Епархиальный отзыв на документ Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

Дата публикации:11.11.2013

Отзыв на документ Межсоборного присутствия «О подготовке ко Святому Причащению». Принят на расширенном заседании Епархиального совета Архангельской епархии.

Представленный документ отличают выдержанность, последовательность, хорошая богословская и историческая аргументация. Очень важным представляется исторический обзор и святоотеческий комментарий.

В условиях современного мира каждый христианин встречается со множеством вызовов; противостояние требует от него серьёзных усилий, немыслимых без благодатной помощи Божией, подаваемой в Таинствах Церкви, прежде в сего в Таинстве Евхаристии. Именно поэтому многие известные современные духовники рекомендуют причащаться чаще, чем это было принято в Синодальный период истории Русской Церкви. В предлагаемом проекте документа оговаривается эта уже фактически существующая практика более частого приобщения.

Подробно рассматривается необходимая подготовка к Святому Причащению. Нам кажется совершенно обоснованным сохранение поста, в том числе и для тех, кто причащается часто. Следует учитывать, что усвоение даруемой в Святом Причащении благодати в значительной степени зависит от подготовки к Таинству. Безусловно, при определении личной меры поста необходимо иметь в виду индивидуальное физическое и духовное состояние человека.

Представляются важными разъяснения по поводу участия в Евхаристии на Светлой седмице. В эти дни Церковь не предусматривает говения, что не должно становиться препятствием для приобщения. Отличия в практике разных приходов сегодня зачастую приводят к возникновению вполне обоснованных недоумений среди прихожан. Распространённое явление – отказ в Причащении из-за несоблюдения поста на Светлой седмице.

Достаточно ясно в документе изложен вопрос об исповеди перед Святым Причащением: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии» (п.5). Даже при частом приобщении исповедь представляется обязательной. Во-первых, в секулярном обществе человеку крайне сложно сохранить душевный мир и чистоту помыслов; во-вторых, исповедь даёт возможность духовнику следить, насколько готов тот или иной человек к участию в Евхаристии, памятуя о том, что оно подразумевает хотя бы небольшое усилие, направленное на духовный рост и покаяние.

На наш взгляд, кардинальная ломка сложившихся литургических традиций в Русской Православной Церкви может привести к печальным последствиям. Примером в данном случае может послужить опыт общины последователей священника Георгия Кочеткова, которая на протяжении 20 лет действовала в храме в честь Сретения Господня Архангельской и Холмогорской епархии (село Заостровье Приморского района Архангельской области). На Заостровском приходе были отменены обязательные пост и частная исповедь перед Причастием. Все члены Сретенской общины причащались за каждой Литургией.

При этом в Заостровской общине культивировались элитарность и открытое противодействие священноначалию, её члены противопоставляли себя другим верующим. В итоге самочинное «литургическое возрождение» по методу священника Георгия Кочеткова в Сретенском храме отрицательно сказалось на духовном состоянии прихожан, привело их к самообольщению и прелести.

Также в проекте документа рассматриваются проблемы, связанные с семейной жизнью и личной нравственностью. Разногласия среди духовенства нередко вызывает вопрос о приобщении людей, живущих в не освящённом Таинством Венчания браке. Проект документа устраняет возможные расхождения.

Ещё одной важной темой, затронутой в документе, по которой также нет единого мнения, является участие в Евхаристии детей.

Таким образом, можно предположить, что принятие данного документа позволит сделать практику участия в Таинстве Евхаристии более единообразной, не исключая вместе с тем возможности индивидуального подхода к конкретному человеку. 

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!