Страшный Суд – это маяк для души

Дата публикации:11.03.2013

Неделя о Страшном Суде – одна из нескольких, в череде подготовки к вступлению на поприще Великого Поста. Установленные особым образом подготовительные недели помогают верующему постепенно настроиться на вхождение в Великий Пост не «скоропостижно», как иногда бывает, даже, в среде тех, кто считает себя православным, но неспешно проводя его через стяжание особого душевного и телесного настроя воспоминаниями о «Мытаре и фарисее», о «Блудном сыне», о «Страшном Суде»... Пример смиренного мытаря и гордого фарисея (Лк.18;9-14) учит осознавать свои недостатки, грехи, которые мешают жить нам и окружающим нас людям. Через пример «пришедшего в себя блудного сына» (Лк.15; 11-32) получаем от Бога обетования прощения всех наших грехов при условии надлежащего покаяния, и возвращения нам сыновства нашему Творцу. Через воспоминание образов Страшного Суда получаем основание для духовного бодрствования, вращаясь в мирских заботах и, часто, губительной для души суете.

Приходилось слышать выражение недовольства и упреки в адрес Церкови в «нагнетании обстановки», в том, что Церковь «стращает бедных людей», «угрожая им вечными муками». Мне же, в данном случае, приходит на ум несколько примеров о том, что государство «стращает» нас в гораздо большей степени, чем Церковь. Ну, например, уголовное законодательство, со своими статьями «от 3-х лет до пожизненного». Или, например, «запугивания» некоторыми врачами своих пациентов словами о том, что «если вы будете кушать и пить то-то и то-то, то скоро умрете». А если говорить о родителях, которые «пугают» своих детей рассказами о «черных бабайках» или «сереньких волчках», нанося тем самым «непоправимый вред неокрепшей детской психике». Не в большей ли степени те же полиция, медицина, образование во главе с государством запугивают нас несчастных своими ограничениями и предупреждениями, нежели Православная Церковь?

Мы можем много жаловаться на то, то нас «запугивают». Однако, если здраво рассудить, то, например, для поддержания жизнедеятельности организма и для сохранения его здоровья необходимо воздерживаться от определенных продуктов. И даже если «очень хочется» – уметь сказать себе «нет». Также и с уголовным законодательством. Найдется ли кто-то трезвомысленный и рассудительный, который «ради любви и всепрощения» уберет из него статьи за насилие, убийство и разбой? Ну, если только себе во вред... Так и родители, не ради страхов и запугиваний говорят детям о «бабайках», не ради превращения их в безвольных рабов, но ради ограждения непоседливого и непослушного чада от великих бед, которые очевидно могут явиться в его жизни по причине непослушания и дерзости. Но, если рассказы о «бабайках» – всего лишь мифология, то образы Страшного Суда куда более чем реальны.

Церковь, словами Самого Господа Иисуса Христа, устами святых отцов приводит нам в пример образы Страшного Суда по любви к нам. Человек удобоприклонен к греху, и гораздо легче совершает преступление, нежели доброе дело. Вся наша природа – ум, воля, чувство расстроены грехом настолько, что нам жизненно необходимы «ограждения» и «пограничные столбики», чтобы не свалиться в пропасть греха и не забрести на территорию, где можно «подорваться на мине». Картинами Страшного Суда Церковь не запугивает православных христиан и тех, кто только еще желает обрести мир с Богом и общение с Ним. Страшный Суд – это маяк для души, способный выяснить в кромешной тьме те скалы, рифы, препятствия, с которыми человек, переплывая в своей лодке море жизни, может столкнуться и даже погибнуть, так и не достигнув далекого, заветного берега. Мир не жесток, но мир во зле лежит (1Ин. 5;19), и это зло часто воспринимается человеком, даже, как добродетель. Но яд, в какой бы упаковке, и с какой рекламой его ни подавали бы, останется отравой, и чтобы не приобщиться смертельного вещества «раз и навсегда», необходимо уметь различать первые признаки этого яда.

Что же это за «пограничные столбики», «ограждения», ориентиры и маяки, которые подаются нам в образах Страшного Суда, и которыми Церковь старается оградить нас от преступлений против Бога, человека и окружающего мира? Явившись во всей Своей Славе, собрав всех праведников и грешников, Господь обратится к нам с простыми словами: когда Он был голоден, мы накормили Его? Когда Он жаждал, мы напоили Его? Когда Он был раздет, мы Его одели? А когда был болен, мы посетили Его, или когда Он был в тюрьме, мы пришли к Нему? (Мф. 25; 31-46) И вот тут мы своими ответами определим, какого качества будет Страх этого Суда. Будет ли он для нас свидетельством нашей лени, жадности и лукавства, или он обнаружит в нас жертвенность, щедрость, трудолюбие, благодарность, снисходительность… Не будет Бог нас судить за то, что мы неправильно молились, постились, крестились или, даже, каялись. Он будет нас судить не за то, что мы чего-то не могли сделать в силу тех или иных обстоятельств, а за то, что мы сделать могли – но не исполнили.

Разве не так бывает в повседневной жизни? Разве нет вокруг нас тех, кто в нас нуждается? Нищих – полно, малоимущих – более чем достаточно. Больных, убогих, осужденных, заключенных, немощных, недоедающих, полураздетых – в изобилии. И чтобы им помочь достаточно проявить малейшее сострадание, сочувствие, сопереживание на расстоянии «вытянутой руки», как говорят, «в шаговой доступности», чтобы явить в этот мир добро, и чтобы уподобиться в этом добре Начальнику и Виновнику всякого добра – Богу, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5; 45), невзирая на лица.

Не за грехи Бог будет судить нас, так как нет у человека власти устоять в добродетели, и мы непрестанно согрешаем, а за отсутствие покаяния, которое есть изменение своего сознания, своего мировоззрения по образу ума Божьего. Образы Страшного Суда напоминают каждому из нас о нашем призвании быть человеком, взращивая в себе добродетели, которые невозможно воспитать без добрых дел, без трудов милосердия жертвенных, самоотверженных ради ближних – тех, кто в нас нуждается.

Иеромонах Даниил (Плотников), руководитель отдела по тюремному служению Архангельской и Холмогорской епархии

По материалам сайта Русская народная линия

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.