Епископ Иаков: Духовное возрождение Русской Арктики есть веление Божие
Епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова еще до назначения в Ненецкий округ «крайности» словно притягивали: либо самый восточный российский рубеж, Сахалин с Курилами, либо край земли, Арктика. В своих фильмах, фотоальбомах и книгах он с благоговением раскрывал то, что наблюдал в экспедициях, - красоту человеческих душ, Церкви, Божьего мира. Командировки в Заполярье, а потом и служение на самой северной православной кафедре утвердили владыку Иакова в мысли о духовной мощи первопроходцев этих земель и о стремлении наших современников возвратиться к истокам святой веры. Свое видение духовного возрождения Севера России епископ Иаков представил Святейшему Патриарху Кириллу. Предстоятель Церкви благословил проект, дав ему название «Русская Арктика». О замысле и начальных этапах проекта владыка рассказал «Вестнику Архангельской митрополии».
Возвращение к Богу
События, участником и совершителем которых мне довелось быть, являются свидетельством возрождения Православия в северных землях, несмотря на смутное время и попытки некоторых людей скомпрометировать Церковь и ее служителей.
В прошлом году я участвовал в крестном ходе с иконой святителя Николая Чудотворца и ковчегом с частицей мощей святого по арктическим границам, морям русской Арктики и Дальнего Востока. Мне также пришлось отправиться в дальнее странствование, чтобы взойти на вулкан Богдан Хмельницкий, который высится над Курильском, воздвигнуть там крест, освятить молитвой и благословением Божиим Курильские острова. Курилы, которые были открыты русскими первопроходцами и ознаменованы поморскими крестами. Искусные в плаваниях в северных морях поморы шли на восток через Сибирь, Камчатку, открывая новые земли не для того, чтобы обрести тленное богатство - пушнину, злато, серебро, которых искали французы и голландцы, а для того, чтобы эти земли, по слову Христа, стали святыми. Воистину они и стали таковыми - неотъемлемой частью Святой Руси. Каким вдохновляющим был подвиг русских первопроходцев и как сильна была их вера! Нам есть на кого равняться. Процесс возрождения и возвращения к живоносным источникам Православия непреодолим, потому что это возвращение к Богу. Истина оказывается сильнее всего.
Связи духовности и веры
Освящение храма в честь св.Николая Чудотворца на земле Франца Иосифа по сути стало начальным этапом большого проекта - святого дела, на которое мы призваны в северные и заполярные земли. И в самой северной епархии Русской Православной Церкви, и в самой дальней, Сахалинской, святитель Николай - покровитель, заступник и молитвенник. Неслучайно доселе живет в православном народе присловие: «От Архангельска до Колы 33 Николы». Множество церквей и часовен севера посвящены именно этому святому, и первый храм на Курилах был воздвигнут русскими первопроходцами в честь святителя Николая. Так что здесь связи очевидны и неразрушимы, ибо это связи молитвы, духовности и веры.
Сейчас государственные люди озаботилось очисткой Арктической земли, омываемой Ледовитым океаном, названным нашими предшественниками святым морем за безмолвие, сияющие снега и строгую красоту. Церковь занимается тем же очищением, только прилагая усилие к самому главному - человеческим душам.
Мы должны заботиться о своей земле, обретающей храмы, чтобы была возможность молиться, ощущать благодать. Нам предстоит соблюдать и возделывать землю, которую дал Господь и которую своими трудами, молитвами, подвигом стяжали для нас предшественники.
Благословение преподобного Сергия
В июле, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Нарьян-Марской епархии прошел крестный ход в Пустозерск. Сергий Радонежский - единственный в великом сонме русских святых наименован Игуменом всея Руси, то есть ее хозяином, покровителем. Здесь не просто совпадение. Преподобный стоял у истоков грандиозного замысла создания духовного фундамента того явления, которое мы видим в российской истории, - продвижения Руси на север и северо-восток. Именно святой Сергий Радонежский благословил создание Северной Фиваиды, множества монастырей и скитов, основанных его учениками и заложивших фундамент духовности, которая обеспечила благоуспешность дальнейшего устроения северной Русской земли.
Когда крестный ход переправлялся по реке Печоре, была редкая тишина вод. «Благорастворение воздухов», безмолвие, сияние солнца - я видел, как все это остается глубоким воздействующим началом, искрой веры, которая прозябает в сердцах людей, может быть, дотолене очень задумывающихся о смысле жизни. Слова, произносимые в день памяти всех русских святых, «Русь Святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение!» - знамя истории самой северной епархии, округа и города Нарьян-Мара, который с полным правом может именоваться преемником великой исторической миссии Пустозерска и быть столицей Русской Арктики. Это и есть свидетельство наших времен, духовного возрождения, которое совершается и будет совершаться, несмотря на преграды, потому что это есть веление Божие.
Парадигма государственного устроения
Не стоит преувеличивать ситуацию с Пустозерском, как местом, почитаемым старообрядцами, поскольку здесь был сожжен протопоп Аввакум и его соратники. Точка зрения людей, которые ассоциируют город со старообрядчеством, ошибочна. Эта ситуация обусловлена прежде всего псевдотрадицией и не особенным знанием русской истории. Упомяну пример, который позволит расставить точки над i.
Пустозерск был создан по воле самодержца Ивана III, благословением Церкви в 1499 году. Тогда шел важный процесс присоединения северных земель к великой московской Руси, становившейся средоточием бытия христианского православного мира. Византия пала, Московское государство возвышалось, и продвижение на Север было одним из стратегических приоритетов власти Руси XV столетия. Пустозерск стал первым городом русского Заполярья, его столицей. Факт того, что в нем воздвигли четыре храма и подворье монастыря, свидетельствовал о напряженной духовной жизни, которой жил русский человек.
Наименования праздников или имена святых, в честь которых были освящены церкви, очень значимы. Они являют собой парадигму государственной политики, которую Михаил Васильевич Ломоносов позже определил, как «приращение России Севером и Сибирью». Соборный Преображенский храм символизировал духовное преображение и освящение Севера светом Православия. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Все главные храмы Московской Руси были посвящены Божией Матери, и Введенский означал приращение северными землями православного государства. Храм в честь Георгия Победоносца. Образ этого святого покровителя Православия над вратами Спасской башни, главного входа в святыню нашего Отечества, символизировал неотъемлемую принадлежность Московскому государству. Никольский храм был посвящен святому, особо почитавшемуся русскими первопроходцами, поморами, мореплавателями Севера. Единство государства, духовных устремлений знаменовалось храмами, которые были созиждены в Пустозерске.
Превратное понятие о Пустозерске как о вотчине раскола - не что иное, как историческое заблуждение. Достаточно сказать о славной Соловецкой обители. Был период, когда Соловки затворились и не хотели признавать власть московского государя и противились власти церковной. Но мы же никогда не провозглашали монастырь оплотом бунтовщиков. Государственные преступники содержались и в Соловецком, и в Кирилло-Белозерском, и в Суздальском монастырях. Ни один из них не славен тем, что там находились люди, совершившие преступления против государства либо против Церкви. Они славны другим: святостью тех, кто созидал Святую Русь, хранил и приумножал таланты веры, благочестия, кто сохранил доныне величайшее богатство православной культуры и духовности. Таковым был Пустозерск.
Путь промысла Божьего
В сложной истории города, претерпевшего запустение, поскольку Печора изменила русло, определенным образом виновны люди, которые вопреки стратегии русской государственности пресекли вектор развития северных территории.
Я имею в виду прежде всего Иоанна Грозного, открывшего беспошлинные пути для иностранцев и перечеркнувшего дело, начатое в XV веке его предшественниками. Запустение Пустозерска сокровенным образом явилось свидетельством того, что все в мире имеет свои причины и последствия.
Но история не закончилась на тех событиях. Столицей Русской Арктики стал Нарьян-Мар. Перспективы этого заполярного города, его значимость в стратегии по развитию и сохранению наших позиций в Арктическом регионе, по возобновлению транспортного сообщения по Северному морскому пути, по разработке колоссальных запасов природных богатств, есть путь Промысла Божьего.
Подготовила Людмила Селиванова
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.