«Не ешь постом капусту квашеную…»

Дата публикации:01.12.2012
Священник архангельского Свято-Троицкого храма Павел Бибин о смыслах, дарах и ошибках постных дней

В среду, 28 ноября, наступил Рождественский пост. Для кого-то он - первый. И этот кто-то, наверное, уже купил вдоволь капусты, морковки и крупы, а теперь сидит волнуется: «Выдержу ли?»

Память, растворенная в заботах

- Отец Павел, многие из тех, кто задумываются о вере, пытаются приобщиться к ней через посты. Мол, если я молюсь, хожу в церковь, вроде бы не грешу и не ем животных, значит, становлюсь верующим.

- Христианская жизнь не начинается с поста, вот в чем дело. Пост – это внутренняя, содержательная часть церковной жизни. Поэтому смысл поста для людей нецерковных и неверующих теряется. И православие-то здесь может оказаться ни при чем. Все религии, так или иначе, имеют практику поста.

- Выходит, по-настоящему поститься может лишь воцерковленный человек? Все остальные как бы на диете?

- Но для кого-то этот шаг может быть важным. Господь смотрит на путь человека. В идеальном случае нужно быть уже внутри, в церковной общине, нужно разделять ответственность по отношению к церковной жизни. Это традиция, норма. Все иное просто аскетическая практика, совсем не обязательно христианская. Без этого уточнения наш разговор я счел бы бессмысленным и бесполезным. Я говорю о том, как должно быть. О том, как есть на самом деле, вы и без меня знаете.

- Понятно, конечно, что смысл любого поста не начинается и не завершается отказом от определенного набора продуктов. Все-таки в чем он?

- В библейской традиции смысл многодневных постов связан с важными вопросами подготовки к выходу на служение. Подготовка к крещению, которое в ранней Церкви традиционно было связано с празднованием Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и Пятидесятницы (Троицы), также не обходилась без поста. Эта подготовка и является изначальным смыслом Рождественского и Великого постов. Это время восстановления памяти человека о Боге.

Жизнь хочет эту память каким-то образом стереть, растворить в мирских делах и заботах. И если человек держит пост, значит, он стремится к тому, чтобы лишние, не имеющие принципиального значения вещи уходили на второй план. Это, если хотите, восстановление иерархии ценностей.

- Которые определены заповедями?

- Если мы говорим о христианском посте, то эти ценности всегда выстраиваются в соответствии с Евангелием. И чтобы восстановить эту иерархию, человеку нужно внимательно взглянуть на свою жизнь. Понять, что в ней запуталось, перемешалось, что нужно поправить… Это время примирения человека с Богом и с человеком.

«Таких людей нам посылает Господь»

- Отец Павел, в поисковой интернет-системе набрала слово «пост». Результат превзошел… Рейтинг ссылок по этим четырем буквам: постановление правительства РФ, посткроссинг, постмодернизм, постиндустриальное общество. Есть в обществе запрос на то, о чем вы говорите?

- Не многие задумываются об этом всерьез, поскольку это очень трудно и люди это интуитивно понимают. Предназначение поста заключается в исправлении отношений не только с Богом, но и с людьми. Не только близкими, но и ближними. Это различные понятия. Близкие – наши родственники, родные по плоти, и первый близкий для нас – я сам. Не случайно слово «семья» в русском языке звучит как «семь я». Поэтому помогать своим близким - это значит помогать самому себе. Это нужно делать постоянно, хотя ничего исключительно христианского в этом нет. А в помощи ближнему – да.

- Кто тогда этот ближний?

- Ближний тот, кто родственен тебе не по плоти, а по духу. Ближним может быть любой, даже самый неожиданный человек. Христос говорит о любви к ближнему, он говорит даже о любви к врагам. Твой враг может стать тебе ближним. Но без живой веры во Христа это невозможно. Без этого христианство теряет свою силу, соль…

- Думаю, сейчас уместно вспомнить святого Тихона Задонского: «Любовь от дел, а не от слов познается». Итак, а что же делать?

- Христианский пост связан с жертвой. Можно жертвовать на Божье дело. Как бы пафосно это ни звучало, преодолевать заложенное в человеческой природе накопительство и потребительство. Во время поста мы принимаем более скромную пищу. Ибо постная пища – это скромная и, соответственно, более дешевая пища. Но высвободившиеся средства тратить на себя и на близких не принято. Это как переложить из одного кармана в другой.

- К примеру, помощь сиротам, больным, немощным – это оно?

- Конечно. Но тут хотелось бы поделиться древней мудростью: прежде чем твой пятак окажется в руке страждущего, он должен в твоей руке запотеть. Не торопитесь, смотрите, думайте. Не каждому просящему нужно давать. На плохое - не нужно. Велик риск оказаться соучастником большого несчастья. Слушайте внутренний голос, не бойтесь спросить, а что, собственно, случилось. Ведь если мы оказываем помощь впустую, это не будет иметь духовного плода.

- Но ведь всегда есть шанс ошибиться…

- Знаете, чем евангельский нищий отличается от того, кто на этом просто зарабатывает? Слово «нищий» здесь я употребляю в смысле «нуждающийся». Первый - это всегда человек по-настоящему благодарный, даже за копейку благодарный. У него глаза светятся, когда он эту копейку принимает. Это видно. Таких людей нам посылает Господь.

- Говорят, все в мире относительно. Для кого-то большая беда не опохмелиться.

- Нет, на выпивку давать нельзя.

- Получается, что вопрос пожертвования не столь однозначный, каким мы его видим?

- На самом деле он очень глубокий и точно не простой. Частенько люди бросают на ходу, не глядя, в чью-то шапку свои рубли и бегут прочь. Такую милость Господь может не принять. Кто сказал, что все жертвы принимаются? А ведь любой человек, так или иначе, жертвует: временем, силами, средствами, здоровьем… Важно, на что и ради чего это. И если человек, жертвуя, попадает в «десятку», от этого в мире умножается любовь.

- Отец Павел, мы сейчас говорим о посте. Но ведь нелепым и даже диким будет выглядеть «помощь ближнему» в период с 28 ноября по 7 января, а потом хоть трава не расти…

- Конечно же, это и нелепо, и дико, и неправильно. Делами милосердия нужно заниматься постоянно. А время поста - это как раз то время, когда возможно начать выстраивать новые отношения с людьми. И с Богом, само собой.

Свято место пусто? 

- Вот батюшки говорят, что пост должен оборачиваться радостью. А если нет этого ощущения?

- Смотря с чего начать. Если с вещей внешних… Это может очень плохо закончиться. Пост часто путают с диетой, с некими обязательными днями очистки организма от шлаков и пр. Да, очиститься, наверное, можно. Но мы же знаем, что свято место пусто не бывает. Если очищенное пространство не наполнить ничем Божьим, стоит ли удивляется, что через какое-то время оно заполнится чем-то иным, с другим знаком.

- И все же гастрономический момент игнорировать, наверное, нельзя. Говорят, мера поста у каждого своя. Как ее определить и кто в этом должен помочь?

- Если есть какие-то отношения со священником, нужно советоваться с ним, брать у него благословение.

- К врачу можно обратиться за советом по поводу питания в пост?

- Думаю, все же лучше прийти к священнику. Человек ведь знает о своем состоянии здоровья и рекомендациях докторов.

- Столкнулась с тем, что разные информационные ресурсы предлагают не совсем одинаковые «постные» программы – когда и что можно или нельзя…

- Действительно, информация может разниться. Сейчас любой крепкий монастырь может издавать православный календарь. И этот монастырь вправе брать на себя более суровые обязательства. В Интернете тоже все довольно схематично. Если сомневаетесь - поговорите со священником.

- Боюсь, батюшек на всех не хватит…

- Батюшек хватит, на то они и поставлены. Нельзя же допустить, чтобы духовником вашим какой-нибудь сайт сделался. Личное общение важно, ведь вопросы могут возникнуть самые неожиданные. К примеру, один мой знакомый, вегетарианец, долго не мог понять, как ему поститься. Проблема! Вся его жизнь – сплошной пост. Пришел он к своему духовнику за советом, тот спрашивает: «А ты что более всего из пищи любишь?» - «Квашеную капусту!» – «Не ешь тогда постом квашеную капусту…»

Гаджеты? Да ради Бога!

- Как вы считаете, отец Павел, не являются ли советы воздерживаться во время поста от общения по мобильному телефону или в Интернете неким сдерживающим фактором? Особенно для молодых.

- Речь о том, чтобы на это время избавиться от пустых развлечений. Не злоупотреблять, не тратить время впустую днями и ночами. Мы ведь живем в XXI веке, поэтому совсем без гаджетов не обойтись. Иначе пришлось бы отказаться от мобильных телефонов, интернет-ресурсов, в том числе православных. Вряд ли это нужно. Вопрос не в форме, а в содержании. 

- Пост – это некий контроль. А собственно, кто в большей степени контролирует? Ты себя? Духовник тебя? Или, может быть, Сам Он тебя?

- Совесть есть у человека. А она и есть голос Божий. Обмануть можно кого-нибудь, но себя обмануть не получится.

Наталья КОЛОГРЕЕВА

Информационный портал "Северная неделя"

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.