Отец Олег Ягнитев:«Шенкурск не растерял свою святость»

Дата публикации:13.08.2013

Беседа главного редактора «Правды Северо-Запада» Ильи Азовского с настоятелем шенкурского храма Зосимы и Савватия Соловецких отцом Олегом Ягнитевым.

Илья Азовский: Отец Олег, я сегодня, гуляя по Шенкурску, видел очень колоритные развалины бывшей Сретенской церкви. Люди мне пояснили, что еще лет 20 назад здесь была баня. Из истории мы знаем, что в церквях большевики устраивали клубы, склады. Но чтоб бани...

Баня прекратила существование из-за того, что она состарилась, или люди поняли, что это неприлично?

Отец Олег: То, что люди поняли, это точно не так. Так же, как и Свято-Троицкий собор, где был кинотеатр, он просто сгорел. Причем два раза, первый восстановили, второй раз не стали.

Илья Азовский: В этом есть какая-то мистика?

Отец Олег: Там были видения ангелов. Я приехал в Шенкурск в 2006 году, работы было, конечно, очень много. Приходил дед, высохший весь, жалею, что не записал. Он возил пленки в кинотеатр, рассказывал, что привез киноленты и стали они с другом-кинооператором разбирать. И тут услышали пение восточное в алтаре, что наверное из Византии. Страшно, волосы зашевелились. Чуть не поседели оба.

Илья Азовский: Вы и прихожане облагородили территорию вокруг старинного разрушенного Свято-Троицкого собора, что прилегает к главному храму Шенкурского района преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. А нет ли желания восстановить храм?

Отец Олег: Я думаю, что надо начинать с бессмертного — с заботы о человеческих душах. А разрушенных церквей, действительно, еще немало на нашей земле. И это прискорбно.

Будет надобность — люди храмы восстановят, с Божьей помощью.

Вот пример: в Шенкурске есть девушка — наша прихожанка, я ее благословил, она благоустраивает территорию вокруг разрушенной старинной Сретенской церкви. Ведь это нехорошо: устроили помойку, а там наши предки молились, слезы лили, радовались, детей крестили.

В Шенкурске все каменные храмы возведены в XIX веке. До этого строили деревянные церкви. Некоторые чудесным образом сохранились и по сей день.

Например, храм Георгия-Победоносца, 1732 года постройки, что в деревне Котошка, и деревянная церковь в деревне Сюма.

В Котошке настолько уникальная церковь, что не надо быть экспертом в области деревянного зодчества Русского Севера, чтобы понять, что это уникальная постройка.

А у нас был здесь монастырь. Сегодня в Шенкурске сохранился и действуют зимний храм Зосимы и Савватия Соловецких, келейный корпус, где до революции жили монашки.

Замечу, что шенкурский женский монастырь был известен своими золотошвейными мастерскими.

Екатерина Великая много жертвовала в этот монастырь. Храм Зосимы и Савватия Соловецких начала строить именно она.

Императрица прибыла в Шенкурск на корабле по реке Ваге. В центре города и по сей день есть место с названием Екатерининский ручей, — по одной из легенд Екатерина II заплыла по нему прямо в центр города. Ей оказали достойный прием.

Наш храм строили очень долго, почти тридцать лет. Внутри он не был расписан фресками, это дорого, ведь росписи делались по сырой штукатурке, иконописец должен иметь особый талант от Бога. В русской традиции белые храмы, росписи пришли из Византии, они более богато выглядят, а белый храм — цвет непорочной чистоты.

Илья Азовский: Сегодня в храме происходят чудеса?

Отец Олег: У нас есть чудотворная икона Спасителя, очень старая, письмо профессиональное, явно писал не народник, а профессиональный иконописец. Икона была очень темная, еще до меня привозили реставратора, он должен был умереть, а говорят, до сих пор жив.

Болезнь у него была, врачи сказали, три месяца жить осталось, но он икону расчистил и излечился. Еще у нас есть святой Преподобный Варлаам Важский, новгородец, жил в XV веке. Он был очень богатым человеком, купил эти земли, основал Иоанно-Богословский монастырь в Смотроковке, 2 июля мы ходим туда крестным ходом 24 километра.

Правда, мало что осталось, каменный и деревянный храмы разрушены, часовня есть, в ней молебен служим. Недавно монастырская дорожка открылась — выложенная из известнякового камня. Это подарок от Преподобного на юбилейный, пятый, крестный ход.

На той неделе всего на сутки приезжал священник из Нью-Йорка Отец Виктор —служит в Русской Православной Церкви за рубежом.

История его визита в Шенкурск такова: Не так давно Отцу Виктору явился Святой, который однажды разрешил его сложную жизненную ситуацию. На вопрос священника «Кто ты?» был ответ: Варлаам Шенкурский.

Илья Азовский: А что может значить явление святых?

Отец Олег: Я недавно освящал квартиру бабушке и дедушке, у них в углу две иконы Луки Войно-Ясенецкого и Матрены Московской. Я спрашиваю: живы эти люди?

Нет, конечно, давно умерли. А как же весь мир им молится и помощь получает?

Мы что, от разложившихся трупов получаем помощь?

Разложилось тело, а душа жива, значит, и люди живы. Ведь помощь та явная.

После смерти особо ничего не поменяется, если был ты в жизни дрянью, то и там ангелом не станешь.

Поэтому и должны мы заботиться о своей душе, пока не расстались с телом.

Хочется нам пить — телу без разницы, что пить, а душа начинает выбирать, сладенькой водички или ключевой. Тело может сказать: хочу спать, а душа говорит, нет, держи автомат, надо Родину защищать, тело говорит: да зачем, а душа говорит: есть долг.

Илья Азовский: В Индии похороны проходят как фестиваль, поскольку люди искренне радуются за умершего, и как мне объяснили, в России люди жалеют больше себя, что им будет плохо без умершего.

Отец Олег: Тело болеет одной болезнью, по сути — смертью, а душа вечна. У нас же горе от разлуки. Апостол Павел говорит: вы не горюйте, как те, кто не имеет упования, мы же расстаемся на время. Человек перестает быть человеком, если у него нет такого великого дара, как воля. Верить — это не только верить, но и доверять. Бог — бесконечный источник жизни.

Илья Азовский: Из истории мы знаем, что христианизация Севера, в том чиcле и Шенкурска, прошла мирно. Чудь белоглазая жила вместе с новгородцами, а потом растворилась. Почему, как вы думаете, не было жертв и кровопролитий?

Отец Олег: Христианизация шла поступательно и медленно. С Юга на Север. И обращение в Православие на Руси проходило мирно. Это был выбор людей.

Илья Азовский: Почему в Шенкурске нет никаких сект, западных проповедников? В нашей области это, пожалуй, единственный город.

Отец Олег: Шенкурск стоит как бы особняком, здесь практически нет воровства — коляску, велосипед можно у дома оставить, никто не возьмет. Здесь практически нет заезжих, как например в Коноше, мы же, бывает, оторваны от «большой земли» в паводок. Это кует свой местный менталитет, здесь все есть понемножку. Когда я сюда приехал, мне 15-летний мальчик сказал: батюшка, это же красный город — вам здесь будет страшно жить.

Но что отрок, если даже взрослые рассказывали, как в Петербурге по радио слышали, что в Шенкурске, якобы, был закрыт первый в России Православный храм...

А другие люди видели политическую карту мира, где отсутствовал Архангельск, зато Шенкурск был обозначен огромной красной звездой.

Город называли колыбелью революции в Архангельской и Вологодской губерниях. Здесь было очень много политических ссыльных.

В то же время при населении Шенкурска чуть меньше десяти тысяч человек в городе имелось семь церквей и монастырь.

Шенкурская земля славится такими святыми, как Преподобный Варлаам, Георгий Шенкурский, Афанасий Наволоцкий, Захария Шенкурский.

Земля здесь святая, намоленная. Здесь всегда жил благочестивый и праведный народ, и Шенкурск не растерял свою святость.

Материал опубликован в общественно-политической газете «Правда Северо-Запада» от 07.08.2013.

Источник: www.echosevera.ru 


Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.