Протодиакон Андреев Кураев: Болеем - значит живем

Дата публикации:04.06.2013

В январе 2013 года Архангельскую епархию посетил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Миссионер прочел лекции в Архангельске и Северодвинске, а такжеответил на вопросы аудитории.

С начала нового тысячелетия многие издания задают вопрос, не слишком ли задержалась религия, в частности, христианская вера в истории человечества. Стоит ли в 3 тысячелетии верить «старым палестинским сказкам»?

Еще древний философ Платон предполагал, что слово «теос» происходит от древнегреческого глагола «феин» убегать. Бог - беглец, Он всегда ускользает от человека. Наш мозг и сердце слишком малы, чтоб вместить в себя эту беспредельность. Однаконевозможное человеку возможно Богу.

Если Бог может все, то Он может и бесконечность низвести в малое. У индийского писателя Рабиндраната Тагора есть такие слова:«Не тем себя сиянье возвеличило, Что светит в беспредельной высоте, А тем, что добровольно ограничило Себя росинкой на листе». Бог может свою бесконечность уместить в маковое зернышко, и религия возможна только в том случае, если возможно Откровение. Замечательную формулу откровения мы находим у незаслуженно забытого «богослова» - Винни-Пуха. Однажды Пятачок попросил его сочинить вопилку по поводу новоселья ослика Иа, на это Винни ответил: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Потому что поэзия это не то, что ты идешь и находишь, а то, что находит на тебя. И поэтому единственное, что мы можем сделать - пойти и встать в такое место, где тебя могут найти». Отсюда и главная забота религиозной части человечества: найти это место контакта, где возможно откровение и встреча. Отсюда очень важный вывод: религия возможна только в том случае, если Бог есть личность, потому что только личность может пойти на чудо диалога и Откровения.

Историческая религия возможна, когда в определенной точке пространства произошло максимальное откровение и то, что произошло тогда, должно быть воспроизводимо. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16), - говорит апостол Павел. Об этом поэтично сказал средневековый немецкий философ Мейстер Экхарт: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе».

Для того чтобы человек стремился к христианской религии, нужна еще одна аксиома: Бог есть любовь. Бог выходит на поиски человека, движимый любовью. Говоря о любви, я исхожу из фразы апостола Павла: «Любовь не ищет своего» (1Кор. 13:5), т.е. она нечто бескорыстное. У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова: «Мы Богу не нужны, мы желанны». Полнота сближения Бога и человека - новозаветные времена, когда Бог становится человеком по своей любви к нему. Евангелие постоянно подчеркивает свободу жертвы Христа, Его никто не понуждает идти на нее.

Я убежден, что самая высокая богословская формула - Бог есть любовь, и эта любовь должна быть явлена. Во Христе она была явлена до предела, до Креста: «Как будто вышел человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал» (Борис Пастернак, - прим.авт.). Думаю, что даже теоретически более высокую религиозную картину мира трудно представить.

Есть ли исторические перспективы соединения Католической и Православной Церквей?

Это перспектива скорее апокалипсическая, чем историческая. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал такой случай: православный епископ, служивший в Голландии, заметил, что в храм стал приходить католический епископ. Придет, скромно постоит у дверей и за 2 минуты до конца богослужения уходит. Когда православный епископ увидел его в третий раз, то спросил: «Владыка, мы рады вас видеть, но чем обязаны?» Тогда католический епископ сказал: «Брат, мне просто захотелось помолиться с верующими людьми. Среди моих священников половина не верит в Воскресение Христа». Это одна из точек возможного поиска соединения. Вообще я оптимист, но на манер философа Владимира Соловьева, который полагал, что экуменизм победит, когда победит антихрист. Тогда уже не будут важны богословские споры, а важно, смог ли ты понять, что на землю пришел лжехристос, смог ли устоять перед искушениями, сказать «нет» ценою своей жизни. Только в такой экуменизм я верю, а вот экуменизм банкетов доверия у меня не вызывает.

Кто должен преподавать в школе ОПК?

Учитель. К нему можно предъявить следующие требования: он должен любить детей, свою профессию и себя в ней, ему не должно быть скучно на работе, дети не должны вызывать у него аллергии. Если все эти условия соблюдаются, то даже неверующий педагог сможет полюбить уроки ОПК,как возможность общения с малышами. А что такое учитель сегодня - Марья Ивановна, которая 15 лет работает в школе, у нее уже мозоль на языке, она устала говорить одни и те же слова, выслушивать одни и те же вопросы. Тут ей дается возможность сделать апгрейд, радикально сменить тему, интонацию разговора. Главное, чтоб педагог не ставил разрушительную задачу: не допустить, чтобы дети влюбились в этот материал. Конечно, хорошо, если живой носитель православной культуры будет рассказывать о нейдетям, но мы не можем ставить такое требование перед светской школой. Максимум, можно предложить ей бесплатный консалтинг.

Почему Православие лучше, чем другие религии?

В религии есть то, что люди делают ради Бога. И в этом смысле, мне кажется, наиболее качественно это делают адвентисты и баптисты, но в религии есть и то, что Бог делает ради людей. С точки зрения целостной библейской сотериологии второе важнее. Святой Симеон Солунский обращал внимание, что священник совершает Литургию в фелони, крайне неудобной одежде без рукавов, и пояснял, что в таком облаченииработать невозможно. Это знак того, что Литургию совершает Господь,мы сами ничего не делаем.

Для того чтобы принять спасение во Христе, надо принять все то, что Господь нам дает, и это не только Евангелие и веяние благодати. Он дает всего Себя: и божественное, и человеческое, и дух, и учение, и Тело, и Кровь.

Что вы можете сказать по поводу канонизации М.В. Ломоносова?

Не надо на всех добрых, хороших или умных людей надевать нимбы, пусть кто-то останется в ранге человека. Замечательный русский историк Василий Осипович Ключевский преподавал в Московской духовной академии при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Во время великого поста в лавре традиционно совершаются монашеские постриги, в том числе и студентов. Когда Ключевский, войдя в лекционную залу, видел новые клобуки, он из года в год произносил одну и ту же фразу: «Господ студентов, принявших монашеский постриг, поздравляю с обретением ангельского образа, остальных поздравляю с сохранением образа человеческого».

Могли бы вы прокомментировать ситуацию с общиной в Заостровье?

Лично отца Иоанна Привалова не знаю, но я москвич, и в Москве уже 20 лет то затухает, то снова обостряется дискуссия вокруг учения отца Георгия Кочеткова. Насколько я понимаю, заостровская община является частью кочетковской системы.

Кочетковцы - умелые медийные бойцы, они грамотно подменяют тезисы. В их учении есть парочка симпатичных для светского сознания идей. Например, то, что они служат на русском языке. Я не спорю с ними по поводу языка или тех или иных новизмов. Есть другое - от них идет запах тоталитарной секты, и здесь, в Архангельске, и в Москве: культ одного человека, авторитет которого выше всего, воспитание своих адептов в духе презрения ко всем остальным православным.

Миссионер должен приводить в Церковь. У нее огромное количество болезней, но у нас и возраст солидный. Когда я говорю, что Православная Церковь больна, мне становится радостно, потому что у трупа болезней нет. Болеем - значит живем.

Записала Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.