Миссия для «виртуальных» людей

Дата публикации:30.05.2013

В этом году на XXI Рождественских чтениях в Москве одной из наиболее удачных секций стал мастер-класс «Новые информационные технологии в молодежной среде», организованный тандемом Синодального отдела по делам молодежи и информационного отдела.

Метаморфозы человека

Представители отдела по делам молодежи Украинской Православной Церкви рассказывали о своем опыте работы. Ключевым стал именно опыт – люди говорили не о теоретических изысканиях или планах, а о том, чего сами достигли, чему могут научить. Тон встрече задал председатель отдела епископ Обуховский Иона (Черепанов): «Мы здесь собрались трудиться». Он же обозначил и основную проблему работы своего отдела:

– Все зачастую сводится к бумагам и отчетно-массовым мероприятиям: в течение поточного года

проведено четырнадцать встреч с молодыми людьми, во время которых было охвачено двести пять-десят шесть человек, на это ушло семь с половиной часов… Важно не забывать, что наше служение сродни апостольскому, поэтому нужно быть миссионером своей жизнью. Мы должны помнить слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16).

По словам епископа, без использования современных средств коммуникации миссию осуществлять непросто. Есть люди, которые в этом мире присутствуют лишь телесно, а живут в пространстве виртуальном, отдаленном от действительности, полагает архипастырь. С одной стороны, они становятся все более одинокими в жизни, а с другой, приобретают все больше друзей в виртуальном пространстве. Если миссионер не знает процессов, которые приводят к подобной ситуации, выстроить общение с такими людьми будет трудно.

«Порой тяжело подобрать подходящие слова, чтобы донести до человека истину Православия, – рассуждает владыка Иона. – Это осложняется тем, что завсегдатаи Интернета имеют широкий кругозор, но неглубокие знания и погружаться в предмет не хотят. Это касается и религии: знают какие-то заповеди, основные Евангельские события, как поставить свечку, и им кажется, этого вполне достаточно для жизни во Христе. В такой ситуации основная задача миссионера – показать, что этого мало и Православие намного глубже».

Архимандрит Иоасаф (Перетятько) рассказал, что уже десять лет еженедельно в храме при Ионинском монастыре в Киеве проходят встречи с молодежью («молодежки»), собирающие около 300 ребят:«Для их привлечения не используется ни административный ресурс, включая «приводы» из вузов, ни Интернет: приходят друзья друзей друзей друзей. Состав постоянно обновляется: люди воцерковляются, переходят к более «твердой евангельской пище», на их место приходят те, чья жизнь в Церкви только-только начинается. Руководители принципиально не ведут никакой статистики. Любая формализация работы с молодежью рубит на корню все благие начинания, когда дело переходит в плоскость отчетов, живой молодой человек мгновенно превращается в статистическую единицу, и на этом, зачастую, работа завершается».

Нужна провокация

Миссионеры считают, что для проповеди надо максимально использовать Интернет-ресурсы, на которые больше всего направлена энергия молодежи. С другой стороны, считает отец Иоасаф, нельзя забывать, что состояние молодого человека в Сети определяется подменой понятий: он хочет казаться, но не быть, а это самое главное нарушение принципа духовной жизни.

В Сети должно начаться общение, которое потом выходит на личностный уровень, убежден священник. «Например, я буквально заставляю участников «молодежки» знакомиться с «друзьями» ВКонтакте или из других социальных сетей в реальности. Порой происходят такие ситуации: «Вот, батюшка, познакомился с девушкой». – «Ну и как девушка?» – «На аватарке – ничего». – «А что у нее на аватарке?» – «А вот, помните фильм «Аватар»?..» – «Ну что ж, на вкус и цвет товарищей нет... И долго вы с ней общаетесь?» – «Неделю!» – «И что же, ты неделю общаешься и даже не знаешь, как она выглядит?». Мы настолько привыкли к этим парадоксальным ситуациям, что перестали обращать на них внимание», – рассказал отец Иоасаф.

Он подчеркнул, что в любом случае нужна встреча лицом к лицу, важно растормошить человека, заставить его выйти из собственного мирка. В этой ситуации елейные речи и постеры не работают, нужна провокация. «У нас, к сожалению, другая крайность: я на многие православные ресурсы не захожу по одной причине – скучно», – сказал священник.

«Молодежка» работает с 2002 года, и организаторов постоянно спрашивали: почему они не выкладывают записи встреч в Интернет. Как объяснил священник, они этого не делали не из-за лени, а потому что «все должно вызреть». Только полгода назад встречи «молодежки» и ответы на вопросы стали появляться на Youtube. «Мы забываем, что духовная и мирская жизнь перекликаются, и порой настолько тесно, что делить их нельзя», – убежден руководитель «молодежки».

Быть может, «вызреть» – это именно тот компонент, которого так не хватает большинству современных проектов: то, что стремительно начинается, как правило, также стремительно и заканчивается.

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.