Епархиальный отзыв на проект документа Межсоборного присутствия «Концепция русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма»

Дата публикации:22.11.2013

Проект документа «Концепция русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» представляется выверенным, достаточно разработанным на основе существующего опыта, где в краткой форме предлагаются положения по формам и методам работы, координации церковной деятельности по утверждению трезвости на всех уровнях (общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском), взаимодействию с государством, общественными организациями, СМИ в вопросах утверждения трезвости.

Важный раздел, с которого начинается документ – отношение Церкви к трезвости и пьянству. Есть указание на правила св. апостол, где категорически осуждается злоупотребление спиртными напитками (правила 42,43), но также строго указывается, что гнушение вином «не ради подвига воздержания» есть образ «клеветы на создание Божие» ( правила 51, 53).

Отмечается, что в Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской, оно являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками, вино является веществом Таинства Евхаристии.

Таким образом, выявляется понятие трезвеннической культуры, когда умеренное и свободное употребление алкоголесодержащих напитков не связано с изменением сознания, пьянством, потерей трезвости. Это наблюдается, и по сей день, в странах, с традиционным винным производством, где культура общественной трезвости высока, а алкоголизм осуждается как явный порок. Совсем иное дело, когда возникает пагубная зависимость от алкоголя и употребление его неизбежно ввергает человека в водоворот греха.

В разделе «Формы и методы по утверждению трезвости» первым пунктом стоит обет трезвости (зарок), который дается, как указывается, с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Отмечаются три категории лиц, которые принимают участие в этой практике сами страждущие, их родственники и люди, занимающиеся профилактикой алкоголизма.

Этот пункт (обетная практика) вызывает дискуссию и неоднозначное отношение в среде духовенства и специалистов. Например, в статье прот. Валентина Жохова «Обет трезвости в приходской практике православного пастыря» указывается на неправильное применение обета. В этой статье отмечается, что обетная практика появляется лишь в конце девятнадцатого века и ранее была неизвестна, также не известны чинопоследования данного обета. Но, главное, если обет рассматривается как средство исцеления сам по себе, в отрыве от регулярных, поддерживающих занятий в оздоравливающей среде (общества, группы), его применение может привести к тяжелому состоянию, срывам, депрессии, потери веры или, наоборот, к состоянию гордыни, прелести. В искаженном понимании этой практики человек может или внутренне брать всю ответственность на себя («Я же Богу обещал») и терпеть период обета без фактического выздоровления. А если сорвался, то получается, что «Я - предатель». Или, наоборот, впасть в безответственность, перекладывать ее, ожидая решения своих проблем только свыше, чудесно. Тогда разочарование может постигнуть во внутренней установке «Бог оставил меня, не помог, я не достоин Его помощи».

Но все таки распространенное в настоящее время в различных обществах применение обетов трезвости основывается на установке того, что обет является не лечебным средством, а духовной практикой. Это дает человеку возможность некоторое время с помощью Божией пребывать без воздействия алкоголя, восстанавливать естественные процессы в организме, переживать психологический дискомфорт, учиться проходить стрессовые состояния в своей жизни трезвым, подходить к решению своих проблем, приведших к возникновению алкоголизма. Здесь необходима непрерывная помощь сообщества, участие, занятия, человек не должен оставаться в одиночестве.

Разумеется, для страждущего алкоголизмом нормой должна стать трезвость постоянная.

Далее в разделе «Формы и методы деятельности по утверждению трезвости» приводятся следующие способы работы (сложность возрастает):

- индивидуальные консультации для страждущих и их родственников;

- групповые беседы со страждущими и их родственниками;

- курсы или школы по избавлению от зависимости;

- группы само- и взаимопомощи;

- реабилитационные центры – церковные и церковно-общественные учреждения.

Все эти формы присутствуют в практике, в Концепции не оговариваются конкретно какие- либо существующие методики, например, двенадцатишаговая программа или метод Г.А. Шичко или другие методы. Их, вероятно, может существовать не мало, можно погружаться в обсуждение достоинств и недостатков каждой системы. Концепция приводит общие принципы, а практическая жизнь отбирает наиболее жизнеспособные методики.

В разделе «Координация церковной деятельности по утверждению трезвости» весьма основательно представлены возможности работы на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

Все эти направления опробованы на практике и могут влиять на развитие трезвеннического движения, они также представлены в общем виде, как основные разделы работы. Вообще, данный раздел представляется как плод обобщения большого практического опыта.Необходимо отметить, что ведение на приходе какой либо трезвеннической работы требует значительной энергии, времени, духовного напряжения, привлечения специалистов и добровольных помощников, тогда это может приносить результат.

Возврат к списку




Публикации

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области
17 Ноя 2017

Митрополит Даниил: Наше общее дело – возрождение Архангельской области


Накануне первого в истории региона форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил дал интервью «Деловому Вестнику Поморья».

Владимир Личутин: Русский человек непостижим
15 Ноя 2017

Владимир Личутин: Русский человек непостижим


Русский народ – великий народ, это нельзя подвергать сомнению. Если бы русский человек был так прост, как он сумел бы покорить такое огромное пространство? Русский человек был чрезвычайно религиозен, и его Бог — живой. Так считает писатель Владимир Личутин.

Благодать как солнечный свет
8 Ноя 2017

Благодать как солнечный свет


Афон у каждого свой. Святое место, почитаемое как земной удел Божией Матери, открывается всякому паломнику по-разному. Люди, бывавшие там несколько раз, свидетельствуют, что с каждым паломничеством открывают Афон с новой стороны: то, что оставалось незамеченным, со временем предстает уму в ясности и простоте.

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!
7 Ноя 2017

Профессор Глянцев: Надо знать… Бог есть!


Почему методы российской медицины XIX столетия не позволили спасти жизни героя Отечественной войны 1812 года Петра Багратиона и солнца русской поэзии Александра Пушкина? Что объединяло искусных хирургов Николая Пирогова и святителя Луку (Войно-Ясенецкого)? Как хирургия искушала святого, когда он отбывал ссылку в Архангельске? Об этом в своих книгах размышляет историк медицины Сергей Павлович Глянцев.