Возвращение святыни

Дата публикации:25.07.2013

Старинная икона святого Феодора Стратилата вернулась на Северпосле реставрации в Москве. Обретение этого образа стало событием не только для верующих, но и для искусствоведов. К иконе из небольшой деревни Покшеньги, что в Пинежском районе Архангельской области, обратили свои взоры все ведущие отечественные специалисты по древнерусской иконописи. Именно этот образ теперь будет опорным для датировки артефактов времени Ивана Грозного.

В руки музейных работников раритет попал в 1965 году. Тогда экспедиция архангельских реставраторов вывезла из Никольской церкви на Пинежье 60 старинных икон, среди них был образ святого Феодора Стратилата. Долгие годы святыня ждала своей очереди, чтобы попасть в реставрационные мастерские. В 2010 ее начали восстанавливать специалисты из научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.

Кроме загрязнений и потемневшей олифы на иконе было еще 7 слоев, которые предстояло раскрыть. И труды специалистов были вознаграждены: помимо образа святого, написанного легкой рукой мастера, сохранился правый вкладной медальон с изображением святой Марии Египетской и надпись. Именно она приковала взгляды изумленных искусствоведов: «Лето 7 910, то есть 1581-й октября в 6 день написана быть сия икона повелением рабы Божией Марии дочери Феодоровский жены Кисилева в дом Николе Чудотворцу да великомученику Георгию на Усть-Покшеньге по душе своей». Подпись для иконы явление уникальное, а точная датировка - величайшая редкость и необычайный подарок для реставраторов и специалистов по древнерусскому искусству.

«Это историческая надпись, она отсылает нас к XVI веку - времени, когда осваивалась Пинега, - рассказалазаведующая отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств Татьяна Кольцова. - Благодаря подписи мы знаем, что тамуже в 1581 году была церковь, других источников, подтверждающих этот факт, нет. Поэтому, с одной стороны, это документ. С другой, здесь запечатлена история семьи: женщина поставила икону в память о муже. Мы точно не знаем, что произошло, возможно, он ушел из жизни, защищая северные земли. Однако сам факт, что она сделала такой подарок супругу, говорит о семейном укладе конца XVI века».

«Немаловажно, что этот уникальный памятник написан не в столице и даже не в крупном провинциальном центре, а в очень маленьком, отдаленном селе. Мы не удивились бы, если б памятник столь высокого уровня потехнике и по материалам исполнения появился в Москве, Вологде или Новгороде.Однако он появился на Пинеге, и это говорит о том, что Север осваивали лучшие мастера», - пояснила эксперт.

Она также рассказала, что любопытным было и расположение иконы в храме: на протяжении всех лет она стояла на правом клиросе.«Образ был выдвинут вперед, - обратила внимание Татьяна Кольцова. - Когда-то его обрамлял оклад, а значит, люди заботились о его сохранности. Важно и то, что икону много раз переписывали - ее по-своему берегли».

По мнению руководителя отдела Архангельской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества иерея Петра Кузнецова, в обретении икон важнее не исторический аспект, а духовный: если святыни стали возвращаться, значит, мы готовы их принять.

«Безусловно, место иконы в храме, - заметил священник, - хотя надо отдать дань музейным работникам, которые спасали, с их точки зрения, произведение живописи, а с точки зрения Церкви, они сохранили духовное достояние».

Священник напомнил, что ценность иконы не в старине. «Смысл - в молитвенном стоянии перед святыней, поэтому написана она сегодня или 400 лет назад, не имеет значения. Отличие старинной иконы лишь в том, чтобольше слез перед ней было пролито, больше просьб она слышала, больше радости видела. Когда сегодня мы приходим к образу со своими просьбами и словами благодарности, то чувствуем радость и боль, счастье и плач тех, кто молился перед ней ранее. Мы понимаем, что к нам не безучастны, словно Сам Спаситель говорит: «Я вас не оставил. Стучите, и откроется вам»

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.