Когда болит душа? Когда врешь...
В школах в начале учебного года введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как известно он разделен на уроки по выбору, в числе которых «Основы православной культуры». Чему же учат на них детей? Об этом я узнала, побывав на нескольких занятиях в разных школах.
Котенка спасти
Архангельская школа №36. Пятый по расписанию урок в понедельник для 4 «сводного» класса - «Основы православной культуры». («Сводный» - потому что сформирован из детей трех 4-х классов, чьи родители выбрали «ОПК».)
Класс занимается в кабинете биологии. С правой стены на нас взыскательно смотрят с портретов ученые Чарльз Дарвин, Карл Линней, Луи Пастер. А в конце кабинета, из-за ребячьих голов, поглядывают чудовищные гипсовые бюсты человекообразных обезьян. Вид у них скептически - насмешливый.
У строгих ученых есть резон быть недовольными, - думаю я, вглядываясь в их благородные лица. Ведь научная картина мира, сформулированная ими, никогда не исчерпывалась материалистической концепцией, как это обычно преподносится в школе. Но об этом как-то неуважительно позабыли.
- Где начало эволюционной цепи, ее первое звено? - спросили как-то у Дарвина. - Первое звено цепи приковано к Престолу Всевышнего, - ответил ученый. Он, будучи человеком верующим, служил церковным старостой в своем приходе, и слабо представлял, что его учение об эволюции используют для опровержения веры в Бога. В вопросах веры с ним единодушен и Карл Линней, такими словами закончивший труд о растениях: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без которого ничто не может существовать». И Луи Пастер с ними заодно, восклицал: «Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем чаще останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».
Но, увы, учебники для старшеклассников по-прежнему обходят молчанием эти интересные факты, как когда-то и в советской школе. И продолжают наши «записные предки», человекообразные обезьяны, высокомерно ухмыляться, глядя на нас. Будут ли когда-нибудь подвинуты с пьедестала эти гипсовые божки материализма?
Этим вопросом я задаюсь, сидя на уроке ОПК. Тем временем, речь на занятии идёт о том, как устроен человек, и что такое душа.
- Если вслушаться в слово «душа», мы понимаем, что оно произошло от слова «дышать», - говорит преподаватель Татьяна Павловна Тропникова. – Задумаемся, а когда у человека болит душа? – На что дети отвечают бойко:
- Когда врешь! Когда обидел кого-нибудь. Когда стыдно…Что-то без спроса взял. Когда клевещем! Когда хвалимся! Когда плохие слова говорим маме.
Несмотря на пятый урок, дети «живые». Видно, что им близка тема, хочется высказаться. Один мальчик интересуется:
-А во время сна душа уходит?
Ему отвечают одноклассники:
- Спит! – Видит сны! – Путешествует!
- Это всё относится к внутреннему миру человека, - подытоживает тему учительница, - запишем в тетради.
А я, вспоминая себя в десятилетнем возрасте, думаю о том, что понятие «внутренний мир» для нас было очень смутной субстанцией. Помните, нечто неудобоваримое: «богатый внутренний мир, активная жизненная позиция…»? Смысл слов катастрофически терялся. И обесценивался.
- Душа человека становится богаче, чем больше добра она отдает, - говорит учительница. – Как вы это понимаете, ребята?
Они понимают. И тут же рассказывают из своего опыта как душу сделать богаче.
- Женщине помочь подняться, когда она упала, - говорит Костя. – Я помог как-то.
- Например, котенка спасти, - добавляет Андрей.
Обе руки, которые тянет Валентин, желая рассказать, как обогатилась его душа добрым поступком, остаются воздетыми долу.
Дети Адама- Каин и... Герда
3 –й кадетский класс в маймаксанской школе №55. На шестом уроке по расписанию разгоряченные как после «физры» девчонки и мальчишки, человек двадцать, в тельняшках. Класс в полном составе третий год занимается по специальной программе «Основы православной культуры». Тема урока – библейская история Всемирного потопа.
На экране с помощью мультимедийных благ цивилизации демонстрируется «История Ветхого завета». «Потоп».
- Вспоминаем тему прошлого урока, ребята, - обращается учительница Наталья Федоровна Львова к притихшим во время просмотра детям. - Как звали детей Адама и Евы?
- Каин и …Герда!
- Каин и Авель. Что заставило Каина убить Авеля?
-У него была зависть в душе! – бойко отвечает девочка Оля.
-А как можно побороть зависть? И почему она возникает? – интересуется учительница.
- Не думать о ней. Придумать что-то получше. Покрасивее!- дети активно предлагают свои версии.
- А хорошее качество зависть? – углубляет вопрос учительница.
- Нет. Злость появляется, когда завидуешь. Душа становится черствой, - ответы у детей находятся быстро.
- Согласитесь, поэтому очень важно не впускать в свое сердце зависть, которая доводит до братоубийства, как произошло это с первыми людьми, - говорит учительница, и раздает детям листочки с рисунками.
- А почему вы всегда раздаете раскраски с первого ряда, а не с нашего? – с возмущением спрашивает одна девочка.
- Извини, теперь буду начинать с вас, - учтиво отвечает педагог, и добавляет вполголоса, обращаясь ко мне, - вот у нас и зависть проснулась…
Что ж, все мы дети Адама, - думается мне… Но, ведь и кроткий Авель – его сын!
И даже лучше президента
В том же третьем кадетском классе.
Постепенно тема Всемирного потопа перетекает в плоскость человеческих взаимоотношений.
- Почему Господь навел на людей потоп?
- Потому что люди сорились. Злились друг на друга, - рассуждают дети.
- А представьте, что мы все злые и вокруг люди злые, - будит воображение учительница. - Вот один папа корабль для сына построил в нашем дворе. Старался доставить всем радость, а кто-то отрывает у корабля руль, реечки от бортов. Если один старается, а другой нет? Или мама приборку делает, а ей никто не помогает…
- Не надо ломать корабль!... Я маме помогаю! – с готовностью отвечают ученики.
- А я запихиваю фантики под диван, а сестра выгребает – признается один мальчик.
- Через десять - пятнадцать лет у вас появятся свои дети, вы хотите, чтобы они ходили по чистым улицам? – интересуется учительница. Конечно, дети этого хотят, и тогда педагог рассказывает им о волонтерах – людях, которые бесплатно наводят порядок. Детям в диковинку, что волонтёры не берут за работу деньги.
Затем звучат непривычные для слуха имена сыновей Ноя: Хам, Сим и Иафет. Почему имя «Хам» стало нарицательным? Учительница рассказывает о его недостойном поступке. И задаёт непростой вопрос детям:
- А если родители поступают плохо, как быть?
- Уметь прощать! И любить их!- великодушно отвечают третьеклассники.
- Дурные поступки – это болезнь души, которая лечится любовью, - говорит педагог. -
Но только нельзя подражать плохим поступкам. Несмотря ни на что, родители – самые лучшие люди.
- Даже лучше Президента?! – изумленно спрашивает один ученик.
Вот так узнают дети о библейской заповеди «Чти отца твоего и мать…».
Изабэлла Засецкая
"Правда Севера"
Публикации
Митрополит Корнилий: Собор станет духовным центром Архангельска
Интервью Митрополита Архангельского и Холмогорского Корнилия
17 Авг 2023Церковь и университет: сотрудничество на пользу молодым
Молодой человек, осваивающий религиоведческую специальность, прошел в Архангельской епархии преддипломную практику. Он занимается переводами текстов христианской тематики.
С «Вестником Архангельской митрополии» Иван поделился соображениями по поводу своей деятельности и рассказал читателям о взглядах на духовную жизнь.
Протоиерей Евгений Соколов: Выпускной — не повод для пьянки
Двадцатые числа июня превращаются в малый апокалипсис, полагает священник.
3 Мар 2023Пусть тяжелые новости не угнетают
О празднике Торжества Православия рассказывает глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.