«Северные письма»

Дата публикации:30.10.2013

Кандидат искусствоведения Татьяна Кольцова об иконописи Русского Севера

В музейных коллекциях отдельное место занимают иконы. Они представляют ценность не только для верующих, но и для искусствоведов. Северная иконопись - наименее изученная часть русского духовного наследия. В то же время коллекции «северных писем» в выставочных залах страны разнообразны, лучшая из них хранится в Архангельском музее изобразительных искусств. 

Основную часть собрания привезли из заброшенных церквей и часовен области, другую собрали у жителей региона. Почти все экспонаты были в аварийном состоянии: у них разрушался красочный слой и левкас, они были под сильно потемневшей олифой, с загрязнениями. Многие из них не раз подвергались «чинкам» и «поновлениям», что также плохо сказалось на их состоянии. Реставрацией иконы занимались специалисты в мастерских Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска и Вологды. За короткий срок в Архангельском музее удалось собрать уникальную коллекцию древних икон, в которой около 3000 экспонатов. Все они памятник самобытной культуры Русского Севера.

Эклектика стиля

Местное иконописное наследие отличается большим стилистическим разнообразием, здесь нет единого направления. В основе - традиции новгородской, московской и ростовской иконописных школ.

Так, древнейший памятник коллекции Архангельского музея ¾ «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати» ХIV века, обнаруженный в церкви на одном из островов Северной Двины, восходит корнями к ростовской иконописи.

С искусством Новгорода северные иконы сближают контрастное сочетание ярких локальных цветов, плоскостность, подчеркнутое значение контура и линии.

В традициях среднерусской живописи создан образ «Сошествие во ад, с праздниками и избранными святыми», происходящая из Сольвычегодска. На иконе изображено одно из важнейших событий евангельской истории - сошествие Иисуса Христа в преисподню. Однако важно отметить, что подражание не было слепым. Уже в ранних иконах видна самобытность, свидетельствующая о первых ростках самостоятельности местных иконописцев.

Северный пантеон

В XVI ¾ XVII веках в северной иконописи сложился пантеон наиболее почитаемых святых. Самым популярным был святитель Николай. Не случайно народная молва гласила: «От Холмогор до Колы 33 Николы». Икона, изображающая Николая Чудотворца, была в местном ряду почти каждого северного храма. Особо почитались местные подвижники: преподобные, основатели северных монастырей ¾ Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Никодим Кожеозерский, Александр Ошевенский; и праведники ¾ Прокопий Устьянский и Артемий Веркольский.

В собрании музей хранится образ св. Прокопия Устьянского конца ХVII - начала XVIII века из Ильинской церкви с. Ростовского Вельского района Архангельской области.

Первая икона, изображающая этого святого, написана в середине ХVII века Онисимом Каразиным. Все последующие списки повторяли этот запомнившийся образ. Святой Прокопий изображается юношей в коротких одеждах. Руки его воздеты в молении перед Богоматерью. В центре иконы - деревянный храм на фоне горы. В древности в селе Бестужево был ансамбль церквей, одна из которых стояла на склоне крутой горы. Предание гласит: храм планировали построить на вершине, однако бревна, которые привозили на гору для постройки здания, ночью скатывались ниже. Так определилось место строительства. Детали церкви, изображенной на иконе, свидетельствуют о том, что иконописец знал особенности северной деревянной архитектуры.

Особенности материала

Технико-технологические особенности северной иконописи пока малоизучены. Можно лишь поделиться отдельными наблюдениями. Практически все образы написаны на сосновых досках. Иконы XVII ¾ XVIII веков покрывает плотная паволока, иногда она ложится только по местам стыковки досок.

Северные мастера в основном использовали привозные краски и золото. Однако применялись и материалы, созданные на основе местных красящих веществ. Их готовили из разноцветных глин, которые добывали в бассейнах северных рек.

Русский Север не дал единого стилистического направления в иконописи. Однако работы мастеров, трудившихся в крупных северных городах и монастырях, отличала творческая самобытность. «Северные письма» ¾ это важное звено в общерусской живописной традиции.

Использованы материалы из книги Кольцовой Т.М. «Песнопение в красках. Иконы Северной Руси. Альбом-календарь». Милан (Италия), 2001.

Возврат к списку




Публикации

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью
22 Ноя 2017

Епископ Тихон (Шевкунов): Для Церкви критика власти не является самоцелью


В интервью Зое Световой, журналисту сайта "Открытой России", епископ Тихон (Шевкунов), которого называют "духовником Путина", рассказал, что не смотрел фильм Кирилла Серебренникова "Ученик" и не показывал его Путину, объяснил, почему Церковь поддерживает государство, и сообщил, что знает, что некие силы готовят серию заказных публикаций против Русской Православной Церкви, чтобы ослабить ее влияние на народ.

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.