Епархиальный отзыв на проект Межсоборного присутствия «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»

Дата публикации:20.11.2013

Проект «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» дает основание считать, что принятие этого документа поможет улучшению ситуации взаимоотношений со старообрядцами. Примером восстановления отношений может послужить миссионерская работа среди старообрядцев на Русском Севере в конце XIX – начале XX веков.

В начале ХХ века на Архангельском Севере сохранялось много старообрядческих общин, в том числе в самом Архангельске и окрестностях (Маймаксе, Левковке, Лахте, Лае), немало старообрядцев было в Пинежском, Мезенском, Кемском и Александровском (на Мурмане) уездах. Еще во 2-й половине XIX века стали появляться на Севере священники белокриницкого толка, которые восполнили старообрядческое духовенство.

Точно сказать о количестве старообрядцев в начале ХХ века мы не можем, поскольку было немало мест, где жители крестятся двумя перстами и служат по старому обряду. При этом нередко отмечалось, что в одном и том же месте (деревне, селе) семьи старообрядцев соседствуют с семьями, придерживающимися нового обряда.

В 1864 году в епархии был создан Комитет по делам раскола, позднее — и миссионерский отдел, в 1910 образовано Пинежское викариатсво (в него входили Пинежский, Мезенский, Кемский и Александровский уезды), главной задачей которого была просветительская работа среди старообрядцев.

В результате деятельности миссионерского отдела епархии многие старообрядческие приходы становились единоверческими. Указ Императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. способствовал тому, что старообрядцы вышли из подполья, начали создавать общины, строить новые храмы.

Пример восстановления отношений со старообрядцами и их воцерковления на рубеже XIX – XX веков на Русском Севере опровергает скептическое мнение тех, кто полагает восстановление взаимоотношений невозможным.

В течение ХХ века (в 1917-1918, 1929 гг.) предпринимались попытки решить некоторые проблемы взаимоотношений. Важными шагами стали определения Поместных Соборов 1971 и 1988 годов, принявшие о снятии «клятв» и «прещений» на старый обряд.

На Архиерейском Соборе 2004 года были приняты постановления, определяющие пути уврачевания раскола. В своем докладе на Соборе Святейший Патриарх Кирилл (тогда митрополит) заострил внимание на парадоксальной ситуации: «Соборы принимают определения считать клятвы на старообрядцев и порицательные выражения о старых русских церковных обрядах "яко не бывшими", а на местах уровень информированности духовенства об этом настолько низок, что "яко не бывшими" становятся сами эти определения».

Митрополит Кирилл подчеркнул: «Убежден, что у нас есть реальные основания для надежды и на коренное изменение взаимоотношений со старообрядцами… Мы и старообрядцы разделяем одну и ту же веру не только в догматическом, но и в жизненном выражении: у нас одна система ценностей... У нас со старообрядцами одно и равно любимое Отечество. Нам одинаково дороги наследие и идеалы Святой Руси».

И сегодня обсуждение на общецерковном уровне этой проблемы считаем важным и актуальным.

Важную роль в преодолении отчужденности, недоверия должны сыграть средства массовой информации, как церковные, так и светские. При этом журналист должен хорошо знать историю Русской Православной Церкви, в том числе старообрядчество, выступать не судьей, а истинным христианином, проводником мира, единения в народе. В этой очень сложной работе журналист должен тесно сотрудничать со священством.

Поддерживаем проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодолению и считаем актуальными и важными изложенные в проекте предложения, — их осуществление будет способствовать воссоединению.

Считаем, что целесообразным добавить в проект следующие предложения:

1. Духовным учебным заведениям больше внимания уделять изучению причин, которыми была порождена трагедия раскола, памятуя о христианском миролюбии.

2. Полезным станет привлечение специалистов, изучающих старообрядчество, краеведов, деятелей культуры и искусства к проведению семинаров, различных мероприятий с целью единения.

3. При возникновении инициативы в создании единоверческого прихода, где будут совершаться службы по старому обряду, необходима поддержка правящего архиерея.

Предстоит работа сложная, требующая большого такта, терпения. Ориентиром служат слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что в вопросе вероисповедания между старым и новым обрядом должна стоять не приверженность обрядовой стороне, а единая вера во Христа. Как засвидетельствовал в 1971 году Поместный Собор, многообразие внешнего выражения обрядов, которое всегда было присуще древней неразделенной Христианской Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения, не противоречит их спасительному значению.

Возврат к списку




Публикации

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким
10 Июл 2018

Священник Алексей Уминский: Мир становится хрупким


Когда появляется образ врага, неминуемо начинается схватка. Но откуда эта идея взялась сейчас, в благополучное время? Что произошло сто лет назад и как это повлияло на наш народ? Почему продолжается гражданская война в умах?

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»
9 Июл 2018

Владимир Легойда: «Христианство — это всегда подвиг»


Владимир Легойда в интервью «Известиям» оценил риски предоставления автокефалии Украинской Церкви, рассказал о том, как Русская Православная Церковь относится к пенсионной реформе, и ответил на другие актуальные для Церкви и общества вопросы.

Праздник личного бессмертия
9 Июл 2018

Праздник личного бессмертия


«Праздников праздник и торжество из торжеств». Именно так православная святоотеческая традиция характеризует масштаб события Воскресения Христова.

Поток злых слов взял верх...
9 Июл 2018

Поток злых слов взял верх...


На Пинежье в Архангельской области почти в каждой деревне есть братские могилы 1918-1919 годов. На Пинеге в красных и белых частях служили партизаны-добровольцы, которые бились до последнего и всеми способами стремились уничтожить противника.