Епархиальный отзыв на проект документа Межсоборного присутствия «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

Дата публикации:20.11.2013

Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)» подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и доработанный редакционной комиссией Межсоборного присутствия, рассмотрен и обсужден в приходах Северодвинского благочиния Архангельской и Холмогорской епархии по результатам чего сделаны следующие выводы и предложения.

Считаем, что в условиях современной действительности, для которой характерно развитие нравственного нигилизма, происходящего под прикрытием ложного понимания свободы личности, появление данного документа весьма актуально. В нем концентрируются и конкретизируются основные определения православной церкви о сущности православного брачного союза и причины, разрушающие такой союз.

В документе официально закрепляется определение православного брака, которое ранее не существовало. В случае утверждения Архиерейским собором, оно приобретает канонический статус.

Вместе с тем, определение православного брака, представленное в п.1, по нашему мнению, необходимо сделать более развернутым, отразив в нем духовный смысл православного Браковенчания, которое совершается Духом Святым и является одним из Церковных таинств. Необходимо также отметить, что одним из главных условий для совершения Браковенчания является наличие у вступающих в брак, опыта духовной церковной жизни по канонам и традициям Православной церкви (воцерковление). Предлагаем также слово «брачующиеся» заменить на более благозвучные слова «вступающие в брак».

В п.2 проекта документа формулируется соотношение между определениями Церковного венчания и государственной регистрации брака как для проживающих на территории России так и за ее пределами.

Однако, учитывая приоритетность данных соотношений для проживающих на территории России, по нашему мнению, их следует поместить в начало пункта. Т.е. начать п.2 со слов: «Таинство Браковенчания совершается после государственной регистрации брака.»

Определение сожительства без регистрации брака как блудного, по нашему мнению, необходимо сделать не только для православных христиан, но и для неправославных, так как это является смертным грехом в независимости от отношения человека к православию.

Отдельно следует прокомментировать случаи, когда Браковенчание совершено без государственной регистрации брака.

П.4 проекта документа является логическим продолжением п.2. Данный пункт конкретизирует отношение Церкви к «невенчанным» бракам, которое изложено в Основах социальной концепции (гл. Х, п. 3.). В данной формулировке отражено практическое направление использования уже принятого Архиерейским собором положения. Чтобы не нарушать логической связи между п.2 п.4, по нашему мнению, п.4 следует поместить в рассматриваемом документе сразу за п.2 и присвоить ему соответствующий порядковый номер.

П.3 проекта документа предлагаем перенести на четвертую позицию. В данном пункте, исходя из положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви принятых в 2000 году, определяется отношение Церкви к бракам, заключенным православными христианами с нехристианами. По нашему мнению, для более широкого использования положений данного пункта, необходимо термин «нехристиане» заменить на термин «иноверцы».

Понятие «иноверцы» включает в себя не только нехристиан, но также представителей католической церкви, протестантов, других традиционных христианских конфессий, совершение Браковенчания с которыми недопустимо постановлениями церковных соборов (Трул. 72; Карф. 30; Лаод. 10, 31), кроме отдельных особо оговариваемых случаев.

П.5 проекта документа определяет соотношения норм светского и канонического права Церкви при заключении православного брака. Однако, по нашему мнению, формулировка пункта излишне лаконична и требует дополнения из текста Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

П.п.6, 7, 8 и 9 проекта документа посвящены самому печальному событию в жизни православной семьи, - разрушению семейного союза. По нашему мнению, все формулировки данных пунктов должны быть предельно деликатны и они должны основываться на мысли о нерасторжимости христианского брака («Иже Бог сопряже, человек да не разлучает»). Лишь члены семейного союза, - муж или жена по своей греховности могут своими действиями разрушить брачный союз. Но они же могут и восстановить его через покаяние, через милость и прощение. В каждом критическом для брака случае необходима духовная поддержка пастыря, глубокий анализ ситуации и время для попыток возможного восстановления разрушенного. По нашему мнению следует констатировать, что не может быть причин для расторжения Церковного брака, могут быть лишь поводы и причины для его разрушения.

П.10 проекта документа напоминает приходским священникам об их ответственности за катехизацию готовящихся к вступлению в Церковный брак. Мы согласны с формулировкой, предложенной в проекте.

Возврат к списку




Публикации

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду
15 Май 2018

Храм преподобного Серафима: из Архангельска в Канаду


Храм преподобного Серафима Саровского в Роудоне будут строить совместно на двух континентах — в России и Канаде.  Канадские строители в ближайшее время осуществят нулевой цикл работ, а сам сруб из северного круглого леса изготовят в Архангельске и затем  доставят на Северо-Американский континент в разобранном виде.

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно
9 Май 2018

Игумен Феодосий (Нестеров): Развивать Север без участия государства невозможно


О причинах коррупции, демографических проблемах и воспитании молодежи рассуждает член Общественной палаты Архангельской области, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества игумен Феодосий (Нестеров).

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!