Каждый находит то, что умеет искать...

Дата публикации:22.02.2013

Зачем люди приезжают в Санкт-Петербург? Кто по делам, кто ради «красот» Северной Пальмиры: музеев, дворцов, парков, а кто - ради сакрального. От перемены мест внутреннее устройство человека не меняется, вот и получается, что локальная точка вроде бы одна, а каждый находит в ней то, что подсознательно ищет. В итоге для одних Северная столица - город-спрут, для других - город эстетства, для третьих - город-святыня.

...станция метро «Невский проспект»

Напротив выхода из метро на канал Грибоедова распластал колоннаду собор во имя иконы Божией Матери «Казанская». Казанский зачастую воспринимается исключительно как памятник архитектуры XIX века, выполненный в стиле ампир. Да, там можно поставить свечку, помянуть близких за здравие или за упокой, и... порой услышишь вопрос: «А сколько стоит вход в этот храм?». Не выветривается музейное прошлое из стен кафедрального собора: в 1932 году в Казанском открылся Музей истории религии и атеизма, вновь освятили храм лишь в 1998 году. Музей же переехал в другое здание лишь в 2001-м.

Все же, зайдя в храм в любое время, вы увидите очередь. Нет, не в свечную лавку, и люди стоят абсолютно разные: от женщин в темной юбке до пят и платочке, замотанном по брови, до тех, кто «в тренде». Все они идут к Матери Божией, к чудотворной иконе «Казанская». Почему именно к этому образу? Очевидно, не только из-за того, что он представляет искусствоведческую ценность: икона конца XVI века появилась в Санкт-Петербурге в 1710-х годах, ее привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна, родственница Петра I. Объяснить, почему именно сюда приходишь, нельзя. Нет таких слов в богатом русском языке, чтоб выразить чувство, которое возникает от взгляда Божией Матери с иконы. Молиться начинаешь по-особенному: просто и так искренне, как умеют, пожалуй, только маленькие дети. Ты ничего не видишь вокруг: есть только Матерь Божия и твоя душа, которая очень хочет, чтобы ее услышали и утешили, залечили все раны...

Если о Казанской иконе знают многие, то о том, что в соборе хранится частица Пояса Пресвятой Богородицы, того самого, на поклонение к которому осенью 2011 года стояли миллионные очереди людей в Москве, Питере, Калининграде и других городах России, знают единицы. Святыня находится в ларце между частицами мощей праведных Богоотец Иоакима и Анны.

...станция метро «Петроградская»

На набережной реки Карповки, недалеко от станции метро «Петроградская», находится Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Для жителей Архангельского края эта обитель особенная: ее основал отец Иоанн Сергиев, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых в 1990 году как праведный Иоанн Кронштадтский.

Обитель на Карповке Всероссийский пастырь видел продолжением своего Сурского детища - подворьем Иоанно-Богословского женского монастыря. При строительстве стало ясно: постройка будет «слишком значительной», чтобы оставаться лишь подворьем. «Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного - многоизвестным». Сказаны эти слова были Всероссийским пастырем при закладке обители.

И хотя монастырь на Карповке стал ставропигиальным, он продолжает и сейчас исполнять завет батюшки Иоанна, помогая Сурской обители. Быть может, именно из-за духовной близости этих монастырей, чувствуешь себя на Карповке, как в родном храме: спокойно и молитвенно.

Главная святыня обители - мощи праведного Иоанна Кронштадтского. Они находятся в усыпальнице, которая открывается каждый день после Божественной литургии и закрывается на время вечернего богослужения. У батюшки Иоанна всегда посетители: будь то выходной или середина рабочей недели, люди идут к святому пастырю, словно ничего не изменилось. Все так же, как и более ста лет назад, верующие просят батюшку о молитвенной помощи.

Когда подходишь к месту упокоения святого, нет страха и священного трепета - ты пришел к близкому и родному человеку. Но в то же время есть чудесное ощущение «присутствия» батюшки. Он словно становится твоим сомолитвенником: ты рассказал ему все свои тревоги или радости, и вы вместе просите или благодарите Господа. Появляется необычайное и, к сожалению, такое редкое ощущение молитвы, когда слова молитвы, написанные давным-давно, становятся твоими словами, и душа начинает истинно общаться с Творцом. Такой молитвы трудно достичь своими силами, и так легко она дается, когда рядом с тобой молится святой Всероссийский пастырь.

Другая святыня обители - чудесным образом обновившаяся икона Покрова Божией Матери. Она находится в верхнем храме 12 апостолов. Образ в 1990-х годах пожертвовал монастырю Свято-Никольский приход на Большеохтинском кладбище (Санкт-Петербург). Вернее, ее выбрала настоятельница игуменья София. Выбор был необычен - лик Божией Матери едва удавалось различить, настолько краски были темны. Вскоре после перенесения в монастырь икона стала обновляться: с Пасхи до Троицы почти все изображение просветлело, став из грязно-серого небесно-голубым.

Со временем на оборотной стороне образа проявилась надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1901 г. Лесна». Как оказалось, икона была из Леснинского монастыря. Кронштадтский пастырь при жизни по-особому относился к этой обители, расположенной на территории современной Польши, духовно опекал ее. Отец Иоанн при строительстве на Карповке наказал сделать «для лесничских монашенок» отдельный корпус. Во время Первой Мировой войны сестер частично перевели в Иоанновскую обитель Петербурга. Так икона стала своего рода благословением святого батюшки Иоанна Кронштадтского возрождающемуся в 1990-е годы монастырю.

...станция метро «Василеостровская»

На самом большом острове в дельте реки Невы, Васильевском, в 1756 году учредили Смоленское кладбище, где в конце XVIII века построили храм во имя иконы Божией Матери «Смоленская». Кроме строителей и рабочих церковь помогала возводить юродивая - блаженная Ксения Петербургская. Тело святой похоронили на этом же кладбище. В житии блаженной говорится, что «много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое». Со временем над могилкой святой Ксении построили часовню, к которой и сегодня приходят верующие «помолиться блаженной Ксеньюшке».

Почитание святой в Петербурге сравнимо, пожалуй, с любовью москвичей к блаженной Матроне Московской. К обеим святым православные обращаются с просьбами, пишут им записочки и верят, что их молитву обязательно услышат.

Смоленское кладбище, самое старинное в Петербурге, традиционно было местом погребения известных людей: академиков, профессоров Петербургского университета, Горного института, воспитанников военно-учебных заведений, актеров, писателей и художников. Над захоронениями стоят памятники, кресты, а над одной из групп дореволюционных надгробий - икона, мозаичный лик Спасителя. В 1940 году, когда часовня святой Ксении и Смоленская церковь были закрыты, это место на кладбище стало единственным, где люди могли помолиться. В советские годы икона начала мироточить, от нее исходило благоухание, следы мира до сих пор видны на мозаике.

Недалеко от мозаичного образа Спасителя находится чтимая петербуржцами могила монахини Марии Гатчинской, причисленной к лику Новомучеников и исповедников Российских Синодом Русской Православной Церкви в июле 2006 года. Мощи святой хранятся в Павловском соборе города Гатчины.

Итак, три точки на карте большого города: Невский, Петроградская сторона и Васильевский остров. У каждого свой Петербург, каждый находит в нем то, что подсознательно ищет...

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.