Когда болит душа? Когда врешь...

Дата публикации:01.05.2013

В школах в начале учебного года введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Как известно он разделен на уроки по выбору, в числе которых «Основы православной культуры». Чему же учат на них детей? Об этом я узнала, побывав на нескольких занятиях в разных школах.

Котенка спасти

Архангельская школа №36. Пятый по расписанию урок в понедельник для 4 «сводного» класса - «Основы православной культуры». («Сводный» - потому что сформирован из детей трех 4-х классов, чьи родители выбрали «ОПК».)

Класс занимается в кабинете биологии. С правой стены на нас взыскательно смотрят с портретов ученые Чарльз Дарвин, Карл Линней, Луи Пастер. А в конце кабинета, из-за ребячьих голов, поглядывают чудовищные гипсовые бюсты человекообразных обезьян. Вид у них скептически - насмешливый.

У строгих ученых есть резон быть недовольными, - думаю я, вглядываясь в их благородные лица. Ведь научная картина мира, сформулированная ими, никогда не исчерпывалась материалистической концепцией, как это обычно преподносится в школе. Но об этом как-то неуважительно позабыли.

- Где начало эволюционной цепи, ее первое звено? - спросили как-то у Дарвина. - Первое звено цепи приковано к Престолу Всевышнего, - ответил ученый. Он, будучи человеком верующим, служил церковным старостой в своем приходе, и слабо представлял, что его учение об эволюции используют для опровержения веры в Бога. В вопросах веры с ним единодушен и Карл Линней, такими словами закончивший труд о растениях: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без которого ничто не может существовать». И Луи Пастер с ними заодно, восклицал: «Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем чаще останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца».

Но, увы, учебники для старшеклассников по-прежнему обходят молчанием эти интересные факты, как когда-то и в советской школе. И продолжают наши «записные предки», человекообразные обезьяны, высокомерно ухмыляться, глядя на нас. Будут ли когда-нибудь подвинуты с пьедестала эти гипсовые божки материализма?

Этим вопросом я задаюсь, сидя на уроке ОПК. Тем временем, речь на занятии идёт о том, как устроен человек, и что такое душа.

- Если вслушаться в слово «душа», мы понимаем, что оно произошло от слова «дышать», - говорит преподаватель Татьяна Павловна Тропникова. – Задумаемся, а когда у человека болит душа? – На что дети отвечают бойко:

- Когда врешь! Когда обидел кого-нибудь. Когда стыдно…Что-то без спроса взял. Когда клевещем! Когда хвалимся! Когда плохие слова говорим маме.

Несмотря на пятый урок, дети «живые». Видно, что им близка тема, хочется высказаться. Один мальчик интересуется:

-А во время сна душа уходит?

Ему отвечают одноклассники:

- Спит! – Видит сны! – Путешествует!

- Это всё относится к внутреннему миру человека, - подытоживает тему учительница, - запишем в тетради.

А я, вспоминая себя в десятилетнем возрасте, думаю о том, что понятие «внутренний мир» для нас было очень смутной субстанцией. Помните, нечто неудобоваримое: «богатый внутренний мир, активная жизненная позиция…»? Смысл слов катастрофически терялся. И обесценивался.

- Душа человека становится богаче, чем больше добра она отдает, - говорит учительница. – Как вы это понимаете, ребята?

Они понимают. И тут же рассказывают из своего опыта как душу сделать богаче.

- Женщине помочь подняться, когда она упала, - говорит Костя. – Я помог как-то.

- Например, котенка спасти, - добавляет Андрей.

Обе руки, которые тянет Валентин, желая рассказать, как обогатилась его душа добрым поступком, остаются воздетыми долу.

Дети Адама- Каин и... Герда

3 –й кадетский класс в маймаксанской школе №55. На шестом уроке по расписанию разгоряченные как после «физры» девчонки и мальчишки, человек двадцать, в тельняшках. Класс в полном составе третий год занимается по специальной программе «Основы православной культуры». Тема урока – библейская история Всемирного потопа.

На экране с помощью мультимедийных благ цивилизации демонстрируется «История Ветхого завета». «Потоп».

- Вспоминаем тему прошлого урока, ребята, - обращается учительница Наталья Федоровна Львова к притихшим во время просмотра детям. - Как звали детей Адама и Евы?

- Каин и …Герда!

- Каин и Авель. Что заставило Каина убить Авеля?

-У него была зависть в душе! – бойко отвечает девочка Оля.

-А как можно побороть зависть? И почему она возникает? – интересуется учительница.

- Не думать о ней. Придумать что-то получше. Покрасивее!- дети активно предлагают свои версии.

- А хорошее качество зависть? – углубляет вопрос учительница.

- Нет. Злость появляется, когда завидуешь. Душа становится черствой, - ответы у детей находятся быстро.

- Согласитесь, поэтому очень важно не впускать в свое сердце зависть, которая доводит до братоубийства, как произошло это с первыми людьми, - говорит учительница, и раздает детям листочки с рисунками.

- А почему вы всегда раздаете раскраски с первого ряда, а не с нашего? – с возмущением спрашивает одна девочка.

- Извини, теперь буду начинать с вас, - учтиво отвечает педагог, и добавляет вполголоса, обращаясь ко мне, - вот у нас и зависть проснулась…

Что ж, все мы дети Адама, - думается мне… Но, ведь и кроткий Авель – его сын!

И даже лучше президента

В том же третьем кадетском классе.

Постепенно тема Всемирного потопа перетекает в плоскость человеческих взаимоотношений.

- Почему Господь навел на людей потоп?

- Потому что люди сорились. Злились друг на друга, - рассуждают дети.

- А представьте, что мы все злые и вокруг люди злые, - будит воображение учительница. - Вот один папа корабль для сына построил в нашем дворе. Старался доставить всем радость, а кто-то отрывает у корабля руль, реечки от бортов. Если один старается, а другой нет? Или мама приборку делает, а ей никто не помогает…

- Не надо ломать корабль!... Я маме помогаю! – с готовностью отвечают ученики.

- А я запихиваю фантики под диван, а сестра выгребает – признается один мальчик.

- Через десять - пятнадцать лет у вас появятся свои дети, вы хотите, чтобы они ходили по чистым улицам? – интересуется учительница. Конечно, дети этого хотят, и тогда педагог рассказывает им о волонтерах – людях, которые бесплатно наводят порядок. Детям в диковинку, что волонтёры не берут за работу деньги.

Затем звучат непривычные для слуха имена сыновей Ноя: Хам, Сим и Иафет. Почему имя «Хам» стало нарицательным? Учительница рассказывает о его недостойном поступке. И задаёт непростой вопрос детям:

- А если родители поступают плохо, как быть?

- Уметь прощать! И любить их!- великодушно отвечают третьеклассники.

- Дурные поступки – это болезнь души, которая лечится любовью, - говорит педагог. -

Но только нельзя подражать плохим поступкам. Несмотря ни на что, родители – самые лучшие люди.

- Даже лучше Президента?! – изумленно спрашивает один ученик.

Вот так узнают дети о библейской заповеди «Чти отца твоего и мать…».

Изабэлла Засецкая

"Правда Севера"

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.