И через тебя многие спасутся

Дата публикации:29.07.2013

Однажды крестьянке явилась Пресвятая Богородица и сказала: родится у тебя сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение. Когда младенец появился на свет, его назвали Алексием. Произошли эти события в XV веке в Северном крае в семье Никифора по прозвищу Ошевень и жены его Фотинии.

Уже в отрочестве Алексий проводил ночи в молитве, соблюдал строгий пост, читал божественные книги. Раз он молился в храме, говоря: «Господи Иисусе Христе! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя во всем!». В ответ отрок услышал голос: «Встань без боязни! Получишь то, о чем просишь!». После этого он начал поститься еще строже, а мать, помня о словах Богородицы, не смела мешать сыну.

Путь домой

Когда Алексию исполнилось 18 лет, и родители захотели «браку законному причтати его», юноша испросил разрешение сходить в Кирилло-Белозерский монастырь на богомолье. Никифор и Фотиния отпустили сына с грустью, быть может, предчувствуя будущее...

Домой сын не вернулся, родителям принесли лишь письмо. В нем юноша говорил о своем желании поступить в обитель и послужить Богу. Когда через год на богомолье в монастырь пришел Никифор Ошевень, ему так понравилось в обители, что он сам предложил сыну оставаться здесь.

Иночество Алексий принял только через 6 лет: «и нарекоша имя ему Александр, бысть же возрастом тогда 25 лет». Примерно в это же время его родные переселились «от насилия земных властей» в Каргопольские земли.

Александр - одолевающий терпением

В Ошевенскую слободу и пришел однажды отец Александр навестить своих родителей. Когда наступило время возвращаться в обитель, Никифор и Фотиния “начат увещавати” его устроить свой собственный монастырь рядом со слободой, на другом берегу реки Чурьеги. На следующий же день будущий подвижник пошел посмотреть это место, поставил там крест и стал молиться. «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся», - услышал инок.

Дав обет построить на этом месте храм во имя святителя Николая и поселиться здесь навеки, преподобный исполнил его. Ныне монастырь в Каргопольской земле, носит имя своего основателя - Александро-Ошевенский. Эта обитель стала духовной колыбелью для многих подвижников: среди них преподобные Кирилл, основатель Сырьинского монастыря и Пахомий, заложивший Кенский монастырь и воспитавший святого Антония Сийского.

Преподобный Александр ввел в своем монастыре строгий общежительный устав, и многие из его учеников, не выдержав, возвращались в мир, было у святого, много других скорбей. Однажды он всю ночь молился, прося Господа укрепить его на борьбу с лукавым, и вдруг услышал множество голосов: «Одолел ты нас Христовой благодатию, твоим терпением!». После этого огорчения прекратились.

Жизнь после смерти

Когда настал смертный час, преподобный призвал к себе братию и заповедал, как самое главное, послушание к игумену и любовь между собою. Заботу по обители он поручил своему брату Леонтию, предсказав, что тот будет в ней иноком, а также открыл будущее монастыря. Преподобный Александр скончался 20 апреля (3 мая по н.ст.) 1479 г. 52 лет от роду. Этот день стал днем памяти святого. От святых мощей его вскоре стали истекать происходить чудеса.

Первоначально святой был погребен по правую сторону от построенной им деревянной церкви святого Николая. По преданию мощи находятся в Ошевенском монастыре под спудом каменного Успенского храма, где в 1707 г. был освящен придел в честь преподобного.

Житие святого написал насельник Ошевенского монастыря иеромонах Феодосий спустя 88 лет после смерти преподобного. Феодосий не был «самовидцем» святого Александра, сведения о его жизни и подвигах он собирал «от древних инок и сродников святаго от рода его». Именно текст жития сохранил описание внешнего облика преподобного: «Возрастом средний человек, лицем сух, образом умилен, очи име влущине, брада невелика и не вельми густа, власы русы, вполы сед».

В окрестностях Каргополя есть несколько мест, связанных с жизнью преподобного Александра. Сейчас к ним, как и много лет назад, продолжают приезжать паломники.

Камень-следовик

Недалеко от дороги в монастырь лежат два больших камня, с ними связано одно из преданий о земном пути преподобного. Когда святой шел к месту, где позже основал обитель, его укусила змея. Преподобный Александр положил ногу на камень, след ступни отпечатался на валуне и отчетливо виден до сих пор. В Каргополье существует поверье, что после дождя в отпечатке появляется вода красного цвета. Среди паломников издавна существует традиция: становиться босою ногою в этот след, молясь об избавлении от болезней.

С камнем связан еще один эпизод: «изгнание змей» с Ошевенской земли. Преподобный Александр заклял их и предрек, что, до тех пор, пока стоит его монастырь, «пока звон слышно», змей в Каргополье не будет. Так и случилось.

В XVII веке в честь чудесного избавления от змей верующие установили особый праздник — Богомоленье, который отмечался ежегодно в первое воскресенье Петрова поста. В этот день Александро-Ошевенский монастырь встречал крестный ход из Христорождественского собора в Каргополе. Около Никольской часовни это молебное шествие соединялось с богомольцами из приходских церквей. В XIX — начале XX века крестный ход совершался нерегулярно, но все равно каждый год множество паломников в день Богомоленья стекалось к раке святого.

Река-Халуй

Примерно в трех километрах от села Ошевенское современный путешественник увидит необычное природное явление: небольшая речка Халуй, дойдя почти до первых домов, уходит под землю. За деревнями она вновь выходит на поверхность. Объяснение столь необычному ландшафту находится в преданиях о преподобном Александре: крестьяне, как правило, неприветливо встречавшие желавших поселиться рядом с ними монахов, не ласково встретили и основателя Ошевенской обители. Когда святой был в этих краях, он попросил у сельчан разрешения переночевать, но «не возлюбили, как он такой репсоватый, грязной, ходит скимник какой-то: “Уходи от нас, не занимай места этто, не ставь монастыря никакого, не разводи ничего, уходи, нам такого не надо». Тогда, как гласит предание, святой сказал халуйцам роковые слова: за то, что прогнали меня, будете жить у реки, но испить из нее не сможете.

Только ли к халуйцам были обращены эти слова? Разве мы не у источника находимся, а испить из него не можем, потому что когда-то также сказали: «...нам такого не надо». Своими силами нам время вспять не повернуть, но «невозможное человекам возможно Богу» (Лук 18:27). Нужен лишь шаг навстречу: желание обратить свои души к Источнику воды живой, и покаяние, смирение в сердце.

P.S. Когда халуйцы осознали, что сотворили, то на месте, где река выходит из-под земли, в знак покаяния поставили часовню...

Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.