Возвращение святыни

Дата публикации:25.07.2013

Старинная икона святого Феодора Стратилата вернулась на Северпосле реставрации в Москве. Обретение этого образа стало событием не только для верующих, но и для искусствоведов. К иконе из небольшой деревни Покшеньги, что в Пинежском районе Архангельской области, обратили свои взоры все ведущие отечественные специалисты по древнерусской иконописи. Именно этот образ теперь будет опорным для датировки артефактов времени Ивана Грозного.

В руки музейных работников раритет попал в 1965 году. Тогда экспедиция архангельских реставраторов вывезла из Никольской церкви на Пинежье 60 старинных икон, среди них был образ святого Феодора Стратилата. Долгие годы святыня ждала своей очереди, чтобы попасть в реставрационные мастерские. В 2010 ее начали восстанавливать специалисты из научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.

Кроме загрязнений и потемневшей олифы на иконе было еще 7 слоев, которые предстояло раскрыть. И труды специалистов были вознаграждены: помимо образа святого, написанного легкой рукой мастера, сохранился правый вкладной медальон с изображением святой Марии Египетской и надпись. Именно она приковала взгляды изумленных искусствоведов: «Лето 7 910, то есть 1581-й октября в 6 день написана быть сия икона повелением рабы Божией Марии дочери Феодоровский жены Кисилева в дом Николе Чудотворцу да великомученику Георгию на Усть-Покшеньге по душе своей». Подпись для иконы явление уникальное, а точная датировка - величайшая редкость и необычайный подарок для реставраторов и специалистов по древнерусскому искусству.

«Это историческая надпись, она отсылает нас к XVI веку - времени, когда осваивалась Пинега, - рассказалазаведующая отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств Татьяна Кольцова. - Благодаря подписи мы знаем, что тамуже в 1581 году была церковь, других источников, подтверждающих этот факт, нет. Поэтому, с одной стороны, это документ. С другой, здесь запечатлена история семьи: женщина поставила икону в память о муже. Мы точно не знаем, что произошло, возможно, он ушел из жизни, защищая северные земли. Однако сам факт, что она сделала такой подарок супругу, говорит о семейном укладе конца XVI века».

«Немаловажно, что этот уникальный памятник написан не в столице и даже не в крупном провинциальном центре, а в очень маленьком, отдаленном селе. Мы не удивились бы, если б памятник столь высокого уровня потехнике и по материалам исполнения появился в Москве, Вологде или Новгороде.Однако он появился на Пинеге, и это говорит о том, что Север осваивали лучшие мастера», - пояснила эксперт.

Она также рассказала, что любопытным было и расположение иконы в храме: на протяжении всех лет она стояла на правом клиросе.«Образ был выдвинут вперед, - обратила внимание Татьяна Кольцова. - Когда-то его обрамлял оклад, а значит, люди заботились о его сохранности. Важно и то, что икону много раз переписывали - ее по-своему берегли».

По мнению руководителя отдела Архангельской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества иерея Петра Кузнецова, в обретении икон важнее не исторический аспект, а духовный: если святыни стали возвращаться, значит, мы готовы их принять.

«Безусловно, место иконы в храме, - заметил священник, - хотя надо отдать дань музейным работникам, которые спасали, с их точки зрения, произведение живописи, а с точки зрения Церкви, они сохранили духовное достояние».

Священник напомнил, что ценность иконы не в старине. «Смысл - в молитвенном стоянии перед святыней, поэтому написана она сегодня или 400 лет назад, не имеет значения. Отличие старинной иконы лишь в том, чтобольше слез перед ней было пролито, больше просьб она слышала, больше радости видела. Когда сегодня мы приходим к образу со своими просьбами и словами благодарности, то чувствуем радость и боль, счастье и плач тех, кто молился перед ней ранее. Мы понимаем, что к нам не безучастны, словно Сам Спаситель говорит: «Я вас не оставил. Стучите, и откроется вам»

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Святой наших дней
14 Фев 2018

Святой наших дней


Старчество — явление не только древнехристианской и старорусской, но и современной жизни в Церкви. Это своего рода руководство, когда достигший высочайшей духовности и мудрости старец делится этими дарами с монахами и мирянами. Архимандрит Кирилл (Павлов), живший в Троице-Сергиевой лавре, был одним из наиболее почитаемых старцев конца XX — начала XXI века.

Если мы один народ, значит, у нас одна цель
12 Фев 2018

Если мы один народ, значит, у нас одна цель


Предельные условия заполярных земель, добрые мезенцы и лешуконцы, Арктический собор и Патриарший остров, новая стратегия взаимоотношений власти государственной и церковной — эти темы легли в основу размышлений епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова о его епархии.

НЕТРАДИЦИОННОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРОТ. ВЛАДИМИРА ГОЛОВИНА
12 Фев 2018

НЕТРАДИЦИОННОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРОТ. ВЛАДИМИРА ГОЛОВИНА


Года четыре назад ко мне обратились первые пострадавшие от деятельности протоиерея Владимира Головина из Болгара – небольшого городка в Татарстане. Рассказали, что он разрушил семью их сына, благословив его жену развестись с ним.

Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина
6 Фев 2018

Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина


Доклад протоиерея Александра Новопашина в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя на секции: "Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция" во время Международных Образовательных Рождественских Чтений в Москве 2018.