Господи, что ся умножиша стужающии ми?

Дата публикации:25.07.2013

Человек находится в депрессии. Возможно, это уныние, которое считается грехом, но в более выраженной форме? Как помочь близким людям в такие моменты? С этими и другими вопросами к митрополиту Даниилу обратились слушатели радиопрограммы «Свет жизни». Публикуем ответы владыки.

- Депрессия, уныние - не только психическое, но и духовное расстройство, дестабилизация. В основе этого лежит прежде всего внутреннее состояние человека, ведь недаром говорят: «Можно смеяться в кромешной беде, а можно испытывать злую тоску от удачи». Оптинский старец Никон Беляев, находясь в тюрьме и будучи смертельно болен, писал: «Радости моей нет предела». Как же так, в чем заключалась его радость? В том, что с ним был источник радости - Сам Господь.

Уныние - показатель того, что человек не находит связи с Богом. Однако это состояние испытывали даже святые. Святитель Тихон Задонский претерпевал особую брань: нападения беса уныния были столь сильны, что святой даже не мог исполнить молитвенного правила. Он лишь взывал, ложась крестом на пол: «Жизнодавче Господи, помилуй мя!».

Если мы с Богом, испытания становятся, во-первых, короче, а во-вторых, не повергают в самое страшное - отчаяние. Когда человек часто посещает храм, состояния уныния, депрессии нивелируются, бьют рикошетом. Мы знаем, что Господь не дает искушения, которые превосходят наши силы, а испытания Он попускает для того, чтобы нам стать сильнее и мужественнее. Если хочешь служить Богу, приготовь душу свою к испытаниям, говорили святые отцы.

Конечно, нужно чаще обращаться ко Господу, к Божией Матери, читать Псалтирь. «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою» (Пс. 3:1-3). Какие прекрасные слова, это же поэзия! Человек обращается к Богу: «Господи, помоги мне!».

Хотелось бы, чтобы люди пребывали в радости. Господь любит, когда мы живем полноценной жизнью. Можно и на свадьбе погулять, и песен попеть - этого не запрещается. А что же запрещает христианство? Лишнее. Ешьте, но не переедайте, пейте, но не упивайтесь... Должна быть целеустремленность и во всем умеренность, учит христианская вера. Когда Господь с человеком, он и в этой жизни все получит, и в той приобретет.

- Впав в отчаяние и не видя выхода из тяжелой ситуации, человек накладывает на себя руки. Увы, таких примеров в современной жизни немало.

- Эти страшные вещи сейчас откровенно тиражируются. Человек не находит смысла жизни, а логика примерно такова: кто-то родился в нужном месте, в нужный момент, а мне этого не дано, меня никто не любит. Какова перспектива и зачем дальше влачить существование? Трудно что-либо возразить, если у человека нет веры в Бога. Господь дал возможность жить - инвалид ты или здоровый, успешный или неудачник - значит, ты должен пронести свой жизненный Крест. Помоги другим людям, сам обратись к Богу, и не будет у тебя депрессии, безнадеги, уныния и отчаяния. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26:1).

Древние философы утверждали, что небытие лучше бытия, то есть лучше не существовать, чем продолжать жизнь. Это неверная установка, слабая, трусливая. Нужно нести свой Крест, держать удар и стараться обрести себя в жизни. А человек находит себя, когда встречается с Богом. Тогда он начинает видеть свое предназначение.

-Владыка, что делать, если близкие люди находятся в депрессии?

- Нужно обратиться к Господу с горячей, искренней молитвой. Очень часто мы ждем, что Бог исполнит наши прошения по первому требованию. А между тем необходимы испытания и постоянство в молитве. От всего сердца нужно взывать «Господи, помоги», не держа в сердце злобы или ненависти к кому-нибудь. Если не получается забыть обиду, просите Бога о помощи: «Пусть я сам пока не могу простить своего обидчика, сердце не слушается меня, но я искренне хочу его простить. Без Тебя, Господи, не смогу этого сделать». Действительно, самому невозможно искренне простить обидчика, а тем более полюбить врага. А с Богом возможно все, поэтому молитесь, приходите в храм, читайте святоотеческую литературу. В Евангелии есть такие слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит». Дай Бог, чтобы мы услышали призыв Божий, увидели Его помощь, протянули Ему руки, и будем спасены.

- Кто-то оправдывает себя тем, что из-за большой загруженности и усталости не удается часто ходить в храм, тяжело молиться дома.

- Да, век поменялся. Вспоминаю новости 1980-х годов, спокойный (лучше через запятую) протяжный голос диктора: ритм жизни был другой. Человек больше времени проводил в размышлениях, а сейчас о себе подумать некогда. Но если нет времени отстоять всю службу, просто зайдите в храм. Нет силы читать молитвы? Но ведь молитва для человека, а не человек для молитвы. Можно прочесть часть молитв, а не все вечернее или утреннее правило. Прочтите половину, от всего сердца, своими словами скажите: «Господи, прости меня за сегодняшний день, я гневался, раздражался, жадничал, осуждал, проявлял неприязнь, лукавил». Сразу же почувствуете, что на сердце становится легко.

Молитва - это покаяние, просьба, благодарение Богу. Если мы благодарим людей, сделавших нам добро, неужели не должны благодарить Бога, Который дал все на этой земле? Вечером - за прожитый день, утром - за ночь, в конце года служим благодарственный молебен и просим благословения на будущий год. Можно помолиться всего три минуты, главное делать это систематически - у каждого человека своя мера и силы.

Направляясь в храм, приготовляйтесь внутренне: я иду на встречу с Богом! Иконы, запах ладана, свечи - все это помогает стяжать и сохранять молитвенный дух. Связь с Богом - Божественная благодать, которая особенно обильно пребывает в храме, способна переродить, освятить, возвысить, вразумить человека. Без Бога ничего доброго, значимого для вечности у нас не получится.

- Можно ли поменять духовника?

- Конечно, можно. У христиан есть духовная свобода. Когда говорят, что нужно ходить только к тому или иному батюшке, это отдает сектантством. Духовник как врач. Имеет ли право пациент поменять врача? Конечно же. Является ли это предательством, плохим признаком? Нет. Нужно искать себе духовника по сердцу своему. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что должно быть жительство по совету, но это не значит «в обязательном порядке, только так». Строгое послушание, когда каждый шаг сверяли, было распространенно в монастырях в древности. Сейчас жительство по совету. Мы живем в другом веке, и нужно проявлять обычную человеческую мудрость.

Подготовила Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.