Протоиерей Георгий Ореханов: Вы можете изменить только себя

Дата публикации:03.01.2014

Родители не должны бояться делать ошибки, хотя бы потому, что они все равно будут их делать. Мы представляем себе воспитание, как передачу суммы знаний и навыков. Однако человек может что-то передать и воспринять в жизни, только если он действительно это полюбит. Задача родителя в том, чтобы передать ребенку любовь к Церкви, но сделать это можно только при подлинном уважении к его личности. И надо помнить: ребенок имеет право эту любовь не принять... Такие идеи о воспитании подрастающего поколения озвучил проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г.Москва) протоиерей Георгий Ореханов на встрече с жителями Архангельска.

Почему дети уходят из Церкви

Родители часто задают себе вопрос: почему мы, так любящие Церковь, не можем передать эту любовь детям. Из опыта известно: если в нашей жизни есть что-то ценное, то оно передается ребенку. Вспомним последние 20 лет нашей духовной жизни: мы становились верующими людьми, боролись со своими грехами, и начинали с ревностью воцерковлять детей. Результаты плачевны: каждый 2-3 ребенок, выросший в церковной семье, уходит из храма. Попробуем понять почему.

Первая причина - фарисейство родителей. Повзрослев, дети открыли для себя удивительную вещь: мама и папа в храме одни, а дома другие, на людях говорят одно, а с детьми - другое. Вторая причина - ложь, которая есть в церковной жизни: двусмысленность в отношениях на приходе, отсутствие любви и уважения к людям в храме. Также отталкивает низкое «качество» богослужения: чтения и пения, отсутствие яркой проповеди. Нежелание многих священников заниматься катехизацией. Есть моменты - крещение и венчание - когда с людьми действительно надо говорить очень много, объясняя смысл Таинств.

Современные молодые люди, зачастую, неспособны справиться с грехами. И не желают себя ограничивать. Наша задача разговаривать с ними так, чтобы не отвратить от Церкви. А нередко они слышат примерно следующий текст: «Ты - окаянный грешник, пошел вон отсюда». Вы можете сказать, что я это придумал, но в наш храм очень часто приходят люди, которых именно так выгнали из других церквей.

Чего не хватает в жизни христианской семьи

Нужно передавать детям опыт милосердной любви и служения людям. Наши чада вслед за нами вырастают эгоистами. Для них закрыта сфера человеческого горя. Было бы полезно, чтобы дети уже в школе могли прийти в больницу и поухаживать за больными или пожилыми людьми.

Второй момент - опыт семейного очага. Дети должны любить свою семью, должны стремиться проводить время друг с родителями, братьями и сестрами. Известный московский священник отец Валериан Кречетов как-то сказал мне: «Самое главное, чтобы дети тебя любили». Опыт семейной любви становится для ребенка «прикрытием», оберегающим от разрушительных явлений обществе.

Третий момент - надо передавать детям любовь к молитве. Это сложно, потому что мы сами молитву не любим. Гораздо проще заставлять детей читать утренние и вечерние правила. Однако надо понимать: это будет продолжаться лет до 13-14, пока отрок не задаст вам или самому себе вопрос: «А зачем мне это надо?». А объяснить это невозможно, потому что у него нет утешительного опыта молитвы.

Также важно формировать в ребенке опыт личной ответственности. Очень часто мы не способны принимать решения в самых простых ситуациях и учим этому же детей. Многие ли из тех, кто вырос в Церкви, стали людьми творческими, яркими, способными преображать жизнь?. Мне кажется, что таких людей не много. Мы привыкли прикрываться благословением духовника или советами окружающих, а это убивает самостоятельность и, как следствие, подавляет развитие самобытной личности.

Важно передавать детям опыт интереса к Церкви и опыт положительного восприятия Церкви. Это самое сложное, потому что именно по нашей вине детям в Церкви неинтересно и они не хотят там находиться.

Настоящее воспитание созидается на двух принципах. Дети должны знать, что отец никогда со своего места не сойдет. Однако отец с огромным уважением должен относиться к выбору ребенка. Дети должны понять, что все, что они совершают в жизни - это их собственный выбор. Сочетание этих двух факторов и рождает воспитание. Поймите, что человека, не помещающегося поперек лавки, изменить невозможно. Вы можете изменить только себя, и изменить так, чтобы ребенок вам поверил и захотел пойти за вами.

Подготовила Дарья Андреева

Возврат к списку




Публикации

Как в раю
26 Апр 2018

Как в раю


Рай в представлении ранних христиан — город, Небесный Иерусалим. Откровение святого Иоанна Богослова рисует его образ через городскую символику — стены, украшенные драгоценными камнями, золотая улица, озаренная божественным светом. В Средние века появилось пасторальное представление о рае: луг, нежные животные, плеск речушек. Образ Небесного Царства стал одной из главных тем мировой культуры на протяжении многих столетий. Об этом рассказывает доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Ирина Фельдт.

Хвала владычествующему с благостию!
25 Апр 2018

Хвала владычествующему с благостию!


Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много — а именно два!

И увидите небеса отверстыми...
24 Апр 2018

И увидите небеса отверстыми...


Конечно же, говорить об аде и рае от себя мы не можем, поскольку там не были. Но есть люди, видевшие их. Таких свидетельств на самом деле много. Одно из первых и авторитетных  —апостола Павла, который  был восхищен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (Кор.12:2).

Святые заостровские люди
23 Апр 2018

Святые заостровские люди


Во времена господства больших городов все, что остается за их пространством и безостановочной жизнью, кажется почти иллюзорным. Лишь немногие уставшие от комфорта чудаки-эксцентрики и деловитые предприниматели, которых не отпускает малая родина, решаются освоить это забытое измерение под названием «сельская местность».