: храм Двенадцати апостолов, как и многие другие церкви в Союзе, закрыли 30-ых, а в 1985 церковь сгорела. Святая заступница Севера сокрылась от неверующих земляков. Кто знает, что дальше будет с памятью праведной Параскевы...

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.