Епархиальный отзыв на проект документа Межсоборного присутствия «О христианском погребении усопших»

Дата публикации:20.11.2013

В этом году Межсоборным присутствием, после рассмотрения церковно-правовой и редакционной комиссиями, был предложен к общественному обсуждению предварительный проект документа «О христианском погребении усопших». Считаем появление его своевременным и необходимым, т.к. устоявшаяся практика церковного отпевания и погребения, сложившаяся в дореволюционной России, оказалась в годы гонений фактически полностью разрушенной, а то, что сохранилось, приобрело значительные искажения.

К проекту документа «О христианском погребении усопших» мы предлагаем некоторые дополнения. «Последование погребения мирских человек» из Требника содержит указание на то, что в гроб кладутся мощи усопшего христианина. И, действительно, в соответствии с Церковным Преданием, тело усопшего верного, хоть раз приступившего к Телу и Крови Христовым, называется мощами. Введение данного утверждения во второй абзац проекта, по нашем мнению, придаст большую обоснованность утверждению о неприемлемости кремации тел православных христиан. Т.о. предлагаем дополнить второй абзац предложением:

«В соответствии с Церковным Преданием, тело усопшего христианина, хоть раз приступившего к Телу и Крови Христовым, принято называть мощами».

Полностью поддерживаем мысль о порочности широко распространившейся практики «заочных отпеваний». Однако, в тексте проекта документа в перечислении допустимых причин отпевания без тела усопшего слова «вполне оправдано» предлагаем заменить на «допустимо лишь», иначе этот абзац плохо согласуется с предыдущим о несоответствии заочного отпевания Преданию Церкви.

Предлагаем также, в обсуждаемом проекте отметить необходимость составления и принятия Архиерейским Собором «Последования мертвенного мирских человек без предлежащих мощей». Исходя из «Последования погребения мирских человек» содержащегося в Требнике, можно сделать вывод о необходимости совершения его строго перед телом усопшего. Появление же нового Последования снимет многие вопросы, стоящие перед пастырем при совершении «заочного» отпевания.

Возврат к списку




Публикации

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник
20 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Вторник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим во вторник первой седмицы Великого поста...

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу
19 Фев 2018

Иеромонах Симеон (Мазаев): Посадить страсти на тумбу


Как «самый умный юноша на свете» разочаровался в предметах самого умного факультета, почему судьбы человеческие — защищенный канал связи с Богом, а монашество — любовь? Об этом в интервью нашему изданию рассказывает кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии и публицист иеромонах Симеон (Мазаев).

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник
19 Фев 2018

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник


Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью?

Святой наших дней
14 Фев 2018

Святой наших дней


Старчество — явление не только древнехристианской и старорусской, но и современной жизни в Церкви. Это своего рода руководство, когда достигший высочайшей духовности и мудрости старец делится этими дарами с монахами и мирянами. Архимандрит Кирилл (Павлов), живший в Троице-Сергиевой лавре, был одним из наиболее почитаемых старцев конца XX — начала XXI века.