Сергей Чапнин: Мы живем в обществе подмены понятий

Дата публикации:26.07.2013

Воспитание души приведет к возрождению России, подчеркнул ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин на лекции в С(А)ФУ. Известный журналист побывал в Архангельской и Холмогорской епархии по приглашению митрополита Даниила. Для общения со студенческой аудиторией Сергей Чапнин выбрал тему «Церковь в информационном обществе: вызовы и перспективы».

Информации больше, а смысла меньше

Журналист сделал акцент на особенности времени, в котором мы живем, - обилии информации. «Информации становится все больше, а смысла все меньше, - процитировал он фразу французского социолога Жана Бодрийяра и пояснил ее. - Нам предлагается информация, которая не несет никакого серьезного содержания: либо констатация фактов без объяснения или пристрастные неубедительные комментарии, доверять которым нет оснований. Что в этой ситуации делать, как найти смысл? Ведь задача человеческой жизни – найти ее смысл. Кто мы как народ, как государство? К сожалению, внятного ответа нет не только в книжках, но и в реальности».

Лектор предложил задуматься над вопросом, а чего мы хотим в жизни и что для нас ценность? По мнению Сергея Чапнина, часто те ценности, которые мы декларируем, не находят выражения в жизни. «Мы живем лицемерно, в том числе и как нация, и не можем найти тот смысл, который должен наполнять жизнь. Если плывем по течению, очень часто ошибаемся, а это ведет к катастрофе. И вот вопрос: хотим ли мы, чтобы в нашей жизни была запланированная катастрофа? Если да, то про нас первая часть фразы «информации становится все больше», если не хотим, лучше обратить внимание на вторую часть - про смысл, понимая, что его становится все меньше».

Жизнь Церкви очень интересна современному обществу, отметил далее журналист и добавил, что внимание к ней сохранится еще достаточно долго, потому что здесь есть «связь со смыслом». «Церковь сохраняет способность ответить на важные вопросы, в отличие от многих социальных институтов», - пояснил лектор. И эту задачу Церкви необходимо осознать как свою миссию.

Коммунизм как религия

Говоря о культурном и идеологическом контексте, в котором Церковь сегодня осуществляет свою миссию, Сергей Чапнин отметил, что отношение к советскому прошлому остается во многом религиозным.

Он напомнил, что в 1920-е годы в создании «большевистских святынь» участвовали известные церковные архитекторы начала прошлого века и, в частности, Алексей Викторович Щусев, который построил православные храмы в Москве, Бари, Сан-Ремо и других городах. В историю архитектуры Щусев вошел как автор мавзолея Ленина. «Только тот, кто знал и понимал сакральное искусство, мог выполнить не просто пропагандистский, а религиозный по сути заказ коммунистической власти», - сказал журналист.

Религиозное отношение к коммунизму сохраняется и сегодня, в том числе среди государственных чиновников, с сожалением отметил Сергей Чапнин. В конце 2012 года любопытную оговорку сделал молодой вице-премьер правительства Аркадий Дворкович. Ему принесли на подпись документы, которые отменяют решения власти начала 1920-30-х годов, в том числе подписанные Лениным. Аркадий Дворкович признался, что у него не поднялась рука завизировать это постановление. «Но каков мотив, что может заставить одного из высших чиновников нынешнего российского государства не подписать подготовленное постановление? Оказывается, сам факт того, что они подписаны Лениным. Цитирую: «Невозможно отменить все то, что подписано Лениным, это кощунство». Очень важное слово прозвучало – кощунство, оно из церковно лексики, это, собственно, оскорбление религиозных чувств. То есть Дворкович не постеснялся показать свою весьма специфическую религиозность. И это не экзотика, не единичный пример. Есть подобные высказывания и у депутатов Государственной Думы, и даже на президентском сайте.

Когда мы говорим о культе государства, так или иначе встаем на площадку религиозного мировоззрения. Почему? Потому что не только человеку не хватает смысла в жизни, но и государству. Когда смысл начинается и заканчивается в земной жизни, этого недостаточно. Должна быть сверхидея, сверхцель, если этого «сверх» нет, все проваливается. Сейчас та ситуация, когда сверхцели мы не видим, ищем, но не находим. Нынешняя молодежь - трагическое поколение, жизни которого наполнена бессмысленностью. Победите вы ее или нет, большой вопрос, но, похоже, государство вам в том не поможет», - предположил Сергей Чапнин.

Литургия супермаркетов

По мнению журналиста, в наше время властвует подмена понятий. Участие в Таинствах - путь ко спасению, но эта цель подменяется потреблением: «Церковь учит, что ты спасен, когда ты со Христом, потребление же говорит обществу: ты спасен, когда ты хорошо себя чувствуешь, а себя хорошо чувствуешь, когда приобрел новую вещь. Процесс приобретения и есть путь к спасению. Но эта девальвация смысла, духовной жизни, обман, который совершается в обществе потребления, даром не продет. Если жизнь исчерпывается только потреблением, человек придет к катастрофе».

Лектор заметил, что подмены истинных ценностей - не просто отдельные события, а целая система. «Задача ангела тьмы – облечься в одежды Ангела Света, - продолжил он. - Мы это видим в рамках массовой культуры. Мой призыв – призыв к осторожности. Задача для тех, кто хочет избежать катастроф в своей жизни, - хранить церковную культуру. Потому что русская и лучшая часть советской культуры основой имеет культуру церковную, Евангельскую. Сохранять ее сейчас и сложно, и важно, это можно сделать только совместными усилиями. Смыслы церковной культуры ведут нас через духовную жизнь, молитву к цели, которая находится за пределами земной жизни».

Сергей Чапнин пояснил, что существуют два типа культуры - сотериологическая и гедонистическая. Первая предполагает, что цель человеческой жизни находится за пределами земного существования, вторая пропагандирует получение удовольствия здесь и сейчас. «Выбрать, сохранить и передать другим сотериологическую, церковную культуру - значит выбрать реальное будущее. Выбрать второе - выбрать свою смерть, смерть народа и страны. Вопрос стоит именно так. Выход из этой ситуации для всех нас - нравственный подвиг», - заключил Сергей Чапнин.

Он пояснил, что понятие подвига в православной аскетике значительно отличается от его смысла в постсоветском употреблении. Для советского периода это понятие ассоциируется с героическим поступком, требующим мужества, решительности и напряжения всех сил. Церковное понимание подвига можно хорошо пояснить через однокоренное слово «подвижник». «Главный подвиг для христианина - быть с Богом. Не один раз и не два. Человек, который старался всю свою жизнь быть с Богом и преуспел в этом, совершил подвиг, - объяснил Сергей Чапнин. - Мы должны совершить нравственный подвиг в своей жизни не только ради себя, но и ради своих детей, ближних. Совершим его, у нас есть будущее, не сможем - мы исчезнем. И, как в старом анекдоте говорилось, «будут идти бои на финско-китайской границе». Нужно сделать внутреннее усилие, и мир вокруг изменится. Подвиг должен быть направлен на воспитание своей души. Только оно и приведет к возрождению России».

Подготовила Людмила Селиванова

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.