Возвращение святыни

Дата публикации:25.07.2013

Старинная икона святого Феодора Стратилата вернулась на Северпосле реставрации в Москве. Обретение этого образа стало событием не только для верующих, но и для искусствоведов. К иконе из небольшой деревни Покшеньги, что в Пинежском районе Архангельской области, обратили свои взоры все ведущие отечественные специалисты по древнерусской иконописи. Именно этот образ теперь будет опорным для датировки артефактов времени Ивана Грозного.

В руки музейных работников раритет попал в 1965 году. Тогда экспедиция архангельских реставраторов вывезла из Никольской церкви на Пинежье 60 старинных икон, среди них был образ святого Феодора Стратилата. Долгие годы святыня ждала своей очереди, чтобы попасть в реставрационные мастерские. В 2010 ее начали восстанавливать специалисты из научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.

Кроме загрязнений и потемневшей олифы на иконе было еще 7 слоев, которые предстояло раскрыть. И труды специалистов были вознаграждены: помимо образа святого, написанного легкой рукой мастера, сохранился правый вкладной медальон с изображением святой Марии Египетской и надпись. Именно она приковала взгляды изумленных искусствоведов: «Лето 7 910, то есть 1581-й октября в 6 день написана быть сия икона повелением рабы Божией Марии дочери Феодоровский жены Кисилева в дом Николе Чудотворцу да великомученику Георгию на Усть-Покшеньге по душе своей». Подпись для иконы явление уникальное, а точная датировка - величайшая редкость и необычайный подарок для реставраторов и специалистов по древнерусскому искусству.

«Это историческая надпись, она отсылает нас к XVI веку - времени, когда осваивалась Пинега, - рассказалазаведующая отделом древнерусского искусства Архангельского музея изобразительных искусств Татьяна Кольцова. - Благодаря подписи мы знаем, что тамуже в 1581 году была церковь, других источников, подтверждающих этот факт, нет. Поэтому, с одной стороны, это документ. С другой, здесь запечатлена история семьи: женщина поставила икону в память о муже. Мы точно не знаем, что произошло, возможно, он ушел из жизни, защищая северные земли. Однако сам факт, что она сделала такой подарок супругу, говорит о семейном укладе конца XVI века».

«Немаловажно, что этот уникальный памятник написан не в столице и даже не в крупном провинциальном центре, а в очень маленьком, отдаленном селе. Мы не удивились бы, если б памятник столь высокого уровня потехнике и по материалам исполнения появился в Москве, Вологде или Новгороде.Однако он появился на Пинеге, и это говорит о том, что Север осваивали лучшие мастера», - пояснила эксперт.

Она также рассказала, что любопытным было и расположение иконы в храме: на протяжении всех лет она стояла на правом клиросе.«Образ был выдвинут вперед, - обратила внимание Татьяна Кольцова. - Когда-то его обрамлял оклад, а значит, люди заботились о его сохранности. Важно и то, что икону много раз переписывали - ее по-своему берегли».

По мнению руководителя отдела Архангельской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества иерея Петра Кузнецова, в обретении икон важнее не исторический аспект, а духовный: если святыни стали возвращаться, значит, мы готовы их принять.

«Безусловно, место иконы в храме, - заметил священник, - хотя надо отдать дань музейным работникам, которые спасали, с их точки зрения, произведение живописи, а с точки зрения Церкви, они сохранили духовное достояние».

Священник напомнил, что ценность иконы не в старине. «Смысл - в молитвенном стоянии перед святыней, поэтому написана она сегодня или 400 лет назад, не имеет значения. Отличие старинной иконы лишь в том, чтобольше слез перед ней было пролито, больше просьб она слышала, больше радости видела. Когда сегодня мы приходим к образу со своими просьбами и словами благодарности, то чувствуем радость и боль, счастье и плач тех, кто молился перед ней ранее. Мы понимаем, что к нам не безучастны, словно Сам Спаситель говорит: «Я вас не оставил. Стучите, и откроется вам»

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!