Епархиальный отзыв на проект документа Межсоборного присутствия «О христианском погребении усопших»

Дата публикации:20.11.2013

В этом году Межсоборным присутствием, после рассмотрения церковно-правовой и редакционной комиссиями, был предложен к общественному обсуждению предварительный проект документа «О христианском погребении усопших». Считаем появление его своевременным и необходимым, т.к. устоявшаяся практика церковного отпевания и погребения, сложившаяся в дореволюционной России, оказалась в годы гонений фактически полностью разрушенной, а то, что сохранилось, приобрело значительные искажения.

К проекту документа «О христианском погребении усопших» мы предлагаем некоторые дополнения. «Последование погребения мирских человек» из Требника содержит указание на то, что в гроб кладутся мощи усопшего христианина. И, действительно, в соответствии с Церковным Преданием, тело усопшего верного, хоть раз приступившего к Телу и Крови Христовым, называется мощами. Введение данного утверждения во второй абзац проекта, по нашем мнению, придаст большую обоснованность утверждению о неприемлемости кремации тел православных христиан. Т.о. предлагаем дополнить второй абзац предложением:

«В соответствии с Церковным Преданием, тело усопшего христианина, хоть раз приступившего к Телу и Крови Христовым, принято называть мощами».

Полностью поддерживаем мысль о порочности широко распространившейся практики «заочных отпеваний». Однако, в тексте проекта документа в перечислении допустимых причин отпевания без тела усопшего слова «вполне оправдано» предлагаем заменить на «допустимо лишь», иначе этот абзац плохо согласуется с предыдущим о несоответствии заочного отпевания Преданию Церкви.

Предлагаем также, в обсуждаемом проекте отметить необходимость составления и принятия Архиерейским Собором «Последования мертвенного мирских человек без предлежащих мощей». Исходя из «Последования погребения мирских человек» содержащегося в Требнике, можно сделать вывод о необходимости совершения его строго перед телом усопшего. Появление же нового Последования снимет многие вопросы, стоящие перед пастырем при совершении «заочного» отпевания.

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!